Остановитесь: ДЕВУШКА С ТАТУИРОВКОЙ ДРАКОНА!
2012-01-032 января 2012 года Год Дракона "открывает" фильм Дэвида Финчера ДЕВУШКА С ТАТУИРОВКОЙ ДРАКОНА

О чем фильм? Если очень коротко о сюжете: 40 лет назад при таинственных обстоятельствах пропадает девушка из могущественной и влиятельной семьи. Ее дядя убежден, что было совершено убийство, расследовать которое он поручает опальному журналисту Микаэлю Блумквисту (Дэниел Крейг) и юной хакерше Лизбет Саландер (Руни Мара). Фильм основан на шведском бестселлере писателя Стига Ларрсона, который разошелся тиражом более чем 15 миллионов книг по всему миру.
Номинант на премию «Оскар»® Дэвид Финчер (СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ) представляет вниманию зрителей киноверсию бестселлера Стига Ларссона ДЕВУШКА С ТАТУИРОВКОЙ ДРАКОНА. В лабиринте сюжета скрываются убийство, коррупция, семейные тайны и противоречивые натуры двух невольных компаньонов, которые стремятся разгадать секрет 40-летней давности.
Микаэль Блумквист (Дэниэл Крэйг) - репортер, специализирующийся на журналистских расследованиях в области финансов. Очередное дело заканчивается для него скандалом - он обвинен в клевете, осужден и отбывает последние дни на свободе. Смыть пятно позора ему может помочь только успешное завершение другого крупного дела. Именно в этот момент его нанимает один из крупнейших шведских промышленников Хенрик Вангер (номинант на премию «Оскар»® Кристофер Пламмер) для весьма щекотливого дела. Блумквисту поручают узнать судьбу Харриет, давно исчезнувшей племянницы магната. Ее, по мнению самого Вангера, мог убить кто-то из членов его обширного семейства. Журналист отправляется на один из островов шведского побережья, не подозревая, что это дело может оказаться не таким простым, как он предполагает.
![]()
Главной героиней другой стороны сюжетного клубка становится Лизбет Саландер (Руни Мара) - необычная, но весьма одаренная девушка, работающая сыщиком в агентстве Milton Security. Ее посылают подстраховать Блумквиста, однако в рамках выполнения задания она становится его полноправной компаньонкой в расследовании загадочного исчезновения Харриет Вангер. По природе своей Лизбет старается дистанцироваться от всего мира, который неоднократно доказывал девушке свою жестокость. При этом ее целеустремленность и навыки профессионального хакера невозможно недооценить. Пока Микаэль вступает в открытую конфронтацию с Вангерами, Лизбет играет роль призрака, вооруженного плоскогубцами. Вместе партнеры вскрывают цепочку жестоких убийств, таинственным образом связанных друг с другом. Между героями постепенно начинают налаживаться доверительные взаимоотношения, несмотря (а во многом именно благодаря) той опасной канве невероятных событий, в которую они оказываются втянутыми.
![]()
Студии Columbia Pictures и Metro-Goldwyn-Mayer Pictures представляют фильм производства Скотта Рудина и компании Yellow Bird ДЕВУШКА С ТАТУИРОВКОЙ ДРАКОНА. Роли сыграли: Дэниэл Крэйг, Руни Мара, Кристофер Пламмер, Стеллан Скарсгард, Стивен Беркофф, Робин Райт, Йорик ван Вагенинген и Джоэли Ричардсон. Режиссер: Дэвид Финчер. Продюсеры: Скотт Рудин, Оле Сонберг, Сорен Стэмозе и Чен Чаффин. Сценрий написал Стивен Зэйллиан по одноименной книге Стига Ларссона, опубликованной издательством Norstedts. Исполнительные продюсеры: Стивен Зэйллиан, Микаэль Уоллен и Анни Форби Фернандез. Сопродюсеры: Берна Левин и Эли Буш. В закадровой команде: оператор Джефф Кроненвет, ASC; художник-постановщик Дональд Грэм Берт; монтажеры Кирк Бакстер, A.C.E. и Ангус Уолл, A.C.E.; костюмер Триш Саммервилль; композиторы Трент Резнор и Аттикус Росс.
![]()
Прежде чем рассказать вам о фильме, о том, как снимали это хорошее жанровое кино, я предлагаю вам заглянуть в книгу! В основу сценария фильма ДЕВУШКА С ТАТУИРОВКОЙ ДРАКОНА лег одноименный бестселлер Стига Ларссона, вошедший в трилогию «Миллениум». Эпическая серия триллеров разошлась тиражом более 65 000 000 экземпляров по 46 странам мира. «Девушка с татуировкой дракона» стала первой книгой серии и была впервые издана в 2005 году, вскоре после смерти Ларссона. На страницах этого романа автор впервые познакомил читателей с журналистом Микаэлем Блумквистом и профессиональной хакершей Лизбет Саландер. Ларрсон сделал Лизбет - героиней, совершенно нетипичной для известного во всем мире жанра криминального триллера. Один внешний вид этой особы непроизвольно вынуждает людей стараться держаться на почтительном расстоянии. Обычно она избегает контактов с другими, «нормальными» людьми. Однако ее внутренние сопереживания жертвам насилия вынуждают ее начать помогать Микаэлю расследовать дело об исчезновении Харриет Вангер. Ее борьба за справедливость и неоднозначное партнерство с Блумквистом легли в основу сюжета книги «Девушка с татуировкой дракона», а также двух последующих книг - «Девушка, которая играла с огнем» и «Девушка, разворошившая осиное гнездо».
Отступление первое - как объяснение феномена книг автора Стига Ларссона и серии «Миллениум».
![]()
Стиг Ларссон умер от сердечного приступа в возрасте 50 лет 9 ноября 2004 года, вскоре после того, как был впервые напечатан его роман «Девушка с татуировкой дракона». Когда книга выбилась в списки бестселлеров, многих заинтересовало - как дебютное произведение уже после смерти автора смогло стать одним из самых популярных триллеров поколения? Однако нельзя сказать, что Ларссон появился из ниоткуда. Его знали в Швеции, как журналиста, срывающего маски с неонацистов и расистов, выводящего на чистую воду экстремистские организации, которые так или иначе оперировали в Европе. Темы, которые стимулировали его желание заняться журналистикой - оправдываемые законом преступления, антидемократические силы, жажда власти любой ценой, насилие над женщинами, вопросы иммиграции, ксенофобия и расизм - стали ключевыми вехами книжной серии «Миллениум». Несмотря на то, что все вышеперечисленные темы не так редко встречаются на страницах криминальных триллеров, Ларрсон хотел лишний раз акцентировать внимание читателей на остающихся в тени персонажах, свободе личности и естественной жажде мести. Все это он искусно вплел в канву повествования.
![]()
Ларрсон родился в 1954 году, его полное имя - Карл Стиг-Эрланд Ларрсон. Детство он провел с бабушкой и дедушкой в Норланде, холмистой области северной Швеции, очень похожей на ту, которая описывается в романе «Девушка с татуировкой дракона». В этой области очень популярна традиция рассказывать детям различные притчи и придания, здесь выросло немало популярных шведских авторов. На мировоззрение юного Ларрсона наложили свой отпечаток отчаянная ненависть деда к любому проявлению фашизма и гражданская позиция родителей, которые с младых ногтей привили Ларссону увлечение вопросами демократии и политики. Его дед умер в 54 года от сердечного приступа, и молодой человек переехал с родителями в город, открывая для себя иную сторону шведского общества. Когда ему было 14 лет, дальновидные родители заняли денег, купили ему печатную машинку, и Ларрсон принялся писать короткие рассказы. На какое-то время от отдалился от беллетристики, увлекшись журналистикой, но потом вновь вернулся к прозе.
По словам его друга Курдо Бакси, в молодости Ларрсон пережил неприятное событие, которое наложило отпечаток на все его дальнейшее творчество и отражается в некоторых сценах книг серии «Миллениум». В некоторых своих статьях Бакси писал, что в 15 лет Ларрсон стал невольным свидетелем того, как какие-то отморозки насиловали девушку, но не нашел в себе сил вмешаться. Это событие зародило в нем гнев к какому бы то ни был насилию над женщинами и желание «хоть как-то бороться с бессмысленными проявлениями жестокости».
После обязательной службы в армии Ларссон в своих политических взглядах все больше склонялся к активизму. Во время путешествий по Африке, он много времени посвящал помощи эритрейским повстанцам, участвовавшим в гражданской войне. В 1977 году он начал писать для шведского новостного агентства Tidningarnas Telegrambyra - в должности штатного автора и иллюстратора он прожил практически всю свою сознательную жизнь. Как и описанный им Микаэль Блумквист, Ларссон также вел журналистские расследования, - выявлял вопиющие случаи проявления расизма, обличал националистские группировки, которые представляли определенную угрозу в Европе в 80-х и 90-х годах. Некоторое время он отработал в антифашистском британском журнале Searchlight шведским спецкором, а затем открыл в Швеции собственный журнал Expo Magazine, который освещал те же вопросы, что и британский. Осведомленность Ларрсона в некоторых вопросах достигла такой высоты, что его даже приглашали в Скотленд Ярд с тем, чтобы он прочел лекцию об использовании европейскими неонацистскими группировками Интернет-ресурсов для координации действий.
![]()
На этом отрезке жизни Ларрсон подошел вплотную к вопросам проявления безосновательной жестокости и способам противостояния и насилию. Среди тех, кто разделял его взгляды, Ларрсон встретил и нескольких компьютерщиков, которые также выступили прототипами героев серии «Миллениум». Он впервые столкнулся с тем, что моральные убеждения могут представлять серьезную опасность - ему приходили письма с угрозами, а однажды он стал свидетелем того, как экстремисты взорвали машину его коллеги. Работая в Expo, Ларссон узнал о вендетте. Это пробудило в нем интерес к теме «преступлений чести», а, следовательно, и к многочисленным случаям насилия над женщинами, даже в стране с такими эмоциональными сдержанными жителями, как Швеция.
Ларрсон всегда зачитывался фантастикой и говорил друзьям, что хочет сам написать детективный роман. Однако непосредственно за свою первую книгу взялся только в конце 90-х годов, да и то, выкрадывая время на отпуске или после работы. На страницах он описывал те вопросы и темы, которые его беспокоили. Монографию Ларрсон озаглавил «Мужчины, ненавидящие женщин». Книга была переименована в «Девушка с татуировкой дракона» гораздо позже, и то - только в изданиях, вышедших в Великобритании и США. Сюжет книги закручивался вокруг двух главных героев. В журналисте Блумквисте без труда угадывается альтер эго самого Ларрсона. Героиня, подобная Лизбет Саландер, вообще ранее не встречалась на страницах криминальных триллеров - изгой с психическими отклонениями, живущий по собственным морально-нравственным устоям. Понятно, что Блумквист во многом походил на своего создателя. Но и Саландер многое переняла от Ларрсона - начиная с табачной зависимости и заканчивая склонностью оставаться инкогнито.
Ларссон не показывал книги потенциальным издателям, до тех пор, пока не закончил всю трилогию. Первый автору отказал. Представитель второго издательства Norstedts Forlag, хоть и увидел в книгах потенциал, но не мог предположить, что книги (и особенно такая героиня, как Саландер) станут предметом обожания и культурологической сенсации.
Незадолго до того, как книги должны были отправиться в типографию, у Ларрсона случился обширный инфаркт - сердце писателя не выдержало преодоление семи лестничных пролетов стокгольмского офиса. В 2005 году книга «Девушка с татуировкой дракона» появилась на прилавках и довольно быстро получила самые одобрительные отзывы читателей и критиков. Книга получила премию Glass Key Award в номинации «лучший скандинавский криминальный роман», была занесена в список «обязательно к прочтению» по результатам сезона, а впоследствии - и по результатам года.
![]()
«Сценарий практически слово в слово повторяет книгу, -признается режиссер. - Но и у нас была непростая задача. С одной стороны - втиснуть в формат полного метра роман, из которого слова не выкинешь; а с другой - сохранить то, за что читатели всего мира любят серию «Миллениум». Больше всего нас интересовали непростые отношения Блумквиста и Саландер, которые превратили книжную серию в культурный феномен нашего времени. Сюжет очень сочный, острый и настолько драматичный, насколько только возможно». ...Две, казалось бы, независимые истории Саландер и Блумквиста сходятся воедино. Автор показывает нам, через что каждому пришлось пройти. Именно это делает роман столь привлекательным...
![]()
ДЕВУШКА С ТАТУИРОВКОЙ ДРАКОНА по сути своей рассказывает о насилии над женщинами, об особом виде извращенного мировосприятия, которое никуда не исчезнет, если просто стыдливо прикрыть глаза руками, - объясняет Финчер излишний, как может показаться, реализм. Реализм, на грани баланса, между извращением и местью... Именно этот баланс удалось соблюсти Ларссону на страницах своего романа, увлекая читателей такими разноплановыми темами, как коррупция, женоненавистничество, нетерпимость, фанатизм, глобализация, социальная защита, правосудие и несовершенство правовой системы. Все эти темы, так или иначе, "выходят на поверхность" романа/фильма по мере того, как Микаэль и Лизбет будут распутывать клубок таинственных событий.
«Я думаю, что люди интересуются завуалированными социальными процессами куда больше, нежели они готовы признать, - считает Руни Мара, получившая роль Лизбет Саландер. - Их воображение будоражат личности секретных агентов и подробности функционирования тайных организаций. В фильме ДЕВУШКА С ТАТУИРОВКОЙ ДРАКОНА эта болезненная любознательность накладывается трафаретом на любовь двух людей, которых общество принять еще или уже не хочет».
Закрываем книгу и выходим на съемочную площадку. Главные персонажи фильма - кто они?
![]()
БЛУМКВИСТ
![]()
Как и его создатель до последнего дня его жизни, Микаэль Блумквист был репортером и специализировался на журналистских расследованиях в области финансов. Он старался вскрыть подноготную финансовой и политической систем, насквозь изъеденных коррупцией. По замыслу Ларссона, Блумквист является совладельцем популярного финансового журнала Millenium. Микаэля нельзя назвать охотником за сенсациями и все же в одном из своих расследований он заходит слишком далеко - угрожает интересам сильных мира сего, посягая на священные инвестиции воротил бизнеса и политики, легальные и не очень.
![]()
«Блумквист, без сомнения, ключевая фигура в этом фильме, - говорит Финчер. - Лизбет представляется мне неким спутником, который крутится вокруг этой планеты...».
САЛАНДЕР
Журналистка New York Timed так описала Лизбет в своем репортаже: «Лизбет Саландер - неистовая фея с претензией на героизм. Ее можно было бы назвать одной из самых оригинальных персонажей, которые когда бы то ни было появлялись на страницах книг: беспризорница, похожая на Одри Хэпберн с татуировками и пирсингом. Она, как и Лара Крофт, не склонна брать пленных, и, как и мистер Спок, обладает напрочь лишенным сантиментов интеллектом. Она - жертва насилия, объятая жаждой мести; замкнутая девушка, которую социальная служба сочла неспособной адаптироваться в обществе. При этом она доказывает обратное, проходя испытания судьбы стойко, как герой компьютерных игр».
Сценарист выписал контраст многих качеств характера Саландер - она защищена многомиллиметровой броней, но при этом очень ранима, что может почувствовать каждый рискнувший приблизиться к этой фурии...То, как она относится к жизни, во многом определяет ее внутренний мир. Во многом энергетика фильма строится именно на этой героине».
![]()
Трудно было найти актрису на эту роль - найти девушку, которая бы не побоялась пройти по краю безумия вместе со своей героиней и, не задумываясь, прыгнула бы в пропасть. Режиссер фильма нашел это в Руни Мара, хотя понял это далеко не сразу: когда кастинг подошел к завершающей стадии, он уже знал, что эта актриса «..готова ради нас броситься на амбразуру». Кульминацией месяцев различных проб и ожидания стал ультиматум. «Дэвид вызвал меня в свой офис и начал рассказывать о роли; о том, почему стоило бы отказаться; о том, как это изменит мою жизнь и не обязательно к лучшему, - вспоминает Мара. - Затем он передал мне iPad, на экране которого был пресс-релиз с указанием моего имени в роли Саландер. Он сказал, что его планировалось разослать в тот же день и что у меня было ровно полчаса на то, чтобы дать согласие или развернуться и уйти». Мара не колебалась ни минуты: «В кино еще не было такой героини, как Лизбет - хрупкой феминистки со столь многогранным характером, - считает актриса. - Вы невольно проникаетесь к ней симпатией. Но в то же самое время относитесь к ней с некой долей недоверия, поскольку ее поведение вам кажется вызывающим. Для меня именно эта двойственность роли была наиболее привлекательной».
Актриса изменила свою внешность до неузнаваемости - состригла длинными волосы, сделала пирсинг, обесцветила брови (последнее для нее было наибольшим шоком). Эти процедуры не только выявили лицо будущей Лизбет Саландер, но и помогли актрису лучше вжиться в роль.
Чем глубже Мара погружалась в обособленный мирок Лизбет Саландер, тем больше понимала, почему Стиг Ларрсон ассоциировал описанную им героиню с Пеппи Длинный Чулок. «Лизбет - та, кем была Пеппи, скажем, 25 лет назад, - считает Мара. - Она сменила лошадь на мотоцикл. Теперь у нее есть компьютер. Но она по-прежнему живет в соответствии с определенными морально-нравственными устоями».
![]()
Вся глубина характера Лизбет открывается в нескольких напряженных сценах фильма, происходящих в офисе Нильса Бьюрмана, нового опекуна Лизбет. Сцены были сложными для актеров как в физическом, так и в психологическом плане. Но именно они позволяют зрителю понять мотив Лизбет, которая берется помочь Блумквисту в его крестовом походе. «Сцены с Бьюрманом рассказывают о Лизбет практически все, - говорит Мара. - Описываемая в них несправедливость является ключевым движущим механизмом, который заставляет сюжет раскручиваться. Об этих сценах я и сама часто думала».
В этот момент на жизненном пути Лизбет появляется Микаэль Блумквист. Их влечет друг к другу, но Лизбет удивляет не сексуальное влечение, а необъяснимое желание верить этому человеку. «Во многих сценах Лизбет отталкивает от себя людей, - рассказывает Мара. - Она непроизвольно пытается защититься и дистанцироваться. Она вообще чурается каких бы то ни было контактов с другими людьми. Но в отношении Микаэля она чувствует, что наконец-то в ее жизни появился тот, кому можно доверять».
![]()
Актера Дэниэля Крэйга (Микаэль Блумквист)зачаровала Лизбет Саландер: «Я думаю, что, хотя она и стала жертвой сексуального насилия, на психическом уровне она со статусом жертвы не смирилась, - полагает актер. - Ее умение держать удар, сила, чтобы подняться, оправиться и идти по жизни дальше, - это не может не зацепить читателей и зрителей».
Своими фильмами Дэвид испытывает и зрителей - словно спрашивает у них: «А как бы ты поступил в этой ситуации?» А люди, как ни странно, любят, когда им бросают вызов.
Семочная площадка. География и декорации.
![]()
С самого начала Дэвид Финчер и Стивен Зэйллиан приняли решение снимать фильм там, где, собственно, и происходят события книги Стига Ларрсона «Девушка с татуировкой дракона», - именно в Швеции, поскольку сама история пропитана шведским менталитетом».
На самом деле, Ларссон открывает Швецию такой, какой ее зарубежные читатели еще не знали. Такие неотъемлемые шведские элементы, как социализм, демократия, холмистый ландшафт и выразительное культурное наследие, разумеется, появятся. Но кроме того, трилогия «Миллениум» вскрывает многие национальные черты, которые не афишируются.
![]()
Оператор Джефф Кроненвет признается, что Швеция его вдохновляла, - начиная от обледенелого побережья Норланда и вплоть до модернистского минимализма Стокгольма: «Шведская погода сыграла в фильме немалую роль, - уверен оператор. - Она постоянно маячит на фоне, и мне было очень важно, чтобы зритель это почувствовал. Зима становится своеобразным молчаливым персонажем, который придает сцене блеклое освещение и делает все объекты немного размытыми».
Свою посильную лепту в создание общей атмосферы фильма внес и художник-постановщик Дональд Грэм Берт: «Мне показалась достаточно необычной идея снять полноценный голливудский фильм в Швеции, – говорит он. - Культура этой страны не так часто появляется на широких экранах. Признаюсь, новизна и самобытность меня немало интриговали»...Мы хотели снимать в местах, которые остаются за пределами туристических интересов...
Пока Берт работал в Швеции с командой местных специалистов, в Штатах велась подготовка павильонных площадок. Основное внимание было сосредоточено на двух ключевых помещениях – диаметрально противоположных по дизайну квартир Блумквиста и Саландер. «Главной деталью квартиры Саландер является ее компьютер, все остальное – вторично, - отмечает Берт. - Когда она работает за компьютером, весь мир для нее не имеет значения. Поэтому в том, что все остальные предметы интерьера в ее квартире отходят на второй план, есть некий смысл. Ее квартира находится в гигантском доме - это должно создавать иллюзию, что она одиночка, прячущаяся от всех и вся. В интерьере квартиры Блумквиста, напротив, наблюдается некий стиль. Он работает в крупном журнале и ведет различные расследования, но по обстановке можно понять, что в нем много от неудачника».
![]()
Куда труднее Берту пришлось при воссоздании поместья Вангера. В качестве исходника была выбрана усадьба на юго-западе Стокгольма - именно ее съемочная группа решила превратить в семейный анклав со скелетами в шкафах. Некоторые отличительные детали дома выдавали принадлежность к архитектурному стилю Франции XVIII века. «Нам хотелось, чтобы дом был очень строгим, формальным и консервативным, - уточняет Берт. - Шведы неплохо разбираются в современных архитектурных стилях, но у них также есть удивительные загородные дома, которые вполне могут конкурировать с современными зданиями».
В своей работе Берт пытался передать шведский характер Ларрсона, а также его одержимость вопросами повседневной безнаказанной несправедливости. «Все, что мы делали, было так или иначе связано с современной шведской культурой, вплоть до кувшинов с клюквенным соком, который можно найти на любой кухне, - резюмирует Берт. - Во всех слоях шведского общества наблюдается единая ниточка, кото?
Архив новостей | Подписаться на RSS
