Новости

Кумиры: ЗА и ПРОТИВ

2010-03-27

"Кумиры: ЗА и ПРОТИВ" - это серия из 24 коллажей из ткани не маленьких размеров (от 70 см на 1 метр и до 120 на 150 см). На каждом коврике - упрощённый портрет кого-либо из знаменитостей с высказыванием «За» или «Против» чего-либо.

 

 

Анна Ахматова выступает за международный секс, гордо изгибаясь в любовном треугольнике посреди Гумилёва и Модильяни. Людмила Зыкина пропагандирует национальную моду. Писатель Владимир Сорокин изображён сидящим где-то на Севере, на какой-то глыбе, и в руке он держит осколок льда, а в Арктике под кровавыми лучами солнца обнажилась гора, снега с неё сползают. Владимир Сорокин- против таянья льда. Почему? Потому что он написал трилогию о мистическом льде, переримейкивая советских фантастов с их большими социально-философскими нарративами. Лёд у Сорокина- это мистическая кристаллическая структура, символ чистоты, искренности и правды. Персонажи Сорокина стучат молоточками из льда прямо в сердца людей, и те становятся человечными братьями и сёстрами, любящими друг друга сердцем, а не иными органами. 

Автор Дудина Ирина Владимиру Сорокину в уста вложила мессидж: «Против таянья льда», обыгрывая социально-политическую тему глобального потепления климата и тему его писательских и философских исканий. Корней Чуковский у Дудиной Ирины выступает против зоофилии, на коврике она изобразила Чуковского, прикрывающего глаза в ужасе, так как он увидел невероятную сцену - некто, очевидно чиновник какой-то или политик, он пытается овладеть Тараканищем! Хотя у Корнея Ивановича отвратительного усатого Таракана, кушающего деток, склевал воробей, но всё же противоестественную связь между человеком и животным он не поощряет. Человек, пытающийся стать круче, чем великий Тараканище-Сталин, он Чуковскому не по душе… 

 

За предельно лаконичными картинками и предельно схематизированными персонажами и их действиями и словами стоят  многогранные смыслы, двусмысленность поверхностна, глубинный и чёткий мессидж автора  сияет на дне. 

 

Этим картинки близки к «Окнам РОСТА», к плакатам Маяковского. При всей иронии и юморе коврики Дудиной не отправляют зрителя и читателя в мутные и не считываемые зауми постмодернизма, в его затуманивающие амбивалентности, оставляющие у потребителя искусства воспоминание о чём-то этаком невнятном, сложном, невоспроизводимом. За ковриками Дудиной видна твердь, там просвечивает миропорядок с верхом и низом, с полярностью  «хорошо» и «плохо».  Поэтому Маяковский - любимый автор и персонаж поэта и художника Дудиной Ирины. Поэтому его «Что такое хорошо и что такое плохо» стало  отчасти стимулом для создания большой и ещё не законченной серии «политических ковриков». 

Ирина Дудина (прямая речь):

"Первый свой «политический коврик» я сшила летом 2008 года. Я шла по Невскому проспекту и увидела, как экскаваторы сносят дом на углу улицы Восстании. Это был культурный и человеческий шок! Ещё недавно я фотографировала маскароны на этом крепком красивом доме со славной историей, в этом доме была редакция первого сатирического русского журнала «Сатирикон», тут бывали все великие писатели конца 19-начала 20 века, на этом   доме можно было бы вывесить 10 мраморных памятных досок, сделать музей «Сатирикона» и сатиры, здесь можно было бы сделать туристически привлекательное местечко, музей-ресторан, прославляющий культуру России и Петербурга! И вот кто-то очень жадный плюёт в глаза россиян и сносит этот дом. Кто его уполномочивал? Я была взебешена! Наши недра- нефть, газ, металлы - всё это изымается и идёт на прокорм 10 олигархов, усасывается антикоснституционно от граждан России и оседает в заморских банках. У нас оставалась ещё культура и наши корни - и вот и это грубо сносят или уничтожают, чтобы совсем Россию добить. Мне хотелось выть и кусаться, идти на митинг или стать живой пропагандой своей ненависти к тем, кто это вытворяет- к врагам российской культуры и истории. Я захотела сделать футболку с лозунгами, но ателье отказалось мои воззвания на футболке печатать. И тогда я сделала 7 ковриков-плакатов для международной выставки в Манеже: «Нефть-газ, ох, ах,- отсосал олигарх!»,«Пока вы спите- рушат Питер!», «Достоевский против башни Газпрома», «Закон выше власти денег!», «Недра народу!»… Коврики были вывешены на лучшем месте- у входа в большом зале. Под ними роились люди, они фотографировали мои коврики на мобильники и рассылали их друзьям. Через неделю в Интернете на имя «Дудиной Ирины» было 80 тысяч ссылок - это народ проголосовал за моё искусство мобильными рассылками... Потом записи подчистились, сейчас на «Дудину Ирину» ссылок раза в два меньше.  

 

Судьба «политических ковриков» складывалась ужасно. Семью штуками я не могла удовлетвориться, я сделала ещё 30 ковриков. Все галереи Москвы и Питера отказались делать мне выставку. Марат Гельман мне написал, что у меня Пушкин похож на Лермонтова на коврике, по-моему, он чего-то не так увидел. Некоторые галереи отвечали гробовым молчанием, некоторые гневом: «Что вы нам подсовываете! Мы занимаемся современным искусством!». Кто-то шептал: «Вы нас хотите подставить?». Это было моё второе крупное открытие о стране, в которой мы живём. Я думала, что все обрадуются ярким, весёлым, актуальным и остроумным работам, способным порадовать и простых людей и интеллектуалов. Увы. Коврики никто не хотел выставлять, а они продолжали рождаться, они стали как стихи для меня. Родить идею коврика- это что стих написать, тут нужна сосредоточенность, ловля неожиданных искр-идей, потом- рисунки и проработки: кто, что и как на коврике будет делать. Не всякую фразу или идею можно легко визуализировать. За видимой лубочной наивной простотой стоит труд. Фразы тоже долго шлифуются, они должны быть ясными и короткими. 

Ещё я думаю, что коврики мои - это что-то вроде рекламы народной мудрости и сознания. Вот те, кто стремятся к наживе любой ценой, они нанимают художничков и слововиков не без талантика, чтобы те вымусоливали всякие слоганы про шампунь, йогурт или новые дома для хороших людей с хорошим кошельком в идеальном месте. Я как то прочитала роман Пелевина с темой рекламы, и озадачилась: я, ведь, вот и рисую, и стихи сочиняю, мне бы в рекламу. Но потом поняла, что ни за какие деньги не хочу соблазнять малых сих, не хочу пропагандировать йогурты, убивающие планету своими неперерабатываемыми упаковками. Не хочу помогать миру жадности, монополий и нечестной конкуренции. Лучше я буду рекламировать своими ковриками мысли нормальных людей, не желающих жить в помойке, среди горящего полиэтилена, замусоренных морей, в океане углекислоты, выделяемой эгоистическими поделками автопромов. Автопромы - один их смертельных врагов природы. 

Ещё мои коврики интересны тем, что они сделаны из ношенных одежд россиян и из тканей советских заводов. Так вышло, что мне подруги стали давать мешки с тряпьём для ковриков, а у многих людей шкафы наполнены залежами тканей, купленных мамами и бабушками «про запас» во времена советского дефицита. Многие, рассматривая коврики, приходят в восторг и сентиментальное волнение, встречая кусочки материй родной младенческой рубашечки, или халатика бабушки, или брюк отца… По моим коврикам можно изучать историю советского и русского текстиля второй половины 20 века. Я охочусь за интересными тканями в хорошей сохранности, один советский гобелен с Олегом Поповым и весёлыми животными я приволокла, выловив из Финского залива…

Первую выставку «политических ковриков» сделала Оксана Куренбина в отеле «Рахманинов», в галерее «ARTWAY». Потом лёд тронулся, коврики приняли участие в Москве на выставке «Русская красота», в выставках Нового Выставочного зала Музея Городской скульптуры, в народном музее Гоголя. Состоялись персональные выставки в галерее «Белка-Стрелка», в «Квартире Алексея Сергиенко», в Тарту, в Таллинне. О ковриках вышли статьи в всероссийской прессе, сюжеты по ТВ". 

Что к этому можно добавить? Только одно: пойдем на выставку и на шоу 7 декабря в 19.00, чтобы увидеть самому большое шоу Дудира-кабаре "И Маяковский против свинства".

    

Автор фотографий и текста: Ирина Дудина

 

Об авторе выставки «Кумиры ЗА и ПРОТИВ».

Дудина Ирина - петербургский поэт, художник, писатель, журналист. Её называют «королевой андеграунда», новым Приговым, нашим Леонардо да Винчи,  внучкой Хармса, Хармсом в юбке, нашей Жанной ДАрк и т.д. Ещё её называют ренессансной личностью, так как она достигла высоких успехов сразу в нескольких сферах- в поэзии, изобразительном искусстве, прозе и философской и публицистической журналистике. Многие считают Ирину Дудину первым поэтом Петербурга, лучшим прозаиком Петербурга и художником, чьи работы рано или поздно попадут в Русский музей, как самые яркие и правдивые отражения нашего времени. «Когда поэзья обезлюдела- к нам пришла Ирина Дудина». «Никто сейчас не изобразил фуры с лесом на картине, или как перевозят иномарки. А ты изобразила. Это мне нравится. А то смотришь на работы  наших современников- и непонятно, в какие голы мы живём». «Круто и весело! Сейчас в современном искусстве застой, все занимаются римейками и повторами. А ты нашла свой язык и говоришь о наших проблемах!» (из  отзывов).

Творчеству Ирины Дудиной  присуща необычайная живость, юмор, нестандартность мышления, свежесть видения, философские заныривания, точность попадания, удивительная свобода и раскрепощённость личности. Славу Ирине Дудиной как поэту принесла её победа на первом поэтическом слэме, прошедшем в «Бродячей собаке» в 2003 году, её выступления на рок-вечерах в Фиш-фабрик на Пушкинской-10, а также совместные поэтические чтения с «Осумасшедшевшими безумцами» Емелиным и Родионовым. На слэме Ирина победила 100 человек поэтов, включая таких известных, как Геннадий Григорьев и Евгений Мякишев. Митьки издали книгу стихов И.Дудиной про цветы, оформленную художницами Митьковского круга. Как поэт И.Дудина- всё же не внучка Хармса, а абсолютно новый поэт, поэт без предшественников, со своей хулиганско-философской лирикой, с большим диапазоном поэтического голоса. Как сказал поэт Михаил Денисов: «Этой женщине подвластно всё- и лепет цветов, и голос человеческого гнева». Стихи И.Дудиной получили положительные отзывы у Анатолия Наймана и Татьяны Щербины.. Проза Ирины Дудиной с трудом пробивалась к читателю, 4 года роман «Пение птиц в положении лёжа» лежал неизданным. Поклонниками романа стали Андрей Битов, Александр Кабаков, Инга Питкевич, Татьяна Парфёнова, Константин Лопушанский, Леонид Десятников и Алексей Гориболь.  Покойный предсказатель Юрий Лонго волей судеб оказался первым читателем только что вышедшей в Москве книги, он напророчил ей бурную славу лет через 100. Многие знают Дудину Ирину как яркого журналиста, интересного интервьюера, задающего звёздам  культуры точные и нужные вопросы. Из интервью Ирины пора бы делать книгу, там читатель узнал бы, что озадачивало Пригова и Трахтенберга, о чём душа болит у Мамлеева и Слонимского, Хакамады и Занусси, Пендерецкого и Кибирова, Вспышкина и Кулика… Ирина Дудина с 90-х годов увлекалась текстилем, стала с Еленой Рубцовой законодателем моды и автором артистических шитых шляпок из бархата. Тогда же она стала делать для художественных салонов коврики-коллажи из тканей на русские народные темы. Потом решение чисто декоративных задач наскучило Ирине, и в 2008 году она наконец нашла свой неповторимый стиль в новом созданном ею жанре «политических ковриков»

 

Из биографии Ирины Дудиной:

-Выпускница философского факультета ЛГУ и Вечерних рисовальных классов Академии Художеств.

-Автор сборников стихов:

«Харизмапад» («Борей», 2002)

«На пиру у Флоры» («Красный матрос», 2004)

«Гемоглобин» ( самиздат, 2004)

«Рай и ад» (Австрия, Вена, билингва на немецком и русском, 2006)

«Линкор» (самиздат, 2009)

«Ложка полония» (самиздат, 2009)

-Автор романов

«Пение птиц в положении лёжа» (Москва, «Астрель», 2004)

«Предводитель маскаронов» (пока не издан в России, издан в Интернет издании Лулу в США, там же издан роман «Пение птиц в положении лёжа»).

«Пение птиц» попало в длинный список номинантов на премию «Нацбест», по «Предводителю маскаронов» написан совместно с Константином Селиверстовым киносценарий. 

 

Сайт Ирины Дудиной http://dudira33.narod.ru

Контакты с Дудиной Ириной: kabachkov@yandex.ru


Архив новостей | Подписаться на RSS