Мечта директора Нижегородского театра: роли для актеров и таланты на сцене

Нижегородский государственный академический театр драмы им. М. Горького - один из старейших театров России, основанный в 1798 году.

Еще в 1813 году князь И. М. Долгорукий отмечал: «Театр Нижегородский лучше многих таких же в России, и, при недостатке забав всякого рода, очень весело иметь случай съезжаться с людьми в это публичное место».

В XXI веке театр остается столь же популярным, его постановки востребованы у зрителя.

В апреле 2024 года труппа театра в рамках Федеральной Программы «Большие гастроли» представила свои спектакли питерскому зрителю на сцене Театра-Фестиваля «Балтийский дом».

Мы попросили директора Нижегородского государственного академического театра драмы им. М. Горького, Заслуженного работника культуры России Бориса Петровичи Кайнова приоткрыть завесу тайны и рассказать, как удается театру уже третье столетье сохранять ведущие позиции в российском театральном мире.

- Борис Петрович, это не первые гастроли нижегородцев в Санкт-Петербурге. Не разочаровал вас питерский зритель? Что привезли?

Борис Кайнов: «Да, это - не первые гастроли нашей труппы. В 2018 году мы менялись сценами с театром «БУФФ». В этом году сцену предоставил Театр-Фестиваль «Балтийский дом». В это же время они представляли свои спектакли на нашей сцене в Нижнем Новгороде. За четыре дня мы дали шесть представлений пяти спектаклей - «Макбет», «Третья правда, или история одного преступления», «Ваш выход», «Брачный договор» и детский спектакль «Незнайка учится». И питерский зритель не разочаровал. После каждого спектакля прием был открытый, сильный. Действительно, люди сопереживали героям. Не важно, с каким настроением вы пришли на спектакль. Должна возникнуть искорка взаимопонимания между актёром и вами, как зрителем. Если это случилось, значит, мы работали не зря. Театр - это же, живое общение, это - сопереживание».

- Часто удается выезжать на гастроли?

Борис Кайнов: «В советские времена чаще выезжали, и гастроли, действительно, были большими. Вот я, например, работая уже главным администратором в театре, уезжал с труппой на все лето. Сначала гастроли проходили в одном городе, затем - во втором. Но сейчас, слава богу, хотя бы есть вот эти небольшие недельные гастроли, которые проходят при поддержке Федеральной Программы «Большие гастроли». Это - тоже «подвижка». Хорошо, что актёры выезжают и знакомятся с новым зрителем, изучают его реакцию. Спектакль - это живое искусство, которое происходит здесь и сейчас. Какая реакция зала, такая и отдача актёра».

- На спектакле «Брачный договор» среди зрителей были, те, кто пришел посмотреть игру Заслуженного артиста России Сергея Блохина. И, кажется, что они были из Нижнего Новгорода.

Борис Кайнов: «Не обязательно. В Петербурге, впрочем, как и в Москве, да и в разных городах и странах, очень много выпускников нашего театрального училища. И здесь, в «Балтийском доме», есть актеры, выпускники нашего училища, как и в других театрах тоже. У нас очень сильная «нижегородская» театральная школа. Наша труппа на 75% состоит из выпускников Нижегородского училища. Остальные ребята, кто - из Красноярска приехал, из - Ярославля есть, но, работая в нашей труппе, они становятся уже выпускниками нашей школы. «Нижегородская театральная школа» - абсолютно другая и отличается от ГИТИСа, «Щуки» (Театральный институт им. Бориса Щукина - прим.редакции) и других школ».

- В чем выражается это отличие?

Борис Кайнов: «Любая школа имеет, как бы, - свой «ярлык». Отличие нашей школы - самоотдача, «правда жизни», которая существует на сцене у актера. Я говорю о театральном актере, не - о «киношных». Для меня это - не актеры, поскольку они не проживают жизнь своих героев,- сегодня сняли эпизод крайний в фильме, завтра начало фильма снимают, дубли, затем режиссер «режет», вставляет, склеивает кадры. Поэтому, «киношный» актер не может прожить роль от начала и до конца, как это делает актер на театральной сцене».

- Сегодня чуть ли не в каждом вузе есть актерский факультет или актерская мастерская. По моим оценочным суждениям у нас в стране сегодня выпускников актерских факультетов больше, чем юристов и экономистов, которых тоже массово выпускали. Получив образование, основная масса артистов остаются за бортом профессии.

Борис Кайнов: «Такая проблема, действительно, существует. К сожалению, сегодня три училища дают среднее профессиональное образование - в Нижнем Новгороде, Казани и Екатеринбурге. По теме высшей школы, на мой взгляд, необходимо государству и Министерству образования, обратить на эту проблему внимание и запретить выпуск актеров непрофильными вузами. Выпускники, окончившие подобные учебные заведения, чаще всего, не могут работать по специальности, поскольку ужесточаются требования к квалификации актера и театры, прежде всего, пригласят к себе в труппу выпускника специализированного вуза. Хотя и там не всегда достойное образование. Общаясь с режиссерами, которые приезжают к нам в театр, картина складывается печальная: они в ужасе, так как даже в специализированные высшие учебные заведения сегодня приходит студент, который мало что читает. Вот в чем беда наша. Образование «просело» у нас совсем. И начинать нужно с общеобразовательной школы. В профессиональных учебных заведениях дан норматив - выпустить 18 студентов в год. В этом нормативе главное выпустить, чтобы платить зарплату педагогическому составу. Поэтому и набирают, - «абы кого». Дальше уже никого не интересует, как сложится у выпускника судьба. Но нам повезло, поскольку, как я сказал выше, у нас в труппе в основном выпускники «Евстигнеевского колледжа», где еще трудятся преподаватели старой школы. А что будет в дальнейшем?»

- Недавно услышала такое мнение, что актеру необязательно иметь высшее образование.

Борис Кайнов: «Если у человека есть талант и «дан дар» ему свыше - да, «корочки» ничего не дают».

- А много таких талантливых без образования?

Борис Кайнов: «Их становится все меньше и меньше. Таланты уходят в Вечность и образуются пустоты, которые пока не заменить! Расхожая фраза «незаменимых нет» к театральной среде неприемлема, повторюсь, существуют пустоты после ухода великих актеров. Недавно я общался с Григорием Анатольевичем Заславским (театральный критик, ректор Российского института театрального искусства - ГИТИСа, - прим. редакции). Мы с ним давно дружим. Я говорю, что нам нужна героиня. А он мне отвечает: «Боря, их уже в природе нет». Нет сегодня в театре амплуа социальных героинь и героев, как это было раньше. Сейчас существует универсальный актер, который должен играть все и всех. Например, Сережа Балахин, наш заслуженный ведущий мастер сцены все четыре вечера в разных образах выходил на публику, и зритель верил ему. Девчонки все в разных ролях были - сегодня утром в сказке прыгали, вечером «Макбет» играют».

- Как оценивается у вас актерский труд?

Борис Кайнов: «В этом квартале средняя заработанная плата по театру составляла 78 тысяч руб., у актеров - 114 тысяч. По нашим меркам даже некоторые федеральные театры столько не выплачивают денег».

- Как это удалось?

Борис Кайнов: «У меня с театром давняя любовь. Я 20 лет прослужил главным администратором, вот уже 22 года работаю директором театра. Все зависит от того, какая собрана труппа и кто ее возглавляет. У нас директорский театр, т.е. все режиссеры - приглашенные. Я - не художественный руководитель и не главный режиссер, а - директор театра. Мы в 2004 году решили создать театр-лабораторию, без главного режиссера. Наверняка вы знаете не мало примеров, когда у театра есть главный режиссер, а его жена при этом - актриса. В этом случае труппа - «мёртвая», поскольку, как часто это и бывает, все главные роли будут отданы супруге. Поэтому коллективно было принято решение попробовать приглашать режиссеров на постановки. Но и здесь у нас возникли проблемы, поскольку сложно найти режиссёров, которые были бы близки нашему театру по духу. Мы стараемся сохранить русский психологический театр, «не изгаляясь» над его сутью, как некоторые столичные театры - полуголые по сцене ходят и все прочее такое. Из 39 спектаклей, что стоят у нас в афише, 78 % это - «классика».

- Наверное, ваш театр по репертуару и по традициям схож с нашим «Молодежным театром на Фонтанке».

Борис Кайнов: «Мы знакомы с Семеном Яковлевичем Спиваком, приглашали его несколько раз в Нижний Новгород. Он привозил к нам на фестиваль свои спектакли. У вас тоже есть - этот «бриллиантик», который существует на Питерском театральном небосклоне.

- Как подбирается репертуар? Вы этим занимаетесь?

Борис Кайнов: «В основном, - я, литературная часть и заместитель директора по общим вопросам. Стараемся найти где-то ту серединку, которая будет интересна всем. Почему классики много? Там есть что играть: характеры, образы, для актеров интересная работа. Когда начинаю знакомиться с новым режиссером, то спрашиваю его «голубой мечту», - что он хотел бы поставить. Если материал, который он предлагает, вполне может устроить нашего зрителя и труппу, то берем его в работу. Если нет, то у нас есть свой чемоданчик, где огромный список названий и предлагаем ему что-то своё в работу. Сейчас Николай Дручек (российский театральный режиссер, педагог - прим. редакции) будет у нас ставить спектакль «Вдовий пароход». Материал очень интересный и многим актерам найдутся роли и хорошие образы. Режиссер Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова Наталья Ковалева приступит к постановке пьесы Льва Толстого «Живой труп». Она работает сейчас над инсценировкой. Мы уже с ней встречались, она познакомилась с труппой, загорелась возможностью поработать с нами. Многие режиссеры хотят приехать и поработать у нас и с нами. Слава о нашей труппе прошла по всей стране. Когда-то Вера Анатольевна Максимова (российский театровед, театральный критик - прим. редакции) сказала: «Нижегородская труппа может всё». Вот режиссеры хотят проверить или опровергнуть ее высказывание».

- Сколько уходит времени на выпуск спектакля?

Борис Кайнов: «Обычно, - два месяца, но бывает и больше, как, например, на спектакль «Смута». Мы его выпустили на федеральный грант, режиссер-постановщик - Геннадий Викторович Шапошников. Я заказал пьесу автору. Изначально планировалось, что этот спектакль будет ставить Елена Александровна Невежина (российский театральный режиссер, педагог - прим. редакции), она историк по первому образованию, поэтому ее привлек материал о Минине и Пожарском. В мае она привезла шесть листочков и предложила сделать «квест». Я весь отпуск был в шоке от этого «квеста», искал драматургию. Но, слава богу, судьба меня свела с режиссёром Шапошником, который и постановкой занялся, и полностью пьесу сам переписал. От исходного варианта осталась одна строчка. Он ночью сидел, писал тексты, утром приходил - выдавал актерам на сцену. Потом приходит ко мне и восхищается: «Я не понимаю, утром актерам текст даю - у них глаза горят, как будто мы уже на премьере». У нас, действительно, очень сильная труппа в этом плане, и я горжусь нашими актёрами. В столицах - сразу «звёзды», а у нас каждый актер - «бриллиантик», обточенный, отшлифованный и блестит каждый по-своему. Мы подбираем тщательно труппу».

- По каким критериям вы отбираете актеров?

Борис Кайнов: «Чувствуем, что вот такого у нас нет, и берем».

- А где смотрите?

Борис Кайнов: «В нашем училище. Или же, вот, - в Ярославль ездим. Каждый день я просматриваю почту с присланными резюме, поскольку учебный год заканчивается и не хочется пропустить очередной «алмазик». Когда у нас освобождается ставка мы объявляем конкурс - приезжают, прослушиваем, смотрим, определяем перспективу. Так вот решаем, пополняем труппу. Сейчас у нас 50 человек в труппе».

- Актеры не бегут в столицу за славой?

Борис Кайнов: «Вы знаете, сейчас из столицы стали поступать заявки профессиональных актеров. Просятся к нам в театр, но у нас вакансий просто нет, и приходится отказывать. У нас некоторых актеров тоже приглашали в другие театры, например Марк Анатольевич Захаров (режиссер театра и кино, с 1973 по 2019 годы, - художественный руководитель и главный режиссер Московского театра им. Ленинского комсомола («Ленком») - прим. редакции) приглашал. Но, наши ребята удержались от соблазна, остались с нами».

- Как удается найти деньги на реквизит, на костюмы?

Борис Кайнов: «Слава богу, наше Министерство культуры стало помогать, до этого мы только за счет собственных средств существовали. Мне даже «на коммуналку» денег не давали. Что заработали, то и вкладывали во все дела, в том числе, и - на костюмы, на приглашенных режиссеров. А сейчас немножко стало побольше финансирования и гранты получаем, поэтому как-то все складывается хорошо. Да и зрители охотно ходят на наши спектакли. В прошлом году нас посетило 138 тысяч зрителей. На протяжении последних 10 лет очень активно молодежь ходит в театр, а сейчас, вот еще, - и «Пушкинская карта» появилась. Это - хороший Федеральный Проект, позволяющий молодому поколению бывать чаще в театре. Я во главу угла поставил, что театр, как говорил Станиславский, должен быть общедоступным. У нас самый дорогой билет стоит тысячу рублей, поэтому люди приходят, цена доступна. Будучи еще главным администратором, мы придумали такую схему: в субботу-воскресенье даем спектакль по льготной цене для малоимущих людей. Это - может быть, или детский спектакль, или - вечерний взрослый. Приходят многодетные семьи, пенсионеры, для них цена билета 350 руб. Надо думать о зрителе, о людях, а не просто о своем кармане. Билетов по цене в 35 тыс. руб. или 60 тыс. руб., как в некоторых столичных театрах, у нас нет».

- Как молодёжь реагирует на классику?

Борис Кайнов: «Очень хорошо, понимают ее. Мы недавно провели анализ посещаемости спектаклей по «Пушкинской карте». Так, первым номером у нас идёт чеховский «Вишневый сад», затем - «Гранатовый браслет» Куприна и замыкает тройку лидеров - «На дне» Максима Горького. И на остальные спектакли приходят, но эти у нас - в лидерах».

- Некоторые театры практикуют просмотр спектакля школьными классами.

Борис Кайнов: «Нет, мы отказались от этой практики. Директорам учебных заведений я сказал: «Нет, только - не классами. Вы зайдите в класс, спросите, кто желает сходить в театр. У вас две руки в классе поднимется, вот вы с ними и приходите, а завтра они приведут и Васю, и Маню и уже без вас придут в театр». В театр должны ходить те, кому он нравится, интересен, а - не «из-под палки».

- У вас есть мечта?

Борис Кайнов: «Чтоб было мирное небо над головой, у актеров был «кусок хлеба, зарплата и роли». Нужно просто любить театр и быть с ним вместе «на одной волне».

- Спасибо за интервью.

 

 

Беседовали: Светлана Клепикова, Наталья Кирилова.

Фото предоставлены Нижегородским государственным академическим театром драмы им. М. Горького, из архива театра.

Материал подготовлен ИА «Вольный остров».

Источник: http://agencyvolnyostrov.ru/