Новости

ПОКОЛЕНИЕ Z - Пионеры звука в России 1920-х

2010-02-27

 Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «ПРО АРТЕ», Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Центр Электроакустической музыки Московской Государственной консерватории, Термен-центр при поддержке Фонда Форда представляют Проект:

 

26 февраля – 20 апреля 2010: "ПОКОЛЕНИЕ Z - Пионеры звука в России 1920-х"

 

 

 

 

 26 февраля в Петропавловской крепости, (Невская куртина) начинает свою работу проект ПОКОЛЕНИЕ Z - Пионеры звука в России 1920-х. 

 

О чем этот проект, эта необычная выставка? Я беру Вас за руку и вместе с автором проекта мы с Вами начинаем виртуальную экскурсию: краткий исторический период 1910-1930-х в России по сложности катаклизмов равен целой эпохе – революции, войны, тоталитарный режим. В обстановке голода, холода и нищеты творческие люди жили идеями о новой стране, где все будет ИНАЧЕ – совершенный человек, универсальный язык, удивительные машины. Мы назвали этих людей ПОКОЛЕНИЕ «Z». В те годы символ «Z» стал главным графическим воплощением духа времени. Это символ молнии, электричества, энергии. Им пестрят обложки, плакаты, художественные полотна. В эти годы возникают анархические, невозможные в иное время идеи и проекты, часто анонимные, практически забытые ныне. Художники, поэты, музыканты, архитекторы с энтузиазмом бросаются в новую реальность, изучая математику, науки о природе света и звука, разрабатывая свои теории о новом искусстве. Их идеалом становится аналитический ум эпохи Возрождения. В 1918 году Анатолий Луначарский официально провозглашает,  что творчество должно быть построено на экспериментальном фундаменте. В 1919 году художник Соломон Никритин разрабатывает фундаментальную теорию Проекционизма, утверждая: «Художник не производитель вещей потребления (шкаф, картина), а ПРОЕКЦИЙ МЕТОДА – организации материалов..."  Метод, изобретенный художником, становится целью творческого процесса. Ошибки, казусы, парадоксы, обретают новый конструктивный смысл и значение в контексте проекции метода. Вот новое содержание творческой деятельности! Возникают многочисленные проекты-исследования, выставки «Искусство Движения»  Гастева, «лекции-концерты» Термена, Шолпо и др., концерты «МУЗЫКА БУДУЩЕГО» Авраамова и т.п. В искусстве проявляются почти все художественные языки – от футуризма до реализма,  все стремятся овладеть УНИВЕРСАЛЬНЫМ знанием, будто жить предстоит на другой планете.   В Невской  Куртине выставку открывает история ученого, поэта, анархиста и философа Алексея Гастева (1882-1939). По своей масштабности и парадоксальности личность Гастева не вмещается в привычные рамки. Его влияние на культуру своего времени было огромно. В 1922 году под  воздействием идей Гастева композитор Арсений Авраамов (1886-1944) создает циклопическую «Гудковую симфонию», для которой весь город становится музыкальным инструментом: гудки заводов и фабрик составляют один гигантский оркестр, пулеметы заменяют малые барабаны, а крупная артиллерия — большие. От Арсения Авраамова мы переходим к истории изобретателя, физика и музыканта Льва Термена (1896-1993), создателя первого в мире электронного музыкального инструмента терменвокс, общепризнанного «отца» электронной музыки. От Термена — к истории Государственного института музыкальной науки (ГИМН). Именно в архивах этого института хранится множество удивительных историй, которым посвящен раздел под названием «Гибель Утопии», документально иллюстрирующий процесс взаимодействия «властной вертикали» с подведомственной «творческой горизонталью». В рамках выставки впервые будет показана реконструкция части экспозиции Соломона Никритина, представленной на «Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства» 1924 года в разделе «Проекционистов». Главный раздел экспозиции  «Графический звук» (об уникальной технологии синтеза звука с помощью света и графики искусственных звуковых дорожек)  представляет не только рукописи и чертежи, но и уникальные тон-фильмы – синтетические звуковые дорожки 1930-х, созданные Арсением Авраамовым, Евгением Шолпо, Николаем Воиновым, Борисом Янковским. Достижения «потерянных» пионеров-экспериментаторов настолько же грандиозны, насколько печальна участь их творений. По ходу сталинских репрессий из официальной истории выпадают целые эпохи. Многим гениальным идеям придается статус «утопии». Имена людей, совершивших культурный прорыв в революционные 1920-е годы, почти неизвестны в мире и совершенно забыты в России. Между тем, разработки той эпохи поражают и сейчас, спустя почти 100 лет. Правоту экспериментаторов подтверждает история. Многие изобретения, казавшиеся утопическими, воссозданы спустя десятилетия, некоторыми, не зная истоков, мы пользуемся сегодня, а многим идеям, по-видимому, еще предстоит второе рождение.

 

Автор проекта Андрей Смирнов. В работе над выставкой участвовали: Любовь Пчелкина, Николай Изволов, Константин Дудаков, Джон Эпплтон, Мэтью Прайс.Использованы документы из личных архивов Марины Шолпо, Ханны Райхенштейн, Андрея Смирнова, Льва Болотского, а также Государственного архива кино-фотодокументов, Российской центральной студии документальных фильмов, Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Термен-центра Московской государственной консерватории, Отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи,  Российского государственного архива литературы и искусства. 

Демонстрация первой версии экспозиции под названием «Sound in Z» состоялась в 2008 году в Музее современного искусства города Парижа (Palais De Tokyo) в рамках проекта лауреата премии Тернера  Джереми Деллера (Великобритания) «From One Revolution To Another». Выставка в Санкт-Петербурге подготовлена авторами совместно с Фондом «ПРО АРТЕ» и Государственным музеем истории Санкт-Петербурга. Проект «Поколение Z. Пионеры звука 1920-х»  значительно больше первой выставки, многие материалы будут представлены впервые.

Параллельная программа выставки:

 

25 февраля 2010, 18:00

Фонд «ПРО АРТЕ» - Петропавловская крепость, Невская куртина, левая сторона

Концерт eNsemble ПРО АРТЕ 

Ефим Голышев (1897-1970), Иван Вышнеградский (1832-1895), Артур Лурье (1891-1966): 

сочинения 1910 – 1920-х.

 

26 февраля 2010, 18:00

Фонд «ПРО АРТЕ» - Петропавловская крепость, Невская куртина, левая сторона

В поисках потерянного звука. Пионеры звука в России 1920-х. Лекция автора выставки Андрея Смирнова

 

10 марта 2010, 18:00
Фонд «ПРО АРТЕ» - Петропавловская крепость, Невская куртина, левая сторона

Концерт «Музыка для терменвокса». Олеся Ростовская  

 

10 апреля 2010, 12:00
Нарышкин бастион Петропавловской крепости

«Симфония гудков» Арсения Авраамова. Реконструкция Сергея Хисматова 

 

 

Выставка работает с 26 февраля по 20 апреля 2010; четверг - понедельник с 11.00 до 18.00, вторник с 11.00 до 17.00; выходной день – среда

 

Телефоны для справок:

Фонд «ПРО АРТЕ»  (812) 233 0040, 233 0553

ГМИ СПб (812) 230 6431

 

Источники материалов:

www.proarte.ru    www.spbmuseum.ru

благодарим за предоставленные фотографии и материалы - пресс-службу «ПРО АРТЕ».


Архив новостей | Подписаться на RSS