В поисках творческого уединения сценарист из Лос-Анджелеса отправляется в городок, где выросла его жена. Но местные жители не настроены оставить в покое и тишине молодую пару, провоцируя конфликт, в котором герои постепенно теряют человеческий облик. Римейк знаменитого фильма Сэма Пекинпа «Соломенные псы», вышедшего на экраны в 1971 году.
Студия Screen Gems представляет фильм производства киностудии Battleplan СОЛОМЕННЫЕ ПСЫ. В ролях: Джеймс Марсден, Кейт Босворт, Александр Скарсгард, Доминик Пурселл, Лас Алонсо, Уилла Холлэнд и Джеймс Вудс. Режиссер и автор адаптированного сценария: Род Лури; авторы оригинального сценария: Дэвид Зэлег Гудман и Сэм Пекинпа. Продюсер: Марк Фридман. Фильм снят по роману Гордона Уильямса «Осада фермы Тренчера». Исполнительные продюсеры: Бо Маркс и Гилберт Думонтет. За кадром остались оператор Алик Сахаров, ASC; художник-постановщик Тони Фаннинг; и монтажер Сара Бойд, A.C.E. Музыку к фильму написал Ларри Груп. Костюмер: Линн Фалконер. Продолжительность фильма 109 минут.
Сценаристом и режиссером фильма 1971 года выступил Сэм Пекинпа, главные роли сыграли Дастин Хоффман и Сюзан Джордж. К работе над сценарием также приложил руку Дэвид Зэлег Гудман. Оба фильма основаны на книге Гордона Уильямса «Осада фермы Тренчера».
Что ты будешь делать, если все, ради чего ты жил, внезапно оказывается под угрозой? Как далеко ты готов зайти, чтобы не потерять все это? Этими вопросами вынужден задаваться голливудский сценарист Дэвид Самнер (Джеймс Марсден) и его жена Эми (Кейт Босворт). После смерти отца Эми, супружеская чета переезжает на ее родину - в маленький городок на юге страны. Кажется, город рад новоселам, однако улыбчивые лица и добросердечная гостеприимность - не имееют под собой "реальную почву", словом, - "все ложь и обман, все только - кажется"...
Сюжетная канва леденящего кровь триллера проецируется на современный американский городок на юге страны. В таких провинциальных городках все слишком хорошо знают друг друга, а городская иерархия определяется тем, насколько хорошо ты играл в школьной футбольной команде.
«Дэвид рад вернуться в родной город Эми и продолжить работу, пропитываясь непривычной для него атмосферой, - говорит Марсден о своем герое. - Несмотря на терзающие жену дурные предчувствия, ему интересно оказаться в месте, откуда она родом. Он находит вдохновение и в прекрасном доме времен Гражданской войны, и в клацанье старенького «Ремингтона». Он чувствует себя Фолкнером. Но довольно скоро он становится выброшенной на берег рыбой, начинает чувствовать городской негатив, угрозу со стороны местных, понимает, какая история связывает Эми и Чарли. Первая трещинка на безупречном стекле самообладания Дэвида появляется, как только они приезжают в Блэкуотер. На протяжении фильма она постепенно превращается в причудливую паутину трещин и сколов».
Дэвид и Эми оказываются втянутыми в цепочку кошмарных событий...
Дэвид и Эми собираются подготовить к продаже семейное поместье, пришедшее в запустение. Дэвид тем временем планирует воспользоваться тишиной и уединением, чтобы закончить очередной сценарий. Однако сельская жизни Блэкуотера не столь тиха и безоблачна, как может показаться на первый взгляд. Появление Самнеров детонирует накопившееся в жителях раздражение и становится причиной мрачных событий. Эми вновь чувствует себя знаменитостью в родном городе, и Дэвиду приходится «притормаживать» ее на поворотах самолюбования. Масла в огонь подливает бывший парень Эми, Чарли (Александр Скарсгард) и его бывшие товарищи по футбольной команде Бик (Дрю Пауэлл), Норман (Риз Койро) и Крис (Билли Лаш). Сообща они подводят Самнеров к опасной черте, вынуждая Дэвида и Эми в корне пересмотреть свои отношения.
ТАМ, ГДЕ ПРАВЯТ МАЧО
Когда режиссер и сценарист Род Лури и продюсер Марк Фридман брались за ремейк фильма Пекинпа СОЛОМЕННЫЕ ПСЫ 1971 года, они сошлись во мнении, что необходимо сохранить чудовищное напряжение сюжета и погружение зрителя в темный омут изменчивого человеческого поведения. Кроме того, нужно было адаптировать всю историю под современность и учесть ожидания подрастающего поколения.
Единственное, что Лури и Фридман решили не менять - общий костяк сценария, центральную линию формирования мрачного стечения обстоятельств, вынудивших главного героя прибегнуть к насилию, чтобы защитить себя, жену, их собственность и их брак, который держался даже после столь тяжкого потрясения.
Лури несколько преобразил главных героев. Эми «отправил» на работу - она стала актрисой. А Дэвид, который в версии Пекинпа был математиком, представлен голливудским сценаристом. «Их семья сформировалась не так давно, и Самнерам кажется, что им все беды по плечу, - говорит режиссер. - По всей видимости, весь конфетно-букетный период прошел в напряженной работе; у них не было достаточно времени, чтобы получше узнать друг друга. Теперь же им открывается оборотная, не слишком приятная сторона брака. И это горькое познание отягощается тем, что они попадают в мирок, в котором сосуществует бывший парень Эми».
Лури считает, что в его фильме куда больше параллелей с романом Гордона Уильямса «Осада фермы Тренчера», чем в оригинальном фильме Пекинпа. При этом Род чувствовал, что едва ли не важнейшим элементом удачного ремейка станет обновление истории, перенос напряженной атмосферы триллера в классический современный городок на юге Америки. В городок, где многие события определяются тем, как в пятницу закончился футбольный матч; где горожане живут в жестком соответствии с четко выстроенной иерархией. В таком экстерьере вечная тема человеческих взаимоотношений, которые рвутся в клочки по тем или иным причинам, приобретает совершенно иные, мрачные и пугающие оттенки.
Южный городок пропитывала та раскаленная и влажная атмосфера, которую Лури хотел передать в фильме. Президент студии Screen Gems Клинт Кулпеппер порекомендовал снимать картину в окрестностях города Шривпорт, штат Луизиана. «Клинт знал, что нам потребуется тяжелая, напряженная атмосфера, которая будет давить на героев и на зрителя на протяжении всего фильма, и предложил отличную локацию для съемок, - вспоминает Фридман. - После небольшой разведки местности мы нашли городок Блэкуотер, который идеально подошел для наших целей. Он выглядел именно таким, каким мы его описали в обновленной истории...Мы перенесли действие в южный американский городок и сделали персонажей футболистами, восполнив пробел оригинального фильма. У нас с Родом ни разу не появилось чувства, что мы делаем ремейк фильма Пекинпа. Мы по-другому рассказывали одну и ту же историю».
«Это не обязательно должно было случиться именно на юге, - уточняет Лури. - Мне куда важней было показать то, что насилие в городе не считалось чем-то из ряда вон выходящим. Охота, футбол (который, кстати, я обожаю) и, конечно, драки, которыми решались любые споры. Этим городом правят мачо».
Роли Эми и Дэвида сыграли две восходящие звезды Голливуда - Джеймс Марсден и Кейт Босворт.
Лури точно знал, каким будет персонаж, в образ которого собрался вживаться Марсден, - совершенно не похожим на героя Дастина Хоффмана. «Я решил абстрагироваться от образа нью-йоркского еврея с зашкаливающим IQ, - объясняет режиссер и сценарист. - Вместо этого я сделал Дэвида интеллектуалом из какого-нибудь элитного клуба в Гринвиче. Именно таким и предстал перед нами Джимми. Для нас это стало большим облегчением, поскольку мы чувствовали, что не сможем конкурировать с каким бы то ни было образом, созданным Хоффманом. Он - один из самых талантливых людей среди тех, с кем мне доводилось встречаться».
Облегчая участь актеров, Лури выделил две недели на репетиции перед началом съемок. «Мы подолгу сидели, перебрасывались разными идеями, сравнивали сценарии, - вспоминает Марсден. - Репетиции проходили в свободном поиске, который впоследствии продолжился и на съемочной площадке. Мы раскапывали историю взаимоотношений Дэвида и Эми - их брака, их проблем, откуда эти проблемы могли появиться, и какое место занимают в их жизнях. Во время репетиций и съемок Род никогда не затягивал болты, позволяя нам «войти» в сцену и немного поэкспериментировать».
Александр Скарсгард играет бывшего бойфренда Эми - Чарли Веннера. Актер соглашается, что помещение актеров в информационный вакуум пошло съемкам только на пользу: «Когда фильм снимают в Лос-Анджелесе, каждому рукой подать до родных и друзей. Так что после напряженного дня или на выходных можно отлично посидеть в знакомой компании и расслабиться. Находясь на выезде, ты невольно пытаешься адаптироваться к окружающей среде, познакомиться с местными, пропитаться атмосферой. Мы с парнями играли «туземцев», а я никогда раньше не был в Луизиане. Так что я рад, что меня никто не отрывал, - я смог полностью прочувствовать местную культуру».
Лури и Фридман отлично понимали, что именно в этом кроется секрет правильной передачи истории. «Дэвид становится героем, нашедшим в себе силы бросить вызов таким же, как он сам, - отмечает Фридман. - Вообще ему чуждо насилие, и все же он готовится держать оборону. При этом он остается интеллектуалом. Хоффман отлично передал это в своей роли - даже во время динамичных сцен нападения вы видите, как его герой думает. Джимми удалось ухватить это чувство и передать его в своем герое».
Босворт считает, что Дэвида и Эми связывают отношения милые, но поверхностные: «Мы с Джимми обсуждали историю взаимоотношений наших героев и решили, что, наверное, Дэвид и Эми связывает какое-нибудь не вполне удачное телешоу. Именно так они познакомились - Дэвид написал сценарий, а Эми сыграла одну из ролей. Потом они поженились и весело проводили время вместе, но если вы спросите, насколько хорошо они узнали друг друга, то я думаю, этим вопросом они совершенно не заморачивались. Затем на авансцене появляется Чарли, который действительно отлично знает Эми и понимает все ее страхи и мечты. Мне кажется, благодаря этому качеству ей с Чарли комфортно».
Лури вспоминает, что на первой встрече Скарсгард предложил показать своего героя влюбленным в Эми по самые уши, что позволило бы по-иному взглянуть на историю. «Я сказал Алексу, что он может воспринимать эту историю, как лавстори, - вспоминает режиссер. - Чарли должен чувствовать себя обманутым. Он - всего лишь хороший парень, который собирается вернуть свою девчонку. Думаю, на протяжении первого часа фильма зрители должны будут проникаться симпатией именно к Чарли».
Впрочем, вся благосклонность к Чарли будет рассеяна одной сценой, которая стала, пожалуй, самой трудной для Босворт. Когда актриса готовилась к съемкам сцены изнасилования, Лури решил, что ей будет полезно поговорить с Сюзан Джордж - актрисой, игравшей роль Эми в оригинальном фильме. Телефонный разговор оказался едва ли не судьбоносным для этой роли Босворт. «Трудно описать словами, насколько важно мне было поговорить с Сюзан, - ведь я абсолютно не представляла, через что мне предстоит пройти, - вспоминает Босворт. - Я думала, мы просто перекинемся с ней парой историй и в заключение отметим, что «занятно, что мы обе прошли через одно и то же». Я не знала, что наш разговор затронет такие глубинные эмоции, которые мне было нужно выплеснуть наружу. Между нами возникло какое-то негласное взаимопонимание. Мы понимали, что во всем мире есть только два человека, прошедшие через этот кошмар - она и я».
ГЕРОИ СО СРОКОМ ГОДНОСТИ
Когда чета Самнеров приезжает в Блэкуотер, романтический настрой Дэвида слегка подмывает появление Чарли и его друзей Бика, Нормана и Криса. Дэвид сравнивает их с соломенными псами - чучелами, которым китайцы поклоняются во время одной из церемоний, а затем беспощадно выбрасывают. «Отличная аналогия, - смеется Марсден, - хотя и отдает высокомерием. Пекинпа считал, что именно Дэвид обостряет ситуацию - он появляется в чужом монастыре и начинает устанавливать свои правила. Это отчасти правда, но к концу фильма, когда Дэвид дистанцируется от всех остальных персонажей, аудитория невольно начинает симпатизировать ему».
Название «СОЛОМЕННЫЕ ПСЫ» позаимствовано из китайского трактата «Книга пути и достоинства» - одного из выдающихся творений китайской литературы. В древнем Китае существовала церемония, в ходе которой сделанные из соломы фигуры собак приносили в жертву богам. К чучелу относились весьма трепетно, однако, когда боги были задобрены, от соломенных псов тут же безжалостно избавлялись.
Скарсгард говорит, что приезд Дэвида и Эми вызывает у его героя Чарли настоящий водоворот самых разнообразных эмоций. «В свое время Чарли был футбольным нападающим и бесспорной звездой среди сверстников, - говорит актер о своем амплуа. - Он встречался с самой красивой девушкой в школе, и его будущее представлялось весьма лучезарным - колледж, Национальная Футбольная Лига. По всем законам логики его звезда должна была разгореться еще ярче. Чарли получил полный стипендиат в университете Теннеси, но спустя год обучения был серьезно травмирован на поле и вынужден вернуться в Блэкуотер. К тому времени его девушка уже переехала в Калифорнию. Надежды властей города на то, что Чарли своими спортивными победами прославит Блэкуотер, растаяли, как дым. И это давит на него неподъемным грузом. И тут возвращается Эми с каким-то хмырем, который является полной противоположностью Чарли - умный, хлипкий очкарик из Голливуда, который не знает, что такое «зарабатывать на жизнь потом и кровью». Он же пишет сценарии! Ну что это за «работа»? Для Чарли очень не просто смириться с таким положением дел».
«Я точно знаю, откуда берутся такие парни, - утверждает Дрю Пауэлл, который играет Бика. - Я вырос в маленьком городке в Индиане, где самым крутым развлечением является футбол или баскетбол. Я видел таких ребят в своем родном городе. В восемнадцать они блещут, появляются на первых полосах местных газет, выступают на местном радио, все говорят только о них. И для них это - пик жизни; четыре года, лучше которых ничего не было и не будет. Именно такими представляются мне наши герои. Когда Чарли возвращается в город, для его друзей жизнь вообще теряет смысл. В школе он был лидером, у него были все шансы выбиться в люди. И если уж у него не получилось, то нашим персонажам вообще ничего не светит».
Риз Койро, который играет Нормана, говорит, что вернувшиеся Дэвид и Эми угрожают его жизненной позиции «первого парня на деревне»: «Это - его вотчина, понимаете? Это - его город. Он чувствует, что может делать в этом городе то, что ему заблагорассудится».
Шериф Джон Берк по задумке создателей фильма должен был с одной стороны вписаться в антураж Блэкуотера, а с другой мог бы тормознуть местных, когда те начинают терять чувство здравого смысла. На эту роль идеально подошел Лас Алонсо. По словам Алонсо, предыстория Ньюмана открывает новую перспективу на тему возвращения в родной город. «Мы с Родом долго прорабатывали легенду моего героя, которая во многом схожа с историей Чарли и его друзей, - объясняет актер. - Он тоже играл в футбол в школе, но после выпускного отправился в Ирак, воевал и вернулся героем. И тем самым заработал уважение жителей города. Он выступает в роли «гласа разума», только ему хватает смелости одергивать хулиганов: «Прекратите дурака валять! Вы же уже не маленькие!» Отправившись на войну, Джон избежал той горечи от потери школьной славы, которую пережили его сверстники. Более того, он вернулся в город в лучах еще большей славы и уважения. При этом Чарли, Норман, Бик и Крис - герои, если можно так сказать, «со сроком годности». В ту минуту, как они получили аттестаты, на их место пришли другие футбольные звезды, а новоиспеченные выпускники оказались «в кювете». К такому невозможно подготовиться».
По мере того, как Лури вплетал персонажей в полотно жизни южного провинциального городка, футбольная нить позволяла ему варьировать истории и отношения героев в различных ракурсах, не отраженных в фильме Пекинпа. «Бик - единственный «соломенный пес», которого не было в оригинальном фильме, - говорит о своем герое Пауэлл. - Были другие персонажи, но именно Бика не было. Поэтому я решил сыграть амплуа ведомого, хотя до сих пор не до конца осознаю его место в иерархии. Понятно, что Крис находится в самом низу, Чарли - бесспорный лидер (он был нападающим, куда бежал он, туда и все остальные). Норман, наверное, занимает второе место, как принимающий пас от нападающего, и знает свое место».
Существенной переработке подверглась роль Тома Хэддона. Зрители, смотревшие фильм 1971 года, не знали об этом персонаже ничего, кроме того, что он -дебошир. Лури же сделал из Хэддона того, кого Марсден описал как «первое поколение соломенных псов»: «Он был исключительно важным тренером исключительной важной футбольной команды, заметки о которой пестрели в местных передовицах». «В оригинальном фильме мой герой был отвратительным злобным пьянчугой недалекого ума, - говорит о Хэддоне актер Джеймс Вудс. - Я же решил сыграть его несколько иначе. У этого типа когда-то была замечательная жизнь, которая в одночасье изменилась до неузнаваемости - со смертью его жены. Теперь же он стал одним из тех жалких людишек, которым от жизни уже ничего не надо. Им некуда идти… кроме как в местный бар. Хэддон - такой же «соломенный пес», как и бывшие игроки футбольной команды, которую он когда-то тренировал».
«История сквозит во взаимоотношениях всех персонажей, как в нашем фильме, так и в оригинальном, - считает Алонсо. - «Соломенные псы» хотят вернуть былую славу. Тренер был низвергнут со своего трона, и отбивает поклоны Дионису в баре, готовый в любую минуту сорваться на крик, как в старые добрые времена. Мой герой пытается удержать всех жителей в рамках закона. Эми хочет просто вернуться домой. А Дэвид… Дэвиду приходится со всем этим разбираться. Город переполнен тестостероном и похож на большую футбольную раздевалку. Исчезновение дочери Хэддона становится той соломинкой, которая ломает спину верблюду - начинается цепная реакция проявлений животной агрессии. Люди пытаются защитить свою территорию, а тут, как в футболе - выживает сильнейший. Проявишь мягкость, и тебе конец. Тебя растопчут идущие следом».
При загадочных обстоятельствах пропадает дочь тренера футбольной команды Тома Хэддона (Джеймс Вудс). Ее отец берет власть в городе в свои руки и поручает Чарли и его приятелям найти девушку. Поиски приводят к серии загадочных событий, кульминацией которых станет шокирующая кровавая развязка. В мясорубку попадут все, кто так или иначе оказался вовлеченным в конфликт. И одному режиссеру известно, кто уцелеет в финале.
Пауэлл описывает мрачный финал СОЛОМЕННЫХ ПСОВ: «В этом фильме нет победителей. Никто не избежит увечий в той или иной степени. Мне кажется, современная версия картины получилась интересной. Род сталкивает лбами два диаметрально противоположных стереотипа - голливудскую элиту и суровых парней с юга. Они и так-то не слишком трепетно относятся друг к другу, а канва фильма раскрывает все их пороки и слабости без остатка». И, как понимают все зрители ближе к финалу фильмв, что "Добром" такое столкновение закончиться не может по определению...
Перенеся действие СОЛОМЕННЫХ ПСОВ на юг США, Лури и его команда были вынуждены работать в недружелюбном раскаленном климате, и это отражается в цветовой гамме фильма.
«Мне очень нравится фраза, однажды сказанная Ричардом Никсоном: «Самая прочная сталь должна пройти самое жаркое пламя», - говорит Лури. - Мы использовали огонь, как общий мотив фильма, чтобы показать, что же на самом деле происходит с Дэвидом».
Дэвиду и Эми придется многое пережить за короткий промежуток времени, чтобы понять, кто они есть на самом деле. И каждый из них, и как пара. Это фильм о том, как люди закаляются, проходя через различные проявления огня, испытаний и поражений...
Учитывая этот вектор фильма, художник-постановщик фильма Тони Фаннинг и художник Джон Голдсмит разработали «горячую» палитру для каждой из съемочных площадок. «В интерьере дома будет много красных, оранжевых и золотых оттенков - черепичная крыша, отделка из красного камня, - уточняет Фаннинг. В баре Блэкки тоже будут какие-то красные элементы. В качестве логотипа футбольной команды Род выбрал бенгальского тигра - получилась комбинация ярко-оранжевого и черного цветов. Не настолько кричащий дуэт, чтобы бил по глазам, но общее ощущение создает правильное». Лури хотел разбавить искусственные краски настоящими огнем и дымом - так в фильме появилась сцена охоты, которая изначально в сценарии была прописана куда скуднее. «В этой сцене Чарли и его друзья берут Дэвида на охоту