21 марта поет Ольга Краузе

Ольга Краузе - "Летает девочка во сне.." - приглашение на концерт:
21 марта вечером в клубе "Чеширский кот" в Санкт-Петербурге пройдет концерт Ольги Краузе. Афиша концерта достаточно красноречива и подсказывает будущему слушателю, что скучно не будет: кто еще так может иронично сказать о себе:" Вот уже 40 лет, как мне 17 лет!?":)

..."Как я научилась читать - не помню. Взрослые уверяли, что меня никто не учил. Вероятно, это произошло еще в больнице. По вечерам бабушка Клавдия "трындела" со мной на пианино. Потом она уходила на кухню погонять чаи со взрослыми, и я уже "трындела" сама.
Бабушки спорили между собою:
- Ты бы, Клавдюшка, с ней на гаммы налегала.
- Да нет, Нинок, дите малое, слабое, ручонки совсем никуда. Лишь бы к инструменту привадить, а там само пойдет.
- Ей бы нотную грамоту освоить.
- Ей бы выжить, Нинок, ей бы выжить...
КРЫМСКАЯ ЗИМА
И я выживала. После ноябрьских праздников бабушка Нина уже с чистой совестью поместила меня в Евпаторийский интернат для детей, больных туберкулезом, и улетела в Ленинград. Я не была заброшена. Бабушка Клавдия навещала меня каждый день, а по воскресеньям забирала к себе. И я одержимо продолжала терзать ее пианино, пытаясь хрипеть "БУХЕНВАЛЬДСКИЙ НАБАТ". Но у меня это никак не получалось. Зато я довольно успешно разучила песен-ку "ХОТЯТ ЛИ РУССКИЕ ВОЙНЫ" и "ПОЛЕМ ВДОЛЬ БЕРЕГА КРУТОГО МИМО ХАТ В СЕРОЙ ШИНЕЛИ РЯДОВОГО ШЕЛ СОЛДАТ". Бабушка Клавдия стремилась переориентировать мои музыкальные вкусы, пытаясь разучивать со мной русские романсы типа "КАЛИТКИ", но я была непреклонна, пока не услышала "ОКРАСИЛСЯ МЕСЯЦ БАГРЯНЦЕМ" в исполнении Лидии Руслановой из пляжного репродуктора соседнего санатория. Всю неделю я бродила сама не своя и самозабвенно орала:
"Ты помнишь, изменщик коварный,
как я доверялась тебе?!"
Для меня было колоссальным открытием, что песни совсем не обязательно тоненько выводить или торжественно басить. Вполне достаточно, и даже порой необходимо, просто орать их от души. И еще я читала. Много и все подряд. Самой любимой моей книжкой на тот момент была "ПРИНЦ И НИЩИЙ" Марка Твена. Ее я перечитывала в течение всей зимы. Таким образом крымская зима миновала для меня совершенно незаметно. А уже в апреле обратно из Ленинграда прилетела бабушка Нина. И они с бабушкой Клавдией кудахтали над моей чахоточной особой все следующее лето..."
- Мам, пап! Я буду скрипачом!
- Ну да, ну да...
Они соглашались. Я им верила. Из Ленинграда пришел контейнер. Дворник дядя Тагир со своими товарищами втащили его на третий этаж в нашу квартиру. Когда контейнер раскурочили, там было совершенно новенькое пианино "КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ". Рояль теперь стали использовать вместо большой подставки под мамины герань, фиалки и кактусы. Пригласили настройщика из городского управления культуры. Длинный сутулый дядька оказался "своим человеком", из прибалтийских немцев, Фридрих Оттович Корх.
- Товарищ Краузе! Я Вас от всей души поздравляю! Стать обладателем возрожденного Беккер - это сказочная удача! И, что самое ценное, его же не сопрут - надорвутся!
Рояль товарищ Корх пристроил в кабинет директора центрального гастронома, чья жена жутко тянулась к культуре и постоянно тягала мужа в местную филармонию, дабы не отстать от приличных людей. Мои первые заседания за возрожденным Беккером были мучительны. Свежеструганный инструмент тяжело поддавался детским пальцам. По сравнению с евпаторийским инструментом на клавиши "КРАСНОГО ОКТЯБРЯ" приходилось усиленно давить. Но я не очень переживала. Я же буду скрипачом... Однако завтра 1 сентября, а скрипку мне так и не купили. И я уже было почуяла неладное, но паниковать раньше времени не решалась. На следующий день, к трем часам после обеда, мы с няней Шурой пришли на первое занятие. На двери класса, в который мы направлялись, было написано: КЛАСС СКРИПКИ. И я окончательно успокоилась. Мою учительницу звали Ольга Федоровна. Жгучая брюнетка с огромными черными глазами. Мое сердце взлетело до потолка и рухнуло в пятки. В горле пересохло, и зубы стали выстукивать "Турецкий марш" Моцарта.
- Ну, милая деточка, на чем играть будем?
- Нннна сссскккккриппппкккке...
- Нет, прелесть моя, о скрипке забудь! Ты у нас будешь учиться на фортепьяно.
Что такое фортепьяно - я не знала и знать не хотела. Душа разрывалась на части. С одной стороны, меня жестоко обманули, но с другой - моя первая в жизни учительница оказалась такой красоткой, что я согласилась бы играть с ней хоть на батарее парового отопления..."
Теория музыки усваивалась со скрипом, исключительно из-за патологических особенностей моего разума. Все, что необходимо было вызубрить, в голове не укладывалось. Наконец это понял мой отец.
- Что ты маешься?! Скрипичный ключ как называется?
- Скрипичный ключ.
- А еще как? Вам там что, не объяснили? Ключ СОЛЬ он называется. Потому что пишут его от точки на второй линейке, где нахо-дится нота СОЛЬ первой октавы. Значит, ноту СОЛЬ ты уже запомнишь навсегда. Если весь звукоряд чистых тонов составляет семь нот ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, то, зная, что СОЛЬ на второй линейке, ты просто вычисляешь остальные ноты:
ФА - под нотой СОЛЬ, между второй и первой линейкой,
МИ - под нотой ФА, на первой линейке,
РЕ - под нотой МИ, под первой линейкой,
ДО - под нотой РЕ и, раз линеек больше нет, то ставим добавочную линейку.
Вот и получается ДО на первой добавочной. Теперь какие ноты из этого звукоряда у нас остались? ЛЯ и СИ. Значит, если нота ЛЯ находится над нотой СОЛЬ, то что?
- Она пишется между второй и третьей линейкой.
- Молодец! А нота СИ?
- На третьей линейке.
- Все правильно! А выше идет уже вторая октава, и между третьей и четвертой...
- Находится нота ДО второй октавы.
- Умница ты моя! Ну вот, мать, а ты говоришь - дебилка!
- Да как ты растолкуешь - и дебил поймет! - огрызнулась матушка.
- Вам ба, Апольд Карлыч, в музыкальные учителя надо было идтить, а не в анженеры! От денег бы лопатой загребали на частных уроках... - вмешалась в разговор практичная няня Шура.
Теперь диктанты на уроках сольфеджио я писала на пятерки, чем очень обескуражила свою матушку.
- Тогда почему она прослушивание на дневное не прошла по слабости музыкального слуха? - терзала она своими неудовлетворенными амбициями отца.
- Ну, кто знает? Ты ж видишь, какая она рассеянная, а еще, может быть, переволновалась.
- Нет! Тут что-то неладно. И вот сейчас, смотри, как по клавишам чешет, а в дневнике по специальности написано, что "замедленная координация, слабое усвоение материала". Завтра же пойду и разберусь!
- Не торопись. А то дров наломаешь. А ну ка, дочка, покажи нам, что вы с Ольгой Федоровной разучиваете?
Я сразу почуяла неладное, душа ушла в пятки, но делать было нечего и я вытащила из папки альбом с нотами.
- Вот, "про калоши" и "кукушечка".
- Ну, давай, играй.
И я, тяжело сопя, начала считать:
- И раз, и два!..
- Стоп-стоп-стоп! Это никуда не годится! Это ж песенка!
И папа, нетерпеливо соскочив с дивана, подсел ко мне.
- Смотри, вот как надо.
Ку-пи-ла ма-ма Ле-ше
от-лич-ны-е ка-ло-ши.
Ка-ло-ши на-сто-я-щи-е,
кра-си-вы-е, бле-стя-щи-е.
И ес-ли да-же хо-чешь
ты но-ги не про-мо-чишь!
Папа сыграл эту песенку замечательно. А спел еще лучше. Я и не догадывалась, что это песенка. Вот только правила он совершенно не соблюдал: качался на стуле, "гулял" плечами, топал ногами. Но зато получалась живая песенка.
- Вот так и играй, а то аршин проглотила и долдонит: "И раз, и два!"
Тогда-то я и поняла, что есть дом, где можно оставаться живой и настоящей, и есть школа, в которой нужно играть по ее правилам.Благодаря папиной подсказке, усвоение специальности пошло быстрее.
- Слава Богу! - сказала Ольга Федоровна и даже погладила меня по голове. А я... Я ничего не сказала. Я просто быстро схватила свой альбом с тетрадками и убежала, потому что горячая струйка, пропитав мои рейтузики, уже темным пятном спускалась по чулочкам. Меня никто, кроме бабушки Клавдии и бабушки Нины, никогда не гладил по голове. От такой неожиданности я просто описалась..."
Архив новостей | Подписаться на RSS