21 марта поет Ольга Краузе
2010-03-22Ольга Краузе - "Летает девочка во сне.." - приглашение на концерт:
21 марта вечером в клубе "Чеширский кот" в Санкт-Петербурге пройдет концерт Ольги Краузе. Афиша концерта достаточно красноречива и подсказывает будущему слушателю, что скучно не будет: кто еще так может иронично сказать о себе:" Вот уже 40 лет, как мне 17 лет!?":)
Так, а для тех, кто никогда не слышал музыки и пения Ольги Краузе, отсылаю Вас на страницу в Контакте.ру, где дана краткая, исчерпыващая информация о ней: "...в 80-х годах ОЛЬГА КРАУЗЕ собирала большие залы в Ленинграде и других городах СССР. Были и подпольные концерты-квартирники с Янкой Дягилевой, Сашей Башлачевым и другими неформальными поэтами и музыкантами. Потом долгие годы забвения и, только в 2004 году, она снова вернулась на сцену..", а также -приведены ссылки ее творчества, что можно прочитать/послушать/увидеть в сети интернет...
Я приведу Вам только краткие фрагменты одной их таких публикаций Ольга Краузе. "Мой путь в музыку" и немного-музыки, что размещена в сети на Ютубе.ком. Наслаждайтесь и не забудьте о приглашении на концерт!
..."Как я научилась читать - не помню. Взрослые уверяли, что меня никто не учил. Вероятно, это произошло еще в больнице. По вечерам бабушка Клавдия "трындела" со мной на пианино. Потом она уходила на кухню погонять чаи со взрослыми, и я уже "трындела" сама.
Бабушки спорили между собою:
- Ты бы, Клавдюшка, с ней на гаммы налегала.
- Да нет, Нинок, дите малое, слабое, ручонки совсем никуда. Лишь бы к инструменту привадить, а там само пойдет.
- Ей бы нотную грамоту освоить.
- Ей бы выжить, Нинок, ей бы выжить...
КРЫМСКАЯ ЗИМА
И я выживала. После ноябрьских праздников бабушка Нина уже с чистой совестью поместила меня в Евпаторийский интернат для детей, больных туберкулезом, и улетела в Ленинград. Я не была заброшена. Бабушка Клавдия навещала меня каждый день, а по воскресеньям забирала к себе. И я одержимо продолжала терзать ее пианино, пытаясь хрипеть "БУХЕНВАЛЬДСКИЙ НАБАТ". Но у меня это никак не получалось. Зато я довольно успешно разучила песен-ку "ХОТЯТ ЛИ РУССКИЕ ВОЙНЫ" и "ПОЛЕМ ВДОЛЬ БЕРЕГА КРУТОГО МИМО ХАТ В СЕРОЙ ШИНЕЛИ РЯДОВОГО ШЕЛ СОЛДАТ". Бабушка Клавдия стремилась переориентировать мои музыкальные вкусы, пытаясь разучивать со мной русские романсы типа "КАЛИТКИ", но я была непреклонна, пока не услышала "ОКРАСИЛСЯ МЕСЯЦ БАГРЯНЦЕМ" в исполнении Лидии Руслановой из пляжного репродуктора соседнего санатория. Всю неделю я бродила сама не своя и самозабвенно орала:
"Ты помнишь, изменщик коварный,
как я доверялась тебе?!"
Для меня было колоссальным открытием, что песни совсем не обязательно тоненько выводить или торжественно басить. Вполне достаточно, и даже порой необходимо, просто орать их от души. И еще я читала. Много и все подряд. Самой любимой моей книжкой на тот момент была "ПРИНЦ И НИЩИЙ" Марка Твена. Ее я перечитывала в течение всей зимы. Таким образом крымская зима миновала для меня совершенно незаметно. А уже в апреле обратно из Ленинграда прилетела бабушка Нина. И они с бабушкой Клавдией кудахтали над моей чахоточной особой все следующее лето..."
- Мам, пап! Я буду скрипачом!
- Ну да, ну да...
Они соглашались. Я им верила. Из Ленинграда пришел контейнер. Дворник дядя Тагир со своими товарищами втащили его на третий этаж в нашу квартиру. Когда контейнер раскурочили, там было совершенно новенькое пианино "КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ". Рояль теперь стали использовать вместо большой подставки под мамины герань, фиалки и кактусы. Пригласили настройщика из городского управления культуры. Длинный сутулый дядька оказался "своим человеком", из прибалтийских немцев, Фридрих Оттович Корх.
- Товарищ Краузе! Я Вас от всей души поздравляю! Стать обладателем возрожденного Беккер - это сказочная удача! И, что самое ценное, его же не сопрут - надорвутся!
Рояль товарищ Корх пристроил в кабинет директора центрального гастронома, чья жена жутко тянулась к культуре и постоянно тягала мужа в местную филармонию, дабы не отстать от приличных людей. Мои первые заседания за возрожденным Беккером были мучительны. Свежеструганный инструмент тяжело поддавался детским пальцам. По сравнению с евпаторийским инструментом на клавиши "КРАСНОГО ОКТЯБРЯ" приходилось усиленно давить. Но я не очень переживала. Я же буду скрипачом... Однако завтра 1 сентября, а скрипку мне так и не купили. И я уже было почуяла неладное, но паниковать раньше времени не решалась. На следующий день, к трем часам после обеда, мы с няней Шурой пришли на первое занятие. На двери класса, в который мы направлялись, было написано: КЛАСС СКРИПКИ. И я окончательно успокоилась. Мою учительницу звали Ольга Федоровна. Жгучая брюнетка с огромными черными глазами. Мое сердце взлетело до потолка и рухнуло в пятки. В горле пересохло, и зубы стали выстукивать "Турецкий марш" Моцарта.
- Ну, милая деточка, на чем играть будем?
- Нннна сссскккккриппппкккке...
- Нет, прелесть моя, о скрипке забудь! Ты у нас будешь учиться на фортепьяно.
Что такое фортепьяно - я не знала и знать не хотела. Душа разрывалась на части. С одной стороны, меня жестоко обманули, но с другой - моя первая в жизни учительница оказалась такой красоткой, что я согласилась бы играть с ней хоть на батарее парового отопления..."
Теория музыки усваивалась со скрипом, исключительно из-за патологических особенностей моего разума. Все, что необходимо было вызубрить, в голове не укладывалось. Наконец это понял мой отец.
- Что ты маешься?! Скрипичный ключ как называется?
- Скрипичный ключ.
- А еще как? Вам там что, не объяснили? Ключ СОЛЬ он называется. Потому что пишут его от точки на второй линейке, где нахо-дится нота СОЛЬ первой октавы. Значит, ноту СОЛЬ ты уже запомнишь навсегда. Если весь звукоряд чистых тонов составляет семь нот ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, то, зная, что СОЛЬ на второй линейке, ты просто вычисляешь остальные ноты:
ФА - под нотой СОЛЬ, между второй и первой линейкой,
МИ - под нотой ФА, на первой линейке,
РЕ - под нотой МИ, под первой линейкой,
ДО - под нотой РЕ и, раз линеек больше нет, то ставим добавочную линейку.
Вот и получается ДО на первой добавочной. Теперь какие ноты из этого звукоряда у нас остались? ЛЯ и СИ. Значит, если нота ЛЯ находится над нотой СОЛЬ, то что?
- Она пишется между второй и третьей линейкой.
- Молодец! А нота СИ?
- На третьей линейке.
- Все правильно! А выше идет уже вторая октава, и между третьей и четвертой...
- Находится нота ДО второй октавы.
- Умница ты моя! Ну вот, мать, а ты говоришь - дебилка!
- Да как ты растолкуешь - и дебил поймет! - огрызнулась матушка.
- Вам ба, Апольд Карлыч, в музыкальные учителя надо было идтить, а не в анженеры! От денег бы лопатой загребали на частных уроках... - вмешалась в разговор практичная няня Шура.
Теперь диктанты на уроках сольфеджио я писала на пятерки, чем очень обескуражила свою матушку.
- Тогда почему она прослушивание на дневное не прошла по слабости музыкального слуха? - терзала она своими неудовлетворенными амбициями отца.
- Ну, кто знает? Ты ж видишь, какая она рассеянная, а еще, может быть, переволновалась.
- Нет! Тут что-то неладно. И вот сейчас, смотри, как по клавишам чешет, а в дневнике по специальности написано, что "замедленная координация, слабое усвоение материала". Завтра же пойду и разберусь!
- Не торопись. А то дров наломаешь. А ну ка, дочка, покажи нам, что вы с Ольгой Федоровной разучиваете?
Я сразу почуяла неладное, душа ушла в пятки, но делать было нечего и я вытащила из папки альбом с нотами.
- Вот, "про калоши" и "кукушечка".
- Ну, давай, играй.
И я, тяжело сопя, начала считать:
- И раз, и два!..
- Стоп-стоп-стоп! Это никуда не годится! Это ж песенка!
И папа, нетерпеливо соскочив с дивана, подсел ко мне.
- Смотри, вот как надо.
Ку-пи-ла ма-ма Ле-ше
от-лич-ны-е ка-ло-ши.
Ка-ло-ши на-сто-я-щи-е,
кра-си-вы-е, бле-стя-щи-е.
И ес-ли да-же хо-чешь
ты но-ги не про-мо-чишь!
Папа сыграл эту песенку замечательно. А спел еще лучше. Я и не догадывалась, что это песенка. Вот только правила он совершенно не соблюдал: качался на стуле, "гулял" плечами, топал ногами. Но зато получалась живая песенка.
- Вот так и играй, а то аршин проглотила и долдонит: "И раз, и два!"
Тогда-то я и поняла, что есть дом, где можно оставаться живой и настоящей, и есть школа, в которой нужно играть по ее правилам.Благодаря папиной подсказке, усвоение специальности пошло быстрее.
- Слава Богу! - сказала Ольга Федоровна и даже погладила меня по голове. А я... Я ничего не сказала. Я просто быстро схватила свой альбом с тетрадками и убежала, потому что горячая струйка, пропитав мои рейтузики, уже темным пятном спускалась по чулочкам. Меня никто, кроме бабушки Клавдии и бабушки Нины, никогда не гладил по голове. От такой неожиданности я просто описалась..."
Няня Шура просто влюбилась в наше пианино. Она его по сто раз на дню фланелевой тряпочкой протирала, вздыхаючи со слезой:
- Да! Эт те не балалайка! Богатый инструмент!
- Ну, так давай, нянюшка, со мной осваивай. А балалайку твою мы с Аленкой все равно любим.
- Да-а-а, - тянет Аленка, - особенно твою "КРАПИВУШКУ"...
Сестричка моя, хоть и в матушку пошла, по музыкальной части ей медведь уши оттоптал, балалайку ценила. Однако слушать нянишурину игру приходилось тайком от матери. Не терпела мама мужицких песен. А мы - так обожали. И отец подпоет, бывало, пока мамы нет.
И вот, пока мама во Дворце Алюминьщиков очередные натюрморты в изостудии пишет, мы отрываемся по полной программе:
Крапивушка лесная,
узорные кусты.
Зачем, зачем не знаю
растешь с малиной ты.
А дальше после нашего всеобщего хора солирует няня Шура:
Хороша красна малина поутру.
Но крапива заслонила к ней тропу.
До малины я добраться не смогла,
Только руки все крапивой обожгла.
И мы снова подхватываем:
Крапивушка лесная,
узорные кусты.
Зачем, зачем не знаю
растешь с малиной ты.
А няня Шура еще задушевнее:
Путь к любимому был близок, не далек.
Но крапива стала прямо поперек.
Я пошла тропинку новую искать,
а любимый не хотел так долго ждать.
А мы еще громче:
Крапивушка лесная,
узорные кусты.
Зачем, зачем не знаю
растешь с малиной ты.
Тогда няня с поучительным лукавством:
Понапрасну я крапиву ту виню,
берегла она малинушку мою.
Знайте, девки, чтоб любовь не потерять,
о крапиву рук не бойтесь обжигать.
И мы уже в припляску:
Крапивушка лесная,
узорные кусты.
Зачем, зачем не знаю
растешь с малиной ты.
А дальше под нянину балалайку отец подхватывает нас на руки и кружится с нами посреди комнаты.
- Да, Карлыч, ты танцор! Даром, что хромой!
- Эх, Шуренчик! Под твою балалайку и безногий спляшет!
Потом мы с папой, запыхавшиеся, валились на диван. А няня Шура делала серьезное лицо и, отложив балалайку, торжественно объявляла:
- Ну, теперь Лелька свою новую споет.
Новую у нас в музыкальной школе старшие ребята на перемене исполняли. Меня эта песня так потрясла, что я запомнила слова и аккомпанемент почти с четвертого раза. Няня с сестричкой ее уже от меня слышали. И вот теперь эту песню услышит папа. Я села за пианино и важно отчеканила:
МА-ДА-ГА-СКАР!
Трагически-мажорные аккорды заполнили комнату.
Есть в Индийском океане остров,
название его Мадагаскар.
И негр Томи саженного роста
на клочке земли той проживал.
С белой Джони в лодку он садился,
когда закат над морем догорал.
Луч солнца в океане серебрился,
и негр тихо-тихо напевал:
Мадагаскар,
страна моя.
Здесь, как и всюду,
цветет земля.
Мы тоже люди
и тоже любим,
хоть кожа черная у нас,
но кровь чиста.
Ее отец - банкир большого банка,
дочь свою проклятию предал.
А негра Томи саженного роста
суду американскому продал.
И вот стоит пред бешеной толпою
один совсем, измученный стоит.
Глаза его наполнены тоскою,
и негр Томи тихо говорит:
Мадагаскар,
страна моя.
Здесь, как и всюду,
цветет земля.
Мы тоже люди
и тоже любим,
хоть кожа черная у нас,
но кровь чиста.
Когда я закончила петь, отец рухнул с дивана на ковер и, закрыв лицо руками, затрясся. Я никогда не думала, что папа может так плакать.
- Не плачь, папа! Это же только песня!.."
Архив новостей | Подписаться на RSS