Новости

Выставка «Аварийное всплытие»

2010-09-03

Государственный центр фотографии при поддержке Министерства культуры Российской Федерации представляет выставку Захара Коловского  «Аварийное всплытие» с 20 августа  по 26 сентября 2010 в Выставочном зале Дворового корпуса

Выставка посвящена новейшей истории российского военно-морского подводного флота, это дань автора тем, кто честно выполнял и выполняет свой долг. Проект «Аварийное всплытие» - визуальное воссоздание интерьера одного из Петербургских храмов, где с 1930-х годов размещается учебная станция для моряков-подводников. Фрагменты и образы этого уникального пространства, достаточно ирреальны для непосвященного зрителя. В нем странные конструкции, механизмы, а также "жизнь" манекенов и спасательных гидрокостюмов организованы как специальные ритуалы, а их окружение, как отражения и знаки прошедших событий. В основу проекта «Аварийное всплытие» легло впечатление от интерьера одного из православных храмов Петербурга (Церкви во имя Иконы Богоматери Милующей на Васильевском острове), где еще в 1930-х годах разместилась учебная станция для моряков-подводников. Автор – Захар Коловский – поэтапно и во всех подробностях запечатлел каждый из элементов пространства. От былого церковного убранства остались лишь фрагменты мраморной облицовки да облупившаяся штукатурка. В боковых приделах были сооружены приспособления для проведения опытов и тренировок. Нашлось место и для бассейна. Доминантой этого комплекса стал обвитый спиралью лестницы тренажер для отработки глубоководных погружений и аварийного всплытия, уходящий под купол здания. Снимкам Захара Коловского присуща достоверность репортажного жанра, однако, собранные в многочастные композиции, они складываются в историю, полную аллюзий. Через застекленную дверь с разбитым крестом мы попадаем в пространство храма. Вместо икон на стенах оказываются сухие тексты инструкций. Глубоководный тренажер странным образом напоминает паникадило: центральный светильник традиционно имеет стержень, вокруг которого располагаются кольца. Здесь - та же форма, соответствующий масштаб и прямо противоположный смысл. Символ небесного мира словно подменяется объемом, имитирующим подводное пространство...

Под таким проектом мог бы подписаться любой постмодернист. Однако здесь нет места иронии, и всё по-настоящему. Перед нами уникальный пример того, как базовые архетипы, изначально присущие сакральному пространству, смогли воплотиться в чужеродных для него объектах. Непреднамеренное наложение смыслов как будто «одухотворило» эту тренировочную станцию, сделав ее своеобразным памятником подводному флоту, его победам и трагедиям.

 

Источник материалов и фотографии: www.rosphoto.org


Архив новостей | Подписаться на RSS