25 ноября 2021 года в российский прокат выходит финская мелодрама/роуд-муви «КУПЕ НОМЕР 6». 16+
Кинокомпания СТВ (Россия), Кинокомпания, Aamu (Финляндия), Кинокомпания Amrion (Эстония), Кинокомпания Ахтунг Панда! (Германия) при поддержке Финского кинофонда, YLE, ARTE, Эстонского Киноинститута, Министерства Культуры Российской Федерации, MEDIA, Евримаж представляют фильм режиссёра Юхо Куосманена «КУПЕ НОМЕР 6». Авторы сценария: Андрис Фельдманис, Ливия Ульман при участии: Юхо Куосманен по мотивам романа Росы Ликсом. Русские диалоги: Любовь Мульменко. Продюсеры: Юсси Рантамяки, Рийна Сильдос,Наталья Дрозд, Сергей Сельянов, Ямила Венске. Оператор: Яни-Петтери Пасси («Чернобыль» HBO). В ролях: Сейди Хаарла, Юра Борисов, Динара Друкарова, Юлия Ауг, Лидия Костина, Томи Алатало, Виктор Чупров, Денис Пьянов, Полина Ауг. ГРАН-ПРИ 74-ГО КАННСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ.
Студентка из Финляндии садится в поезд «Москва-Мурманск», пытаясь сбежать от своей таинственной московской любви. По воле случая ей приходится разделить долгую поездку и тесное купе с грубоватым русским шахтером. Нечаянное соседство помогает обоим пассажирам купе номер 6 осознать своё одиночество и тоску по человеческим отношениям.
Часть первая. Предлагаю зрителю прочитать размышления режиссера-постановщика фильма ЮХО КУОСМАНЕН (Финляндия), из которых нам, российским гражданам станет более-менее понятно: о чем же снят фильм «Купе номер 6»? Какая идея и какое «послание» адресовано зрителю, когда режиссер вторгается на иную «территорию», - «территорию смысла» иной культуры. Россия - это не Финляндия, хотя, сегодня «глобалисты» усердно «стирают границы», в том числе, - и национальность, и идентичность человека (уверена, что современный человек понимает то, о чем я пишу: политкорректность, отрицание пола у человека).
ЮХО КУОСМАНЕН: «О книге и как все начиналось. Моя жена прочла книгу Росы Ликсом “Купе номер 6” сразу после публикации, в 2010 году. Я взглянул на обложку и спросил, выйдет ли из этой книги хороший фильм, и она ответила: «Почему нет? История интересная». История, безусловно, интересная, но это, ведь, книга. В ней много разных линий, а в контексте фильма важно какое именно направление выбрать? И когда я ее прочел, то подумал, что уж слишком сложно экранизировать. Но книга не отпускала, я продолжал думать о ней, и снова перечитал, и снова подумал, что всё же невозможно перенести его на экран.
Потом на одном мероприятии я встретил писательницу Росу Ликсом, мы поговорили о возможности экранизации. Я ей рассказал о своих идеях и сомнениях, а она ответила, что я могу делать с книгой все, что угодно. Так мы и поступили. Поэтому фильм, который в итоге получился, скорее вдохновлен романом Росы, чем снят по нему. После выбора мест натурных съёмок и кастинга, - все снова поменялось. Мы отошли от текста, изменили маршрут, десятилетие - страна поменялась на Россию, исчез Советский Союз, который был в романе, мы изменили возраст мужского персонажа, и даже изменили его имя с Вадима на Лёшу (в честь сумасшедше-прекрасного парня, которого мы встретили в поезде во время поиска места натурных съёмок).
«О героях. В некотором смысле, фильм начинается, когда Лора садится в поезд, но я хотел показать, от чего она бежит. Для меня это скорее не про поворот в повествовании, а про контраст. По сути, в начале она хочет быть как ее подруга Ирина - умной москвичкой. Но в дороге, она понимает, что больше похожа на Лёху. Неправильная, нескладная и одинокая.
Столкновение с другим человеком, абсолютно не похожим на тебя самого - это, безусловно, важнейшая часть смысла самого фильма. Мы много говорили о смысле персонажа Лёхи. Кто он? Он - другой, но в то же время, он еще и отражение самой Лоры.... Это еще и - история о попытке понять и принять, кто ты. Когда ты встречаешь кого-то впервые, всегда есть возможность начать сначала, притвориться, что ты - тот, кем хотел бы быть. Или же это возможность раскрыться и узнать что-то новое о себе. Есть особый вид «утешения в незнакомцах». В зависимости от взгляда и присутствия другого человека, ты либо начинаешь притворяться, либо же отпускаешь всё и становишься собой.
Для меня самое интересное - это то, что возникает вне сексуального влечения. Истории про любовь очень часто - слишком поверхностные: они влюбятся? А когда у них будет секс? Наверное, такую историю проще продать, но действительно ли она будет интересной? Мне на самом деле безразлично, кто с кем занимается сексом. Я хочу понять, почему и как мы чувствуем. Для меня эта история во многом о душевной близости, и, думаю, что Лора и Лёша испытывают нечто большее, чем сексуальное влечение. Они скорее, родственные души, мне нравится думать, что они испытывают одни и те же невысказанные чувства. У них как будто было одно и то же детство, но не одни и те же взгляды. Они связаны на эмоциональном уровне, но не на уровне культурных особенностей.
О времени. Майкл Шейбон однажды сказал: «Ностальгия - это эмоциональный опыт, всегда моментальный, всегда хрупкий, опыт того, что ты потерял или никогда не имел... Это ощущение, которое охватывает тебя, когда какая-то исчезнувшая красота мира на мгновение воскресает». Я всегда говорил, что я не человек прошлого, не человек ностальгии, но она является эмоциональным ядром моих фильмов. Видимо, ностальгия все же мне близка.
О съемках. Знаете, самый ужасный момент в работе над фильмом, - когда в начале процесса тебе нужно четко определить, что за фильм ты снимаешь. Нужен хороший ответ для продюсеров и инвесторов, но по факту ты сам еще не знаешь его. Ты движешься навстречу чему-то странному, и сначала непонятному, но продолжаешь идти вперед. Это - по-настоящему бессознательный процесс. И когда все готово, ты понимаешь, что именно заставляло тебя продолжать двигаться.
Невозможно снимать про то, что ты не понимаешь. Мне не нужно идентифицировать себя с моими героями, но нужно понимать, какие чувства они испытывают. Персонажи рождаются на территории взаимопонимания режиссёра и актёров. В данном случае я наделил Лору множеством собственных качеств, но я не думал о гендере, и здесь, как мне кажется, он и не важен. Потому что фильм не о женщине или мужчине, он о людях. Мужчина или женщина - это лишь варианты из множества тех ролей, которые мы можем играть, и в этом фильме я стараюсь посмотреть на человека вне этих ролей. Меня интересует та скрытая основа, которая существует вне нашей публичной персоны.
«О юморе. Мне кажется, что юмор и характер повествования - это то, что по большей части тебе не нужно объяснять, да и чаще всего на это нет причины. Мне нравится, когда я могу вызвать улыбку, особенно у невеселого человека. О поездах. На бумаге идея снимать в настоящем поезде оказалась намного лучше, чем на практике! Сложностей было не мало, группа у нас была совсем не большой, все было не очень быстро, как хотелось бы, а в малюсеньких купе не хватало кислорода, но в итоге я очень благодарен съёмочной группе - мы справились.
О петроглифах. Петроглифы - это следы прошлого. Лора считает, что, увидев их, она сможет прикоснуться к вечности. Но это просто холодные камни. Жизнь - это миг. Если постоянно бежать за чем-то вечным, можно потерять то, что у тебя есть сейчас.
Да, мы не хотим просто исчезнуть навсегда, хотим, чтобы нас помнили. Люди создают безумные статуи и орнаменты в качестве доказательства, что они существовали. Но то, что испытали в путешествии Лора и Лёша, оставит не менее глубокий след в их жизни.
«Купе номер 6» - это мой петроглиф, который останется надолго, я надеюсь. Наверное, просто чтобы сказать, что мы там были, мы снимали те сцены. Мы были живы, и нам было весело».
Часть вторая. 25 лет понадобилось финской писательнице Росе Ликсом, чтобы написать свой роман по воспоминаниям от путешествия по Транссибирской магистрали во времена СССР.
«Поезд спешит на Восток все ждут наступление утра», - это эпиграф романа «Купе номер 6», но в фильме «Купе номер 6» поезд летит на Север в уже современной России, а что ожидают герои фильма Лора и Леха, - пусть об этом расскажет картина!
Единственно, о чем умолчал финский режиссер, рассказывая о сюжете фильма, - так это о том, что финская девушка вынужденно отправляется в путешествие на Север из Москвы поздней осенью. Её просто… выпроводила из своей квартиры московская любовница под благовидным предлогом, - найти петроглифы, - барышне быстро прискучила эта «женская любовь» с финской девушкой (из фильма мы так никогда и не узнаем: зачем эта девушка приезжала из Финляндии в Россию, кем она работала на своей родине, чем занималась,- только один карандашный рисунок дает зрителю намёк, что героиня неплохо рисует). Это, собственно, - всё, что мы знаем о Лоре.
Однако в фильме «Купе номер 6», российский зритель увидит родное Заполярье, до боли знакомое путешествие российскими РЖД, а те, кто только в Турции отдыхает, - сможет расширить свое понимание о Родине!
Благодарим за предоставленные материалы и фотографии: https://b2b.sonypictures.ru/soon/00451/
Материал подготовлен ИА «Вольный остров».