Новости

Ледяной «Пер Гюнт» в Петербурге

2011-09-25

22 сентября 2011 года в северной столице состоялась пресс-конференция по поводу премьеры в Санкт-Петербурге спектакля «Пер Гюнт» Московского Государственного театра «Ленком»: премьерные спектакли пройдут 23, 24, 25 сентября 2011 на сцене ДК "Выборгский".

 

Автор сценической версии драмы Ибсена «Пер Гюнт» Марк Захаров, художественный руководитель театра «Ленком», Народный артист СССР, не смог в силу обстоятельств приехать в северную столицу, однако, и артисты театра, и администарция «Ленкома» уверена, что спектакли пройдут достойно и без присутствия мэтра...  

 

Вела встречу с журналистами помощник художественного руководителя Косырева Юлия Владимировна. В пресс-конференции принимали участие артисты, занятые в спектакле «Пер Гюнт»: Антон Шагин, Александра Захарова, Сергей Степанченко, Алла Юганова, Виктор Раков, Светлана Илюхина, а также - режиссер спектакля, "правая рука" Марка Захарова - Игорь Фокин, главный художник театра Алексей Кондратьев и композитор Сергей Рудницкий: 

Стало уже доброй традицией, что Марк Анатольевич Захаров ежегодно в течение долгого времени открывает новый театральный сезон именно в Петербурге. В нынешнем сентябре «Ленком покажет премьеру - спектакль «Пер Гюнт» по мотивам пьесы Ибсена.

 

Прежде всего, журналистов интересовало: какой он сегодня, "герой" Пер Гюнт? И, оказалось, что артист Антон Шагин, который играет Пер Гюнта, отвечая, вероятно, прежде всего себе, не дал однозначного ответа: романтический ли он герой по сегодняшним "меркам", Пер Гюнт?! Впрочем, предлагаю Вам послушать самого Антона Шагина чтобы узнать, что лично его волнует в этой роли, о репетициях и партнерах в спектакле:

Марк Захаров проделал титаническую работу, написав по сути своего «Пер Гюнта». В новой редакции герои Ибсена играют репликами в пинг-понг, и на подаче у них не изящные метафоры, а все больше смачные народные выражения. Пер Гюнт у Захарова - не романтический бунтарь, а простой парень из норвежской глубинки. Но он смел, ловок и заряжен сумасшедшей энергией. Он все время  устраивает себе на голову приключения: то невесту со свадьбы украдет, то заявится к троллям, то вдруг рванет за наслаждениями на Восток и окажется в сумасшедшем доме.

 

Спектакль получился веселым, по-захаровски легким и одновременно глубокомысленным. Почему глубокомысленный? Как образно высказал свою версию о персонаже артист Антон Шагин, Пер Гюнт постоянно не просто что-то "ищет", но постоянно находится в поиске "самого себя" и: .." - слава Богу, что в этом спектакле мы не забили никаких гвоздей! Он- живой, он - дышит, в нем есть Воздух!..":

Кроме того, в рамках гастролей театр представит две уже известных петербуржцам постановки:

 

19, 20 и 21 сентября на сцене Мюзик-холла легендарный спектакль «Юнона и Авось» - в этом году спектаклю 30 лет. 26, 27 сентября на сцене ДК "Выборгский" искрометная комедия «Все оплачено».  

 

В связи с тем, что мало кто сегодня помнит сюжет «Пер Гюнта» Ибсена и от того, что, как сказала актриса Александра Захарова - "это вот такая книга!" (показав толщину самой книги:), да и некоторые журналисты.. признались, что романа не читали, - я позволю себе процитировать ниже тексты о самом произведении, о истории постановки этого романа Ибсена в России, а также то: о чем думал сам постановшик этой новой театральной версси , - Марк Анатольевич Захаров?

Но прежде,  - слово актрисе Александре Захаровой, которая не только подробно перечислила "поколения" актеров в театре "Ленком" (!), но - заметила, что сегодня и театр, и спектакль - Молодой!

"Пер Гюнт драматическая новость на стыке XIX и XX веков, утверждавшая основы экзистенциализма. Чуть упрощая проблему, скажем, что Пер Гюнт взаимодействует не с отдельными персонажами - он взаимодействует со Вселенной. Весь окружающий его мир - главный партнёр Пер Гюнт. Мир, постоянно видоизменяясь, по-разному атакует его сознание, а он в этом веселом водовороте ищет только одну, единственную, ему принадлежащую Дорогу.

"Мне интересен Пер Гюнт может быть, потому, что я прошёл «точку невозврата» и реально ощутил, что жизнь не бесконечна, как мне казалось в детстве и даже по окончании Театрального института. Теперь можно посмотреть на собственную жизнь, как на шахматную доску и понять - по каким квадратам проходил мой путь, что я обходил и во что встревал, иногда сожалея потом о случившемся. Главное - правильно начать, а самое главное - ещё понять, где оно, твоё Начало. Как угадать свой единственный возможный путь по лабиринтам жизненных обстоятельств и собственных убеждений, если они у тебя есть…  А если - нет? Найти! Сформировать! Выявить из недр подсознания, поймать в космической безразмерности . . .  Но иногда уже найденное ускользает из рук, покидает душу, обращаясь в мираж, и тогда предстоит новый мучительный поиск в хаосе событий, надежд, тлеющих воспоминаний и запоздалых молитв.

 

О нашем герое иногда писали, как о носителе идеи компромисса. Это слишком плоско и недостойно уникального, вместе с тем, заурядного и даже узнаваемого чудака-героя, созданного Г. Ибсеном. В Пер Гюнте сидит не одна только дурь, и жив он не одними только фольклорными отголосками, есть отвага и дерзость, есть грубость и нежное смирение. Г.Ибсен представил миру образ человека, о котором, как о чеховском герое, очень трудно сказать - кто он.   

 

Я начинал свой режиссерский путь, когда очень ценился и воспевался «простой человек». Кажется, теперь почти все мы вместе с Достоевским, Платоновым, Булгаковым и другими провидцами осознали истину или приблизились к ней - вокруг нас очень непростые люди, даже если притворяются винтиками, одноклеточными созданиями или монстрами.

 

Вот и захотелось рассказать о Пер Гюнте и некоторых других людях, без которых не могла бы состояться его неповторимая жизнь. Только рассказать по-своему, не слишком серьёзно, как умеем. И, размышляя о самых серьезных вещах, избежать претензий на обязательное глубокомыслие… Замысел опасный. Сочинять сегодня спектакль занятие рискованное."(МАРК ЗАХАРОВ)

 

На встрече с журналистами актеры говорили больше сами, так как спрашивать о том, чего не видел, - согласитесь, - занятие неблагодарное, а потому я постараюсь в этом анонсе больше цитировать самих участников пресс-конференции, - артистов, занятых в спектакле «Пер Гюнт»:

"…Величайшее творение Ибсена, ещё недостаточно оцененное,  - «Пер Гюнт». В форму норвежской народной сказочности облечена мировая тема. «Пер Гюнт» нужно сравнивать по значению с гётевским «Фаустом». Это есть мировая трагедия индивидуальности и личной судьбы. И я не знаю в мировой литературе равного по силе изображения трагедии индивидуальности и личности.

 

…Но самое сильное в «Пер Гюнте» - образ Сольвейг, образ женской верности и жертвенной любви. Сольвейг всю жизнь оставалась верна Перу, всю жизнь ждала его, он хранился в её сердце. И вот в час смерти потерявший свою личность Пер мог найти себе пристанище лишь в сердце Сольвейг, о которой забыл, в её любви и верности. Пер сохранил самого себя, свою личность лишь в Сольвейг. Сольвейг есть вместе с тем и мать-заступница, последнее убежище человека, утерявшего себя и обреченного на гибель". НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ. («Философия творчества, культуры и искусства» Т.2.Москва.«Искусство». 1994.)

Я не удержалась и задала вопрос главному художнику Алексею Кондратьеву о декорациях и новациях в этой постановке, потому что Алексей Кондратьев также вступил в разговор о "романтическом герое" (да, тема "Героя" звучала на пресс-конференции неоднократно, друзья, это - правда!):

"Генрик Ибсен (1828—1906), великий норвежский драматург, был одним из зачинателей той «новой драмы» конца XIX - начала ХХ века, что стала основой драматургии и театра надолго вперед, вплоть до наших дней.

 

В драматической поэме «Пер Гюнт» (1867) - как будто традиционный сюжет - странствия «блудного сына» - Ибсен поднял до высокой и поучительной притчи о праве личности на свободу, о цене этой свободы, о выборе собственного пути.

 

Творец новой сцены, философ и моралист, Ибсен изначально был близок русской культуре - мыслителям, писателям, людям театра; особенно близок своим пафосом поиска истины и свободы. Его пьесы ставились часто, помногу, но не все - в равной мере. О «Пер Гюнте» вспоминали реже, чем о других - грандиозная эпопея Ибсена трудна для сцены, понуждает к купюрам, к избирательности решений, к вольной авторской режиссуре.

 

Это было ясно уже на примере первой значительной постановки «Пер Гюнта» в России, в Московском Художественном театре (1912), где режиссерами были К.Марджанов и Г.Бурджалов (по руководством Вл.И.Немировича-Данченко, главного мхатовского «ибсениста»). Массив авторского текста, несмотря на сокращения и на участие таких актеров, как Л.Леонидов (Пер Гюнт) и молодая А.Коонен (Анитра), казался тяжеловатым; спектакль запомнился прежде всего великолепным оформлением Н.Рериха.

 

Последнее не случайно -  в пьесе Ибсена сошлись средства многих искусств. Недаром она вдохновляла и художников, и кинематографистов, и нашла совершенное воплощение в музыке Э.Грига. В театральном сознании они часто неотъемлемы друг от друга - «Пер Гюнт» Ибсена и «Пер Гюнт» Грига. На музыку норвежского композитора (в обработке Б.Асафьева) в Ленинградском театре им. Кирова (ныне Мариинском) хореографом Ф.Лопуховым был поставлен балет «Ледяная дева» (1927). Позднее в концертном исполнении шли литературно-музыкальные композиции, из которых самой заметной стал спектакль Вс.Аксенова (1954), где он был и режиссером, и исполнителем главной роли, а в роли Озе, матери Пер Гюнта, выступала А.Коонен, словно перебрасывая мост к раннему спектаклю МХТ.

 

Драматургия Ибсена, по природе своей близкая театрам Прибалтики, часто ставилась здесь, в том числе  - и «Пер Гюнт». Во второй половине прошлого века значительные спектакли появлялись в Латвии и в Эстонии. В 1980 году в Рижском ТЮЗе режиссер А.Шапиро, сохраняя эпический строй пьесы, следуя логике сюжета, сохранил напряженность действия, его ритмы и драматизм, поставив в центр крупного, сложного и обаятельного героя (У.Пуцитис) и концентрируя внимание на нем и вокруг него.

 

В том же 1980 году «Пер Гюнт» появился на сцене Ленинградского театра драмы им. Пушкина (нынешнем Александринском), в режиссуре И.Ольшвангера, которую завершали В.Эренберг и Б.Фрейндлих, сыгравший в финальной части пьесы роль уже старого Пер Гюнта. 

 

Образы «Пер Гюнта» вечны, волнуют и до сих пор; вопросы – из тех, что каждое поколение и каждый художник должны решать сами для себя. Это почувствовал и Марк Захаров - его выбор пьес никогда не бывает случайным…" (ТАТЬЯНА ШАХ-АЗИЗОВА)

И, последнее, о чем лично я спросила участников пресс-конференци, - о Музыке спектакля. Отвечает "Моцарт театра" (по определению актрисы Александры Захаровой:) - композитор Сергей Рудницкий:

 Напоминаю и приглашаю всех любителей театра в эти выходные сентябрьские дни: 23, 24, 25 сентября 2011 на сцене ДК "Выборгский" пройдут премьерные спектакли «Пер Гюнт» Московского Государственного театра «Ленком». До встречи на премьере!

 

 

 

Источник материалов: сайт театра "ЛЕНКОМ - "http://www.lenkom.ru/

Фото с пресс-конференции - Валерия Гуцалова и Наталии Кириловой

Видео с пресс-конференции - Наталии Кириловой 


Архив новостей | Подписаться на RSS