А.С.Пушкин - собиратель народного фольклора.
2011-02-16В этот день - 10 февраля (29 января по старому стилю) 1837 года в 2.45 пополудни остановилось сердце поэта. “Солнце нашей поэзии закатилось”, - писали в одной из газет того времени: великий русский поэт в возрасте 37 лет скончался от ранения, полученного во время дуэли с Дантесом двумя днями ранее. Эта памятная дата является значительным событием в истории России..
Известие о дуэли и кончине Пушкина вызвало сильное волнение в Петербурге. У гроба поэта побывало (по разным данным) от 10 до 50 тысяч человек. Похоронен Александр Сергеевич в Святогорском монастыре. В России фамилия Пушкин известна каждому, и взрослому, и школьнику. Пушкин для нас - не просто величайший русский поэт, а еще и реформатор русского языка и культуры в целом. И для многих он до сих пор жив, ведь память о нем бессмертна. И в этот день, в День Памяти Пушкина, каждый вспоминает то, что ему особенно дорого в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Мое сердце отдано СКАЗКАМ А.С.Пушкина!
Итак, открываем книгу сказок великого поэта:)))
...Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух... там Русью пахнет...
У исследователя С.Бонди читаем: "Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении почти всего своего творчества, с 1814 до 1834 г. Они резко разделяются на две группы: ранние (до 1825 г.) и поздние. Наше представление о пушкинских сказках, как о важной и серьезной области его поэзии, относится только к поздним его сказкам ("Сказка о попе", "О медведихе", "О царе Салтане", "О рыбаке и рыбке", "О мертвой царевне" и "О золотом петушке").
С 1830 по 1834 г. Пушкиным было написано пять народных сказок в стихах, а одна ("О медведихе") осталась незаконченной. Эти сказки впервые вводили в литературу подлинную, не приноровленную к интересам дворянского читателя народную поэзию, то есть не только занимательные, фантастические приключения героев или любовные переживания "красной девицы" и "доброго молодца". В пушкинских сказках затрагивается социальная тема (о жадном попе и батраке, наказавшем его, о мужике, которого тем больше угнетают, чем больше благ доставляет он своим угнетателям), говорится о моральных идеалах народа ("Сказка о мертвой царевне") и т. п. Самым существенным отступлением пушкинских сказок от типа народной сказки была стихотворная форма, которую придал поэт этому прозаическому народному жанру, подобно тому, как в "Евгении Онегине" он превратил традиционный прозаический жанр романа в "роман в стихах".
Пушкин хорошо знал, что многие сказочные сюжеты или отдельные мотивы существуют в устном творчестве разных народов, переходят, видоизменяясь, от одного к другому. Поэтому он, подобно настоящему народному сказителю, брал, когда это было нужно, то или иные мотивы, детали сюжета из иноязычного фольклора, чудесным образом превращая их в подлинно русские. Немало вносил он в сказки и своего собственного: по-своему изменял народный сюжет, упрощал или усложнял его, вводил свои образы (золотой рыбки, царевны-Лебедь и т.п.). В своих сказках Пушкин использовал элементы и других жанров народной поэзии - песен, заговоров, причитаний. Таковы, например, заклинание Гвидона, обращенное к волне, или королевича Елисея - к солнцу, месяцу и ветру, напоминающие плач Ярославны из "Слова о полку Игореве".
Сказки Пушкина - не простое переложение в стихи подлинных сказок, а сложный по своему составу жанр. Пушкин выступает в них и как реконструктор испорченной в устной народной передаче народной сказки, и как равноправный участник в ее создании. Но понятые в их значении современниками, недооцененные позднейшей критикой, сказки Пушкина были приняты народом. Одна из сказок Пушкина ("О рыбаке и рыбке") была записана со слов народного сказителя как чисто народная сказкуа...Через десять лет, в 1835 г., вспоминая эти рассказы Арины Родионовны (уже умершей, к этому времени), Пушкин писал в черновом варианте стихотворения "Вновь я посетил...":
Не буду вечером под шумом бури
Внимать ее рассказам, затверженным
Сыздетства мной, но все приятным сердцу,
Как песни давние или страницы
Любимой старой книги, в коих знаем,
Какое слово где стоит..."
Артист, собиратель и исполнитель русского фольклора Виктор Васильевич Иванов написал небольшое исследование о Cимволике народных обрядов в сказках Пушкина, которое предлагаем Вашему вниманию:
"Известная поговорка сообщает нам, что в сказках скрыт глубокий смысл и важные сведения о жизни наших предков:"Сказка ложь,да в ней намек, добрым молодцам урок".
Из поэтических сказок Пушкина, сюжеты которых он взял у своей любимой няни Арины Родионовны, мы приведем несколько ярких примеров о зашифрованных в символике языка реально существовавших языческих обрядов "посвящения": посвящение в "непобедимого богатыря", посвящение в "правителя", посвящение в "замужнюю женщину". Эти обряды носят характер языческой магии и сообщают нам интереснейшие особенности жизни человеческого сообщества в прошлом.
Сказка-поэма о Руслане и Людмиле. Руслан преследует грозного злого колдуна Черномора. Не встреть он мертвой головы, не видать бы ему на век своей Людмилы.
...Пред ним живая голова.
Огромны очи сном объяты;
Храпит, качая шлем пернатый,
И перья в темной высоте,
Как тени, ходят, развеваясь.
В своей ужасной красоте...
А мертвая голова, древний символ души умершего героя, и после смерти " помогает" достойным воинам, посвящая их в "непобедимых воителей"и вручая им заветный меч-кладенец. Совы, слетающие с растревоженной головы, символизируют мудрость, передаваемую впридачу с огромной силой. Вот вам и описанный ритуал "культа мертвецов", который сохранился и по сее время в обрядах культа предков, распространенных у многих народов мира. Например, у страшного племяни даяков с о.Бoрнеo/Малайзия/, охотников "за головами", - обряд носит совсем конкретный характер. Они хранят раскрашенные черепа и головы на полках в чулане и даже используют их как подушки для сна, и твердо уверены, что души людей, головами которых они обладают, должны защищать их в жизни и быть послушными на том свете.
В сказке о царе Салтане описан ритуал посвящения в правителя-князя. Царский сын Гвидон сразу после рождения заключается с царицею-матерью в бочку:
...И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян...
А как известно сосуды являются магическим символом знаний и мудрости/времена античности/. Например, бочка Диогена - древнего античного философа. И так, Гвидон, находясь в бочке приобретает необходимые знания для князя под руководством мудрой царицы. "Посвященный" легко справляется с коршуном-колдуном и жениться на царевне-лебеде с месяцем под косой и звездой во лбу, что само по себе является полным символическим посвящением в цари.
...Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит....
В необработанной сказке Арины Родионовны "По локти в золоте, по колено в серебре", сам Гвидон родился с самого начала сказки "со звездой во лбу и луной под косой", т.е. он обладает всеми признаками божественного и царского происхождения и было у него 33 брата:
...В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор...
Но именно он должен посидеть в бочке и "поучится".
Сказка о Мертвой царевне является также блестящей интерпретацией народной сказки "О купеческой дочери". Девушка живет по древнейшему обычаю в "мужском доме" охотников/богатырей/:
...День за днем идет, мелькая,
А царевна молодая
Все в лесу, не скучно ей
У семи богатырей...
Таких незамужних девиц называли "сестрицами". Братья ее могли любить только как сестрицу по-рыцарски/традиция получения добрачного опыта, без потери девственности/. У Пушкина она отравлена колдуньей-царицей и "положена" братьями в магический хрустальный гроб/магия света и кристалла/:
...Ждали три дня, но она
Не восстала ото сна.
Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили - и толпой
Понесли в пустую гору,
И в полуночную пору
Гроб ее к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили
И решеткой оградили;...
Рашифровка сказки состоит в том, что девушка проходит "обучение" в мужском доме, освоив науку ухода за мужчинами. В магическом гробе она обретает "посвящение", переходя на другой уровень жизни, распрощавшись с девичеством, становясь замужней женщиной. У Пушкина она была обручена с королевичем Елисеем, который оживил ее поцелуем/посвящение поцелуем/, разбив гроб хрустальный:
...Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном...
В сказке у Арины Родионовны жених переносит гроб в свой дом и ждёт, пока невеста не проснётся. И вот наступает момент"перехода" - из ее волос вынимают магический гребень/подобно расплетанию косы/касание лица кольцом:) - и справляется свадебка/тоже древний ритуал посвящения в жены/:
...Но, помня тайный дар кольца,
Руслан летит к Людмиле спящей,
Ее спокойного лица
Касается рукой дрожащей...
И чудо: юная княжна,
Вздохнув, открыла светлы очи!
Казалось, будто бы она
Дивилася столь долгой ночи;
Казалось, что какой-то сон
Ее томил мечтой неясной,
И вдруг узнала - это он! ...
В заключение можно утверждать, что А.С. Пушкин был не только гениальным поэтом и певцом русской словесности, но и блестящим знатоком народной жизни и обычаев, и наряду с А.Н.Афанасьевым, П.В.Киреевским, Далем и другими был подлинным собирателем фольклора и народной поэзии, что позволило ему написать такие гениальные интерпретации народных сказок.
... Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой...."
Источник материала и фотографии о Борнео: http://www.curanderos.ru/borneo.htm
Использованы иллюстрации художников: Л.Левченко, Кипренского, А.Куркина, Анатолия Пустовита, Е.Пашкова, Бориса Зворыкина, Е.Н.Гундобина, Юрия Волковича, детские рисунки по сказкам А.С.Пушкина; фрагменты статьи С.М.Бонди: http://create-daydream.narod2.ru/Galereya_playcast/Ozhivshaya_poeiya/skazki_pushkina/
Архив новостей | Подписаться на RSS