Научно-практическая конференция "Стратегия развития Ленинградской области"
2010-12-2320 декабря 2010 года в г. Гатчина в здании кинотеатра "Победа" сосотоялась научно-практическая конференция "Стратегия развития Ленинградской области", проводимая по решению Губернатора Ленинградской области и по просьбе Совета муниципальных образований. Стратегию развития Ленинградской области обсудили участники научно-практической конференции, состоявшейся в Гатчине. В форуме приняли участие свыше 150 представителей муниципальных образований области, глав администраций, руководителей комитетов и служб. Участники конференции сообща обсудили вопросы стратегического планирования, на основе чего оно должно строиться, какие цели и задачи решать, и как с ним обстоят дела в нашем регионе.
Выступивший с докладом вице-губернатор Григорий Двас пояснил, что научных подходов к определению сущности стратегического планирования много. Это понятие может трактоваться и как набор конкретных мероприятий, увязанных между собой по ресурсам и срокам исполнения, и как некий документ общественного согласия, где обозначена воля гражданского общества и видение будущего. Так или иначе, документ должен быть понятен всем, не перегружен специальными цифрами и терминами, обязан учитывать потенциал и ресурсную базу региона и создаваться с участием общественности. В основе же создания плана стоит, по словам вице-губернатора, решение двух задач: оптимального расселения людей и оптимального размещения производительных сил. В докладе озвучены индикаторы социально-экономического развития, такие как размер средней заработной платы, оборот предприятий на душу населения и инвестиции в основной капитал на душу населения. Выделен и ряд конкурентных преимуществ: природно-ресурсный, инфраструктурный и геоэкономический потенциалы и наличие трудовых ресурсов. Вице-губернатор привел в докладе данные корреляционного анализа, позволяющего определить зависимость указанных показателей друг от друга и их степень взаимного влияния. Результаты анализа порой парадоксальны. Выяснилось, что наибольшее влияние на инвесторов оказывает фактор наличия на местах трудового потенциала. Этот фактор сильнее притягивает инвесторов, чем близость выбранной территории к Санкт-Петербургу. С другой стороны, чем больше то или иное муниципальное образование обеспечено природными ресурсами, тем оказывается ниже заработная плата в таком районе.
Анализ показал, что уровень дифференциации между районами по разным показателям велик. А между тем необходимо стремиться к сбалансированному развитию территорий внутри субъекта Федерации. На решение этого вопроса и должно быть направлено стратегическое планирование. Главный вывод, который сделали участники конференции, состоит в том, что экстенсивное использование природно-ресурсного потенциала не сможет обеспечить дальнейшее динамичное развитие экономики региона. Оптимальное расселение населения и обеспечение предприятий трудовыми ресурсами – является важным фактором социально-экономической политики областных властей в перспективе. Целесообразным представляется разработка ряда мер, направленных на увеличение численности населения районных центров за счет миграционной политики.
Важная информация прозвучала и в докладе председателя комитета по архитектуре и градостроительству Евгения Домрачева. Главный архитектор Ленинградской области выразил озабоченность затянувшимися сроками подготовки проектов схем территориального планирования. По его словам, с документацией справились Гатчинский и Тосненский районы, а в аутсайдерах остаются Лужский, Сланцевский и Волосовский. На сегодня из 203 муниципальных образований региона в 160 ведется разработка и подготовка генеральных планов поселений. Лишь в 15 из них утверждены правила землепользования и застройки, промедление в этом вопросе может парализовать процессы строительства и реализации инвестиционных проектов. Планы муниципалитетов порой, по словам Домрачева, далеки от действительности и содержат, например, ничем необоснованные данные о предстоящем росте численности населения того или иного населенного пункта.
В дальнейших выступлениях участников конференции звучали призывы к взаимному с муниципальными образованиями решению вопросов создания планов, перечислялись инструменты и формы стратегического планирования, заострялось внимание на необходимости его информационной поддержки. В числе прочего выдвинуто предложение разработать закон о муниципальной статистике, позволяющей учитывать результаты работы муниципальных образований. Каждый муниципалитет уникален. Всякая территория обладает своими конкурентными преимуществами, сильными или слабыми характеристиками. И у любого муниципального образования должен быть свой план развития. Задача стратегического планирования, и это было озвучено в рамках конференции, - подтолкнуть местные власти к созданию таких планов, а на их основе гармонизировать общий план перспективного развития Ленинградской области.
Кроме того, в целом по Ленинградской области итоги по рейтингу экономики таковы : Международное агентство Standard&Poor’s пересмотрело прогноз по рейтингам Ленинградской области со «Стабильного» на «Позитивный» и подтвердило кредитные рейтинги региона: долгосрочный «ВВ» и по национальной шкале – «ruAA».
Как отмечают эксперты агентства, пересмотр прогноза связан с ожидаемым ростом экономики и финансовых показателей области. Подтверждение рейтингов региона также отражает хорошие перспективы роста, низкий уровень государственного долга и высокие показатели ликвидности субъекта Федерации. В экспертном обосновании отмечается, что Ленинградская область продемонстрировала более высокую степень устойчивости к экономической рецессии (в ходе кризиса), чем большинство российских регионов, имеющих похожие рейтинги. Стимулирующее влияние на экономику региона оказывает непрерывный приток инвестиций в реальный сектор экономики. Учитывая это и другие обстоятельства, агентство предполагает, что в 2011-2013 годах рост экономики региона будет выше, чем в среднем по России, что позитивно отразится на росте бюджетных доходов.
Следует отметить, что за январь-октябрь 2010 года оборот организаций региона по всем видам экономической деятельности превысил 790 млрд. рублей, что на 8,7% выше уровня 10 месяцев прошлого года. Индекс промышленного производства по полному кругу предприятий составил 109,5%. В отраслях обработки объемы промышленного производства увеличились, относительно того же периода прошлого года, на 11,1%. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за январь-сентябрь 2010 года достиг 147,8 млрд. рублей, что почти на 2% больше уровня того же периода предыдущего года. По итогам 11 месяцев практически выполнен годовой план по доходам консолидированного бюджета региона.
Комментируя решение агентства S&P, вице-губернатор Дмитрий Кирин напомнил, что недавно область погасила облигационный заем общим объемом в 800 млн. рублей, выпущенный правительством региона в 2003 году. Все это также подтверждает, что регион набирает необходимые темпы развития после финансово-экономического кризиса, укрепляет свой финансовый потенциал. В целом позитивный прогноз, по мнению вице-губернатора, безусловно, придает дополнительную уверенность в том, что недавно принятый ЗакСом областной бюджет на 2011-2013 годы, основанный на умеренно-оптимистичном сценарии развития региона, будет успешно выполнен
Благодарим за предоставленные фотографии - пресс-секретаря комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области
Источник материалов: http://www.lenobl.ru/gov/committee/economics/conference
Архив новостей | Подписаться на RSS