15 июня 2012 года в Петербург с благотворительными целями визита приехал известный британский режиссер, писатель и художник Питер Гринуэй.
Российскому зрителю он знаком по фильмам «Повар, вор, его жена и ее любовник», «Контракт рисовальщика», «Отсчет утопленников», "Интимный дневник". Главная цель визита, по признанию самого Гринуэя, - это благотворительный вечер. Художник по образованию, он предоставил на аукцион, проводимый в рамках мероприятия, свои картины, а также посетит Детскую клиническую городскую клиническую больницу №5. Гринуэй известен и своим отказом от привычного повествовательного кино: он создал уникальный кинематографический стиль, больше похожий на искусство живописи.
Первый визит 70-летнего мэтра в Петербург связан и с отбором натуры для его будущей картины, которая задумана как ремейк киношедевра Лукино Висконти "Смерть в Венеции" (1971). По замыслу режиссера, половина этой картины будет снята в Венеции и столько же - в северной столице.
"Есть какая-то мистическая связь между Венецией, Петербургом и Амстердамом, где я живу вот уже более 16 лет. И я хочу как-то объединить это в будущем фильме", - сказал режиссер на встрече с журналистами 15 июня в Балтийском медиа-центре.
Прожив в этом искусстве более полувека, Питер Гринуэй пришел к выводу: "Кино умерло! Да здравствует кино!". Именно об этом говорил с журналистами культовый современный художник и режиссер Питер Гринуэй, которой на вопрос про модернизм и: "как Вас теперь называть?", - ответил, не скрывая улыбки:
Почему мэтра Питера Гринуэя заинтересовало творчество Эйзеншйтена и - почему периода "мексиканского"?
Ответ Гринуэя настолько интересен, что не могу удержаться, чтобы не процитировать: …"всегда интересовало - почему первые три фильма первого периода -"Стачка", "Броненосец Потемкин" и Октябрь" так разительно отличаются от других трех фильмов второго периода?: "Александр Невский", "Иван Грозный" и "Заговор бояр" (уточняет переводчик господин Горчаков: "а, это по-английски он называется несколько иначе"), - вот почему такой разрыв? И ответ, как мне кажется, кроется в том, что он оправился в путешествие по всему миру, и, разумеется, узнал много нового, посетил много стран и это изменило его мировоззрение: если первые фильмы - это они очень интеллектуальны, то последние фильмы несут гуманитарный характер и больше говорят о людях, чем о мировоззрении; кроме того, этот период жизни Эйзенштейна символизируют собой два самых больших провала в его творческой жзизни: первый провал - это тот, что он не был принят в Голливуде, - Голливуд выплюнул его, как он всегда выплевывает интеллектуалов из своих рядов и, - второй, когда ему была представлена возможность снять этнографическое кино о доколумбовой Мексике - это тоже, в общем-то, закончилось провалом; а, как вы понимаете, - для художественного произведения - показать героя всегда лучше и выгоднее на фоне провалов, чем на фоне успеха, - именно провалы формируют характер человека":
Был и традиционный вопрос про "свободное время" режиссера, в ответе которого журналисты услышали скорее про Голландию, чем про занятия в свободную минуту отдыха:-)
Питер Гринуэй : "...и вот уже 16 лет я живу в Амстердаме, живу новой жизнью и все эти годы я постоянно снимал кино, постоянно был в движении, писал картины, устраивал выставки, последнее время занимаюсь медиа-артом, перформансы - по всему миру, так что время на сон остается, конечно, мало, но я рад, что я попал и живу в Голландии, меня можно назвать "почетным голландцем"; Амстердам - замечательный город, как убедился Петр Первый и, наверное, это - самая культурная столица мира:)
Вопрос о живописи и кино вызвал у режиссера Питера Гринуэя настоящий поток рассуждений про "что такое Живопись и что такое визуальная грамотность"? В связи с тем, что ответ был весьма необычным (и вы поймете чуть погодя, - почему?!), я позволю себе "разорвать" этот ответ на части. Первая часть ответа, цитирую: Ваш вопрос символизирует ваше негативное отношение к живописи.. Я хочу Вам ответить, что Живопись является самым основным и самым важным (из всех, как говорил Владимир Ильич Ленин "из всех искусств"- шутит переводчик господин Горчаков, перефразируя известную ленинскую цитату про Кино:-) из всех искусств является Живопись..Я приведу Вам один пример - некий анекдот: был один швед, говорящий по-итальянски, звали его Джакометти и он однажды как-то сказал: "Ваша бабушка ничего не может знать о Пикассо, но Пикассо знает все о вашей бабушке":-); я хотел бы сказать с некой долей иронии, так как я - атеист, - все, что не сделано Богом в этой комнате, - сделано дизайнерами, художниками, начиная с этих кирпичей и кончая вашим нижним бельем, поэтому что все в этой жизни сводится к работе людей, которые должны были это придумать, создать, поэтому художники - это самые главные люди на земле. Кино часто называют седьмым видом искусства, так вот, все остальные шесть - существуют 7 тыс. лет и главное среди них - Живопись. Кино - то эфемерное зрелище, которое мы называем кинематограф, - существует всего 100 лет. Мы были свидетелями, относительно, его зарождения, мы знаем о нем, были свидетелями его расцвета и теперь мы являемся свидетелями его гибели, его кончины, но не надо печалиться по этому поводу, не надо проливать слезы, поскольку, "Искусством вечным" нельзя считать Искусство, которое можно остановить в любой момент, выдернув вилку из розетки, - вот что такое Кино:-)
Питер Гринуэй убежден, что кинематограф, исчерпав на нынешнем этапе свои ресурсы, стоит на пороге мощного прорыва, связанного с появлением и реализацией новейших технологий. Как считает мастер, главным в этом искусстве, где прежде господствовали "оковы текста", на новом витке будет изображение, которое поможет человеку понимать мир лучше и ярче.
И продолжая свой ответ, Питер Гринуэй не просто отвечал журналистам на вопросы "про жизнь и искусство", но и сам стал задавать вопросы, (вот она, - вторая часть провокационного ответа/вопроса, как я и писала вначале этого видео ролика!), цитирую: "…А Живопись - она существует всегда и, может быть, отношение такое к Живописи и наоборот - восхваление Кино, - является свидетельством Вашей визуальной неграмотности. Позвольте задать Вам провокационный вопрос: кто из Вас посещал художественную школу, кто из вас учился в архитектурном колледже, кто из Вас может назвать себя визуально грамотным человеком? Поднимите руки! Ну, вот на английском языке вопроса поднял один человек - а сейчас? Удивительно, но где бы я не задавал этот вопрос, - на него положительно отвечают максимум 8 процентов, - причем, не важно, где я задаю этот вопрос: в Мельбурне или в Адис Абебе, - всегда процент один и тот же.., но в то же время все присутствующие считаю себя большими знатоками кино. Что же это за Искусство, - когда все все понимают, но никто ничему не учился?, потому что Кино принято считать визуальным искусством, а понять визуальное искусство, не имея визуального образования, - это довольно..странно:-) Я хотел бы подтвердить свой тезис, приведя такой пример: Кино таким, каким мы его знаем - оно не визуальное Искусство. Всякое Кино, как мы его понимаем, начинается со сценария, начинается с текста - это иллюстративное искусство, оно - не визуально, а раз оно не визуально - оно не несет в себе того, что должно было нести, - это пересказ текста и вот почему сейчас текст, как кино - умирает. Я хочу привести Вам мнение Умберто Эко - вы прекрасно знаете: это - современный итальянский "гуру" современных масс-медийных течений: он говорит что вся наша цивилизация основана на текстах - это и Священное Писание, и исторические трактаты, все самоучители: как завязать пеленку ребенку или - построить крейсер, то есть - все Текст! В течении 8 тыс. лет все эти тексты определяли нашу жизнь, учили нас жить, показывали как вести себя в той или иной ситуации, но времена меняются, и в связи с цифровой революции, по мнению Умберто Эко наступила, и я склонен с ним согласиться, - новая Эра, когда главным становится не текст, а изображение и, возможно, это дает нам новые возможности, действительно, стать визуально грамотными, понять - что есть изображение, отказаться от тех оков, что накладывает на нас текст и возможно научиться понимать мир гораздо лучше и гораздо ярче."
На последний вопрос кинокритика, который скорее всего был возражением мэтру о "природе кино и живописи" со ссылкой на фильмы Андрея Тарковского, Питер Гринуэй отверг эти аргументы, что искусство кино умеет визуально порождать нечто, что не дано живописи:
Питер Гринуэй: …"как я уже сказал, а вы - посмеялись, - не большой любитель Тарковского, на мой взгляд - он очень скучный режиссер, однако, в этой картине (в вопросе был пример из картины "Андрей Рублев" Тарковского:-), действительно, видно, что Тарковский изучал живопись, изучал это искусство, изучал западное искусство, и, конечно, русское искусство - видно из картины. Эйзенштейн был, с моей точки зрения, был большим знатоком западной живописи, а также - и восточной: он очень интересовался японской культурой во всех ее проявлениях, и на мой взгляд и кино, и живопись, - они, конечно, в чем-то схожи, говорят может быть на одном языке, но не говорят друг с другом, они отличаются друг от друга.. В свое время французские критики в 20 годы писали, что кино - это такой синтетический жанр, который объединяет, театр, цирк и, в лучшем случае - живопись.. Поэтому мне кажется, что новые возможности, которые перед нами открываются, позволяют нам вдохнуть в тот кинематограф, который мы знаем, который уже устарел, -новые возможности, новые проявления вот этой визуальной грамотности, о которой я все время говорю, вот эти новые образы - вернуть кинематографу ту новизну, которая в свое время так привлекала всех людей - вот это самое главное, как мне кажется происходит на этом этапе."
Встреча завершилась передачей в подарок альбома живописи художника Николая Сажина и небольшой попыткой журналистов как-то лично задать вопросы режиссеру:-)
Напоминаем для фантов: Питер Гринуэй представит также свои короткометражные ленты в Музее современного искусства "Эрарта". На 18 июня назначен благотворительный вечер в отеле "Кемпински", где пройдет аукцион в пользу детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Здесь будут выставлены и картины Питера Гринуэя, который считает искусство и милосердие "ходят рука об руку".
Для справки: Питер Гринуэй признан культовым современным художником и режиссером. За свою карьеру он снял более двадцати фильмов для кино и телевидения. Среди самых его известных кинолент "Контракт рисовальщика", "Отсчет утопленников" и "Книги Просперо". В последние годы режиссер стал экспериментировать с новыми технологиями. Так, к примеру, в "Чемодане Тульса Люпера" он использовал видеоинсталляции. Список работ, изданных книг и полезные ссылки на ресурсы художника и его фан-страницы можно найти в Википедии.
Источник материалов: http://ru.wikipedia.org/wiki/Питер_Гринуэй
Видео - Наталии Кириловой
Фотографии - Анатолия Аношко и Наталии Кириловой