На концерте «Русский путь. От Мусоргского до Прокофьева».

17 сентября 2021 года в Санкт-Петербурге театр «Мюзик-Холл» открыл свой концертный сезон 2021/2022 феерическим концертом «Русский путь. От Мусоргского до Прокофьева»6+

На концерте «Русский путь. От Мусоргского до Прокофьева» прозвучали «Детская» - цикл песен для голоса с фортепиано» Мусоргского, «Концерт ля минор для скрипки с оркестром», соч.82 Глазунова (солировала юная Анна Савкина) и во втором отделении оркестр «Северная Симфония» под управлением дирижёра и художественного руководителя театра маэстро Фабио Мастранджело исполнил концерт Прокофьева, «Симфонию номер 5 си-бемоль мажор», соч.100.

Я не музыковед и не берусь анализировать исполнительское На концерте «Русский Путь» театра «Мюзик-Холл». искусство, но то, что всех слушателей/зрителей концерта «Русский путь... » покорила «волшебная сила искусства»: то, с каким артистизмом Яна Иванилова исполнила цикл детских песен Мусоргского, а юная скрипачка Анна Савкина с таким мастерством и темпераментом сыграла концерт Глазунова (соч.82), - я тому «живой» свидетель и это было - настоящее волшебство, поверьте!

Вернувшись домой, я решила восполнить своё музыкальное образование и обратилась к истории создания песен для голоса Модеста Мусоргского (во время концерта Фабио Мастранджело поведал зрителям, что текст песенок для этого произведения композитор написал сам!:

Большой вокальный цикл, посвященный детям, Мусоргский задумал весной 1868 года. Возможно, на эту мысль его натолкнуло общение с детьми Стасова. Сочинение на собственные тексты он закончил посвящением «великому учителю музыкальной правды Александру Сергеевичу Даргомыжскому». Лишь в начале 1870 года, к имеющейся «С няней», были написаны еще четыре номера, - «В углу», «Жук», «С куклой» и «На сон грядущий». Цикл «Детская» - совершенно необычное, не имевшее ранее аналогов произведение. Это не песни, не романсы, а вокальные сценки, в которых удивительно точно и любовно раскрывается мир ребенка: «Глуп я или нет в музыке, но в «Детской», кажется, неглуп, потому что понимание детей и взгляд на них как на людей со своеобразным мирком, а не как на забавных кукол, не должны бы рекомендовать автора с глупой стороны».


Шесть из семи номеров цикла имеют посвящения. «В углу» - Виктору Александровичу Гартману, другу композитора, художнику и архитектору. «Жук» посвящен Владимиру Васильевичу Стасову. Над пьеской «С куклой» стоит надпись «Посвящается Танюшке и Гоге Мусоргским - племянникам композитора. «На сон грядущий» посвящен Саше Кюи, а последний номер, «Поехал на палочке» - Дмитрию Васильевичу Стасову (брату В. В. Стасова). Лишь «Кот Матрос» остался без посвящения.

Всего - семь номеров/семь музыкальных сюжетов: No1, «С няней», отличается удивительной гибкостью мелодии, поддержанной гармонически изобретательным аккомпанементом. No2, «В углу», - сценка между рассерженной няней и наказанным ребенком. Бурным, обвиняющим интонациям няни противопоставлены фразы ребенка, поначалу оправдывающиеся, жалобные, хнычущие, а потом, когда малыш убеждает самого себя в невиновности, переходящие в агрессивный вопль:

No4, «С куклой», - монотонная колыбельная, которой девочка укачивает свою куклу. Однообразный напев прерывается нетерпеливым восклицанием (в подражание няне: «Тяпа, спать надо!»), а затем снова разворачивается неторопливая колыбельная, замирающая в конце - кукла уснула:

No5, «На сон грядущий», может быть самый яркий, - вечерняя молитва ребенка. Девочка молится за своих близких, родных, товарищей по играм. Ее речь все ускоряется в бесконечном перечислении имен и вдруг спотыкается... Следует растерянное обращение к няне – «как дальше?», - и ее ворчливый ответ, после которого следует медленное завершение молитвы: «Господи, помилуй и меня грешную!» и быстрый, на одном звуке, вопрос: «Так? нянюшка?»:

No6, «Кот Матрос», - захлебывающаяся скороговорка, построенная на взволнованном пульсирующем ритме, с остроумными звукоизобра-зительными приемами в аккомпанементе - история про кота, запустившего лапу в клетку со снегирем:

No7 «Поехал на палочке», - завершает цикл живой сценкой. Вначале это веселая поездка на воображаемой лошадке (речитация на одной ноте), разговор с приятелем, веселые подскоки. Но малыш упал. На его стоны и жалобы спокойно, умиротворенно отвечает мать, отвлекает его от боли. И вот успокоившийся мальчик снова скачет...:

Изумительный цикл песенок, - настоящее Чудо: https://youtube.com/playlist?list=PLTbVS58JcAd9xAP7piXZJGrHB8wCh2Ow9


Впервые услышала Концерт ля минор для скрипки с оркестром (соч.100) Александра Глазунова. Фабио Мастранджело перед исполнением концерта поведал о том, что это - одно из самых популярных музыкальных сочинений Александра Глазунова:

Будучи написан в 1904 году, концерт был посвящен скрипачу Леопольду Ауэру, который и исполнил его премьеру в программе Русского музыкального общества в Санкт-Петербурге 15 февраля 1905 года, - дирижировал автор. Британская премьера концерта последовала чуть более года спустя под руководством сэра Генри Вуда, солист - Михаил Эльман.

Концерт для скрипки довольно характерен для технически блестящего стиля Глазунова. Автор не предусмотрел разделения на части, однако в различных изданиях концерт нередко описывается как трёх- или четырёхчастный.

А то, что произведение не так часто исполняется, - объясняется тем, что композитор обширно использовал сложную технику двойных нот, что считается одной из самых сложных частей концерта:

Юная солистка Санкт-Петербургского Дома музыки Анна Савкина не просто блистательно отыграла этот концерт, но на бис исполнила произведение С.Баха (к сожалению, не успела записать его название) - фрагмент здесь: https://youtu.be/apGSoX4_c0g


Во втором отделении концерта оркестр «Северная Симфония» исполнил Пятую Симфонию си-бемоль мажор, соч. 100 Сергея Прокофьева.

Дирижировал Фабио Мастранджело, который поделился с публикой краткой информацией о музыке композитора и о том, когда была написана эта Симфония Сергеем Прокофьевым:

Общй плейлист фрагментов этого концерта можно послушать здесь: https://youtube.com/playlist?list=PLTbVS58JcAd9kSWbrby8DtS-QQn2seQR1


Завершила музыкальный вечер встреча друзей, музыкантов, почётных гостей, среди которых были Дипломаты, представители бизнеса, Администрации города. Ничто так не сближает людей, как простая беседа за чашкой чая, кофе, с бокалом шампанского, где ты можешь неожиданно познакомиться и найти единомышленника твоим устремлениям, размышлениям, мечтам: часто именно в таких беседах рождаются Новые идеи и проекты партнёрства.

Фотоальбомы события можно посмотреть здесь: https://vk.com/album3608869_281203825

С началом нового сезона, дорогие друзья и партнёры - творческий коллектив театра «Мюзик-Холл»!

 

 

 

Благодарим за предоставленные материалы и фото – пресс-службу театра

Использованы также фотографии Наталии Кириловой.

Видео - Наталии Кириловой. Материал подготовлен ИА «Вольный остров».

Источник: https://youtube.com/playlist?list=PLTbVS58JcAd9kSWbrby8DtS-QQn2seQR1