Внимание:"Испанский  кинематограф. Визуальная хроника"

с 28 июля по 4 сентября 2011 года, в рамках проекта "Год Испания-Россия2011" Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Посольство Испании в России, Генеральное консульство Испании в Санкт-Петербурге и Центр испанского языка и культуры ADELANTE представили фотовыставку "Испанский  кинематограф. Визуальная хроника" 

 

Фотографии историка кино Хесуса Гарсия де Дуэньяс (Испания) посвящены испанскому кинематографу. Выставка в РОСФОТО представляет собой визуальную хронику уникального явления, которое с момента своего возникновения в 1896 году и по сей день развивается в русле европейской кинематографической традиции и не теряет при этом национального колорита. Большая часть фотографий-черно-белые и представляют тот кинематограф Испании, который мы в России практически никогда не видели: кинематограф периода правления Франко в Испании.

На открытии выставки генеральный консул Королевства Испании в Петербурге господин Рикардо Пейдро Конде в своей речи заметил очень важное: "...все, что Вы здесь видите, - это Жизнь!":

Более ста сорока фотографий, многие из которых практически неизвестны широкой публике, познакомят петербургских зрителей с выдающимися мастерами испанского кино и созданными ими фильмами. Директор Центра испанского языка и культуры ADELANTE господин Fernando Carrera вспомнил фразу одного из кинематографистов, что "фотография - это Истина, это - Правда и, соответственно, что Кино - это Правда 24 кадра в секунду!:)) "

 

Экспозиция открывается историей первых десятилетий испанского кино, представляет его отличительные черты и стилистические особенности, коротко останавливаясь на знаковых работах, и завершается снимками, которые демонстрируют наиболее характерные для кинематографа Испании мотивы и темы. Эта выставка отражает процесс эволюции испанского кино.

 

По словам бывшего директора Испанской киноакадемии Хосе Луиса Борау, испанский кинематограф «переживает сейчас свой лучший период», что свидетельствует о его цельности и многообразии, независимости и актуальности, отражающихся в растущем признании публикой и критиками. И этот кинематограф представлен на фотовыставке в цветном изображении:-) 

 

Что мы знаем про испанский кинематограф? Первый кинопоказ в Испании состоялся 5 мая 1895 года в Барселоне. Фильмы братьев Люмьер были показаны в мае в Мадриде и в декабре в Барселоне. Первыми испанскими фильмами считаются «Выход двенадцатичасовой мессы из церкви Пилар Сарагосской» (Salida de la misa de doce de la Iglesia del Pilar de Zaragoza) Эдуардо Химено Пероманте, «Портовая площадь в Барселоне» (Plaza del puerto en Barcelona) Александра Промио и «Прибытие поезда из Теруэля в Сегорбе» (Llegada de un tren de Teruel a Segorbe) неизвестного автора. Первым игровым фильмом, то есть фильмом по сценарию, была «Ссора в кафе» (Riña en un café), снятая Фруктуосом Хелабертом. Все эти кинофильмы появились в 1897 году. Первым испанским режиссёром, добившимся международного успеха, был Сегундо де Чомон.

 

В 1914 году центром кинопроизводства Испании была Барселона. В это время преобладали так называемые эспаньолады, эпические картины из истории Испании, которые доминировали в испанском кино вплоть до 1960-х годов. В 1928 году Эрнесто Хименес Кабальеро и Луис Буньюэль основали в Мадриде первый киноклуб. К тому времени центр кинопроизводства переместился в Мадрид, в нём было снято 44 из 58 испанских кинолент. В этом же году Франсиско Элиас Рикельме снял первый в Испании звуковой фильм «Тайна Пуэрты дель Соль» (El misterio de la Puerta del Sol). Драма о сельской жизни «Проклятая деревня» (La aldea maldita, 1929) Флориана Рея имела большой успех в Париже, где в то же время Луис Буньюэль и Сальвадор Дали представили вниманию публики фильм "Андалузский пес" (Un chien andalou), ставший позднее одним из самых известных авангардистских фильмов эпохи. В 1931 приход иностранных звуковых фильмов привел в упадок испанский кинематограф, в этом году был снят только один фильм.

 

С 1936 два враждующих лагеря начали использовать кино как средство пропаганды и цензуры. Франкисты создали Национальное Управление Кинематографии (El Departamento Nacional de Cinematografía). Многие профессиональные кинематографисты стали уезжать из страны. При новом режиме навязывалось обязательное озвучивание на кастильском наречии всех фильмов, демонстрирующихся в стране. В то время прославились такие режиссеры как Игнасио Ф. Икино, Рафаэль Хиль («Huella de luz», 1941) , Хуан де Ордунья («Locura de amor», 1948), Артуро Роман, Хосе Луис Саэнс де Эредия («Raza», 1942 - по собственному сценарию Франко) и Эдгар Невильe. Также смог отличиться фильм «Fedra» (1956) режиссёра Мануэля Мур Оти. В 1950-х в Испании начали проходить два важных кинематографических фестиваля. 21 сентября 1953 впервые состоялся Фестиваль Кино (El Festival de Cine) в Сан-Себастьяне, который с тех пор не прерывался ни на один год. А в 1956 прошла первая Неделя Международного Кино в Вальядолиде (Semana Internacional de Cine — SEMINCI). Начиная с фильма «Marcelino pan y vino» (1955) режиссёра Ladislao Vajda, появляется мода на актёров-детей, снимается множество картин с участием Хоселито, Марисоль, Росио Дуркаль, Пили и Мили, Аны Белен.

 

С 1950-х становится очевидным влияние неореализма на новых режиссёров, таких как Антонио дель Амо (Antonio del Amo), Хосе Антонио Ньевес-Конде (Jose Antonio Nieves-Conde) с его наиболее заметным фильмом «Surcos» (1951), Хуан Антонио Бардем (Juan Antonio Bardem) c фильмами «Muerte de un ciclista» (1955) и «Calle Mayor» (1956) и Луис Гарсия Берланга (Luis García Berlanga) с фильмами «Bienvenido, Mister Marshall» (1952), «Calabuch» (1956), «Los jueves, milagro» (1957), «Plácido» (1961) и «El verdugo» (1963). В беседах Саламанки Бардем оценивает послевоенное кино как жестокое и бессердечное: «испанское кино на самом деле, говорит он, политически неэффективно, социально ложно, низко-интеллектуально, неэстетично и индустриально слабо». Буньюэль время от времени приезжает в Испанию, чтобы снять скандальную Виридиану (1961) и  Тристану (1970), два из его лучших фильмов. В 1962 годук руководству Главного Управления Кино вернулся  Хосе Мария Гарсия Эскудеро (José María García Escudero). С ним увеличилась государственная поддержка кино, стала активно развиваться Государственная Школа Кино, из которой вышло множество новых режиссёров, преимущественно лево-ориентированных и оппозиционных диктатуре Франко. Среди них можно выделить Марио Камуса, Мигеля Пикасо, Франсиско Регейро, Мануэля Саммерса и Карлоса Сауру (Carlos Saura). Из так называемой "барселонской школы", изначально экспериментальной и космополитичной, выделяются Висенте Аранда, Хайме Камино и Гонсало Суарес, которые, однако, снимут свои шедевры только в 1980-х.

 

В 1967 году появляется Кинофестиваль в Ситжесе (El Festival de Cine de Sitges), впоследствии известный как Международный кинофестиваль Каталонии и считающийся одним из лучших кинематографических конкурсов Европы и номером 1 в области фантастики, в жанре в котором особенно отличился Хесус Франко (Jesus Franco), режиссёр очень известный за пределами Испании под псевдонимами Джесс Франк (Jess Frank) или Джесс Франко (Jess Franco). Вместе с концом диктатуры закончилась и цензура. Стали разрешены культурные проявления на других испанских наречиях помимо кастильского, образовался, например, Каталанский Институт Кинематографии (el Institut de Cinema Català) и другие. На протяжении эпохи демократии каждое новое поколение режиссёров обращались к дискуссионным темам и пересматривали предшествовавшую историю страны. Это Хайме Чаварри, Басилио Мартин Патино, Виктор Эрисе, Хосе Луис Гарси, Мануэль Гутиэррес Арагон, Элой де ла Иглесия, Пилар Миро и Педро Олеа. Также проявило себя так называемое «новое кино басков» («nuevo cine vasco») режиссёров Мончо Армендарис и Хуанма Бахо Ульоа.

 

Приглашаем на вернисаж, а для тех, кто по тем или иным причинам не сможет посетить выставку, - представляем фотоальбом экспозиции из выставки: "Испанский  кинематограф. Визуальная хроника":

 
 

Источники материалов - http://ru.wikipedia.org/wiki/Кинематограф_Испании, Центр ADELANTE:  www.centroadelante.ru  

Видео - Валерий Гуцалов

Фотографии - Валерий Гуцалов и Наталия Кирилова