Новости

Встреча Альберто Лескай в ADELANTE

2012-02-11

11 февраля 2012 в Центре испанского языка и культуры ADELANTE Санкт-Петербурга состоится творческая встреча со скульптором Альберто Лескаем (Куба)

 

Альберто Лескай - известный скульптор и художник как на Кубе, так и за ее пределами. Лескай родился в 1950 году недалеко от Сантьяго-де-Куба, где живет и по сей день. Художественное образование он получил в родном городе, а также в Гаване и в Ленинграде, закончив Академию художеств им. Репина. После 6 лет жизни в Северной столице Россия стала для него второй Родиной. Впрочем, большинство его произведений посвящены родной Кубе. Именно он создал известные монументы  Антонио Масео и El Cimarrón. Альберто Лескай является президентом Фонда Caguayo, а также членом Национального союза писателей и художников Кубы (UNEAC) и Международной ассоциации художников (AIAP). Вход на встречу - свободный. Количество мест ограничено. Регистрация по тел. 600-1880. 

 

Хочу предложить Вашему вниманию эксклюзивное интервью «Российским вестям» дал выдающийся кубинский скульптор и художник Альберто Лескай:

 

Дух кубинского народа-основная тема Вашего творчества. Как Вы видите место художника в обществе?

 

-Любой человек, который хочет выразить себя и свое отношение к миру посредством искусства просто обязан быть абсолютно честным. Искусство священно, оно должно отражать дух и пространство, в котором оно возникает. Я живу на Кубе, и, конечно, дух кубинского народа, его отношение к жизни, к природе не могут не быть основной темой моего творчества. Художник - это всегда проводник между духовным и материальным мирами. Если оттолкнуться от традиционных религий, практикуемых на Кубе, то художник - это медиум, с помощью которого высшие силы доносят свои идеи до народа. Это благородная миссия и большая ответственность.

Для меня очень важно, в первую очередь, быть человеком. А потом уже кубинцем. Представителем духовной жизни Кубы, ее корней. Быть представителем этой части земли, этого полушария и посредством искусства отражать мир своего народа. После 50 лет моего творчества многие люди, видевшие мои работы, я полагаю, стали лучше понимать кубинцев: их представление о мире, чаяниях и надеждах. Не знаю насколько это верно. Но мне так кажется.

В то же время, я очень рад, что мои работы вызывают интерес не только в латиноамериканском регионе. Я надеюсь, что в моем творчестве есть нота, которая отражает не только особенности кубинского мировосприятия, но и какие-то общечеловеческие качества. Стремление познать самого себя, приблизится к своим духовным корням свойственно людям, независимо от национальности и цвета кожи. Я рад, что это близко многим людям. Ведь сегодняшний материальный мир слишком рационален и все больше в людских душах просыпается необходимость возрождения духовности. Можно жить очень скромно в материальном плане, но без духовных ценностей существовать нельзя.

 

Я видел мультимиллионеров, но с духовной точки зрения они были нищими, как церковные крысы, и кроме сочувствия ничего вызвать не могли. И знал миллионеров, которые были высоко духовными людьми. Это был мотив для радости, значит можно сочетать материальные и духовные блага.

 

Я считаю, что мое творчество еще очень молодо и находится в процессе развития, вынашивания. Самое важное для художника - это ежедневный труд с максимальной отдачей и честностью. Что касается поиска стиля, то я никогда не пытался следовать одному стилю. Пытался творить то, что снисходит до меня. Конечно, за исключением заказов, которые я получаю. Но в том случае, если я творил по собственной инициативе, то никогда, начиная работу, не думал о материальной выгоде, никогда не делал работ специально на продажу. Практика показывает, что когда творишь не для материальной выгоды, а повинуясь внутреннему зову, чутью художника, работа обязательно находит отклик в сердцах людей, становится востребованной.

Что дала революция кубинскому народу, что дала революция Вам? И что позволило кубинцам отстоять независимость, даже когда распался СССР?

-Революция изменила мою жизнь и историю моей семьи. Я родился 21 ноября 1950 года. Когда победила революция, мне было 9 лет. В это время ребенок уже начинает самостоятельно думать, уже имеет амбиции. Прежде всего, революция предоставила возможность родителям давать образование детям. Независимо от их социального происхождения. Это вызвало огромную радость в моей семье. Без революции ни у меня, ни у моих сестер и братьев не было шанса получить высшее образование. Задача «учиться, учиться и еще раз учиться» была поставлена Революцией, новым руководством страны перед кубинской молодежью.

 

Я очень хорошо помню компанию по борьбе с неграмотностью. Студенты, школьники выезжали в кубинские провинции, в деревни и вели занятия с людьми. Это были не только подвижники, но и герои, так как в стране еще действовали банды противников Революции, которые убивали этих молодых ребят («бригадисто», так звали борцов с неграмотностью), брали в плен и подвергали жестоким пыткам и истязаниям. А для нас они, «бригадисто», были примером для подражания. Мой старший брат участвовал в этой компании, и я ему очень завидовал.

 

Когда мне исполнилось 13 лет, то стала явной моя склонность к творчеству, изобразительным искусствам. И я стал учиться. Мои родственники, семья, даже не знали, что это такое? Моя семья спросила: «Тебе это нравиться? Тогда поддержим». В то время, в Академии художеств еще царил дух элитарности. Обучались, в основном, дети из состоятельных семей и моих родителей, конечно, беспокоило, а даст ли мое мастерство средства к существованию? В тот момент я встречался с девушкой, которая была постарше и тоже училась в академии, она так ответила на этот вопрос. «Я здесь учусь, потому что это престижно. Но говорят, что все, кто здесь учится после Революции, получит работу. Что-то вроде распределения». Это я гордо сообщил родителям, и они очень обрадовались, что голодать мне не придется.

 

По мере учебы, кроме материальных вещей, я открыл для себя и глубокую духовную сторону искусства. Искусство прекрасно, оно нужно для революции, ее становления и самовыражения. Со второго курса я вступил в молодежную организацию, которая называлась «колонна молодых писателей и художников Востока» и в рамках этого движения занялся активной общественной деятельностью. Мы посещали фабрики, заводы больницы, где проводили лекции, выставки. Это было очень здорово и давало стимул.

Революция сделала меня тем, кем я являюсь сейчас. Благодаря Революции я смог бесплатно закончить три художественных академии: в Сантьяго-де-Куба, в Гаване и в Ленинграде. В Ленинграде я прожил 6 лет. Без Революции это было бы не возможно. Мне больно вспоминать об этом, но на Кубе до Революции был расизм, и из-за своего цвета кожи я бы никогда не достиг тех высот, которые предоставила для развития моего творчества Революция. Естественно, возможности белых детей и выходцев из семей бедных негров, к которым относился я, были различными. Человек должен быть благодарным, и я благодарен Революции за возможности, предоставленные моей семье.

 

Выжить Кубе после 1991 года помогли те же чувства благодарности к возможностям, полученным после революции, которые испытывают большинство кубинцев. И, конечно, тот политический курс, который избрали в непростых условиях так называемого спецпериода руководители страны. Фидель Кастро и Рауль Кастро смогли убедить кубинцев в необходимости продолжения выбранного курса. Иначе, Кубу ждала потеря независимости и скатывание к тому, что было накануне Революции. Единственным путем было выдержать, даже если мы остались одни. А ситуация со спецпериодом, когда мы остались без советской помощи, позволила кубинцам активизировать наши внутренние экономические ресурсы, и более рационально их использовать.

 

Что значит для Вас Россия?

-Это моя вторая Родина. Это шесть очень важных лет моей жизни. Шесть лет, когда решалась моя судьба и как художника, и как личности. Конечно, было сложно. Когда я приехал учиться в Ленинград, в Академии художеств имени Репина, то все было не привычным. Другая культура, язык, обычаи. Новым было все. Мне очень мешало неприятие современного искусства, которое было характерно для классического образования. Я не понимал, почему так, ведь именно русские были родоначальниками абстрактного искусства? И конечно, огромный стимул для творчества давало посещение Эрмитажа. Для нас все это было бесплатным. В России родилась, и живет сейчас моя единственная дочь, которую я очень люблю. Связано у меня с Россией очень много.

Вы интересуетесь политической жизнью России, как Вы оцениваете инициативу Владимира Путина о создании евразийского союза?

-Это замечательная идея! Я всегда симпатизировал Владимиру Путину. Личность Путина важна для России, поскольку именно он остановил ее распад. А с культурной точки зрения идея единого евразийского пространства способна остановить духовную деградацию русской нации, пробудить ее национальный дух, гордость за прошлое и ответственность перед будущим. С политической точки зрения Россия всегда стояла во главе демократических движений. Против североамериканской доктрины однополярного мира. Идея евразийского союза очень созвучна тем процессам, которые происходят в странах Латинской Америки, идеям Боливарианского Союза. Сейчас все прогрессивные силы должны объединяться. А создание евразийского союзного государства на постсоветском пространстве - это объективный процесс.

 

Вы обладатель большого количества наград, Ваши работы находятся в частных коллекциях известных людей в различных уголках мира, какая награда Вам наиболее дорога?

-Да вот, целый шкаф наград. Но особо дорога награда, которую я сам для себя нашел - это мачете моего дедушки, с которым он сражался за освобождение Кубы от испанского владычества. А вторая дорогая для меня награда - это макет яхты «Гранма». Яхта, на которой прибыл с соратниками из Мексики Фидель Кастро. По значимости для Революции яхта «Гранма» - это кубинская «Аврора». Эту награду всегда вручали только организациям, а я был первым, удостоенной такой чести лично. Я стараюсь быть достойным этого доверия.

 

Кроме того, я очень люблю свой родной город Сантьяго-де-Куба. В свое время, мне предлагали жить и работать в Гаване, но я вернулся в родной Сантьяго-де-Куба, где был не так давно удостоен также весьма дорогой для меня награды - звания «Почетный сын города». Все, что я делаю в этой жизни, я посвящаю своей матери. Ее нет в живых, но я постоянно чувствую ее присутствие, советуюсь с ней и надеюсь, что она могла бы гордиться мной. Это, наверное, самая важная для меня награда.(Автор - Беседовала Татьяна Полоскова, Сантьяго-де-Куба)

Звоните  и приходите на встречу с скульптором Альберто Лескаем (Куба) 11 февраля, суббота, в 15:30 в офис Центра ADELANTE  (Невский пр., 54, тел. 600-1880). Официальный сайт Альберто Лескай: http://www.albertolescay.com/

 

 

Источник материалов и фото: http://www.centroadelante.ru/component/content/article/34-materials/806-encuentro-con-alberto-lescay.html


Архив новостей | Подписаться на RSS