КАВКАЗ.. предо мною..
2010-09-21Выставка фотографий конца XIX – начала XX вв. из собраний Российской национальной библиотеки, Государственного центра фотографии и Института истории материальной культуры РАН откроется в залах РОСФОТО 1 октября 2010 года.

"Знаменитый русский фотограф Сергей Львович Левицкий впервые получил удачное дагерротипное изображение в 1843 году. Произошло это во время его поездки на Кавказские Минеральные воды, а сделанные им тогда снимки первыми в истории фотографии удостоились медали Всемирной выставки в Париже. С тех пор Кавказ неизменно привлекал фотографов своей удивительной природой, культурным богатством и этническим многообразием.

Представляя выставку фотографий Кавказа конца XIX – начала XX вв. РОСФОТО продолжает серию выставок, демонстрирующих зрителю уникальные памятники отечественной фотографии, хранящиеся в фондах музеев и архивов России. Успешное сотрудничество Государственного центра фотографии с Институтом истории материальной культуры РАН и Российской национальной библиотекой дает возможность впервые показать более 150 оригинальных фотографий и ближе познакомиться с творчеством русских мастеров, работавших на Кавказе.
![]()
Издавна Кавказ для России – особый регион. С одной стороны, он был местом ссылок и кровопролитных войн, с другой – источником поэтического вдохновения. Великие произведения русской литературы были созданы здесь, судьбы их авторов переплелись с историей Кавказа. Фотографы, снимавшие Кавказ, запечатлели и «Замок царицы Тамары», и грот, где похоронены А.С. Грибоедов и его жена Нина Чавчавадзе, и место дуэли М.Ю. Лермонтова, которое первыми разыскали двое известных светописцев Пятигорска – А.К. Энгель и Г.И. Раев. Кавказские Минеральные воды уже в XIX в. после того, как были объявлены лечебницей государственного значения, стали престижным курортом, где встречались во время отдыха давние друзья и заводились новые знакомства. Начиная с 1860-х годов, многие фотографы открывают здесь свои фотоателье для гостей и жителей курортных городов. Удивительная природа Кавказа и его этническая пестрота, его история, застывшая развалинами древних крепостей и сохранённая в убранстве храмов, – всё это привлекало путешественников и исследователей. И повсюду их сопровождало молодое искусство светописи.
![]()
Одними из наиболее ранних изображений, представленных на выставке, являются отпечатки 1860-х гг., созданные фотографами Военно-топографического отдела Кавказского военного округа вскоре после завершения долгой Кавказской войны (1817 – 1864 гг.). Кроме непосредственно военных и стратегически важных объектов (мосты, тоннели, артиллерийский парк), фотографы снимали характерные типы местных жителей, горные виды и исторические места, такие, как аул Гуниб – место пленения предводителя кавказских горцев Шамиля.
![]()
Значительное число фотографий, представленных в экспозиции, создали фотографы-профессионалы, имевшие ателье в центральных городах Северного Кавказа и Закавказья. Путешествия с громоздким фотографическим снаряжением, которые предпринимали Д.И. Ермаков, А.К. Энгель, Г.И. Раев, И.Ф. Александрович, Ф.Н. Гадаев и другие мастера светописи, были тяжелым трудом, наградой за который могли стать похвальные отзывы научных обществ и признание широкой публики, покупавшей открытки и фотоальбомы с видами полюбившихся мест. На редких по красоте фотографиях мы можем видеть сегодня отдалённые уголки Кавказа, памятники истории и культуры, многие из которых ныне утеряны.
![]()
Исчезли в потоке времени не только здания – некоторые малые народы, населявшие Кавказ, более не существуют или потеряли свою национальную идентичность. Этнографическая съемка становится актуальной в конце XIX – начале XX вв., когда всё яснее чувствовалась необходимость сохранить в памяти приметы уходящей эпохи. Каждый из фотографов, останавливавших свой объектив на характерных типах, обладал своими приемами в работе. Классические студийные фотографии работы Ф. Ордэ откроют зрителю галерею ярких этнических типов и тонких портретов. Жан Рауль предпочитал постановочную съемку на открытом воздухе, акцентируя внимание на костюмах представителей различных наций. Новаторским для 1890-х годов был метод съемки Д.И. Ермакова: полные жизни бытовые сцены, снятые в ремесленных мастерских, на базарах и улицах Кавказа, отражают редкий репортажный талант фотографа, обладавшего тонким художественным вкусом.
![]()
![]()
В начале XX века процесс фотосъемки значительно упростился, появилась легкая и сравнительно небольшая камера «Кодак», отснятую плёнку можно было отправить для проявки в специальную лабораторию. Всё это способствовало увеличению числа фотолюбителей. Их снимки во многом повторяют сюжеты профессиональных фотографов – типы, виды, памятники... Но эти фотографии далеки от композиционной точности и технического профессионализма – они передают субъективные впечатления путешественника, гостя, на короткое время ставшего частью этого горного мира. Фотографии из двух любительских альбомов зритель может увидеть на выставке в форме видео-презентации. Уникальная 6-кадровая панорама Кавказских гор, выполненная в мастерской братьев Рудневых и запечатлевшая аул Гуниб, а также географические карты, составленные во второй половине XIX века, дополнят созданный экспозицией образ Кавказа.
![]()
На открывающейся выставке петербургский зритель впервые получит возможность увидеть мир Кавказа глазами фотографов, чье творчество более века назад открывало новые горизонты русской светописи." (автор - Ольга Головина)
Экспонироваться выставка КАВКАЗ будет до 15 декабря.
Источник материалов: http://www.rosfoto.org/ru
Архив новостей | Подписаться на RSS
