Над пропастью во ржи через 60 лет: герой должен умереть?
2012-03-03Продолжение великого романа, самая скандальная книга последнего десятилетия «Вечером во ржи: 60 лет спустя» - со 2 февраля во всех магазинах сети «Буквоед»!
«Над пропастью во ржи» - для мировой литературы 20 века этот единственный изданный роман Джерома Сэлинджера стал настоящим культурным взрывом. Книгу одновременно объявили новой американской классикой и заклеймили грифом «только для взрослых».
Долгие годы успех Сэлинджера и моментально ставший культовым образ главного героя романа - Холдена Колфилда не давал покоя актерам, сценаристам, режиссерам, продюсерам, литературным критикам. И, конечно, писателям. Но завидовать Сэлинджеру другим авторам приходилось, что называется, молча. Старик Джером до самой смерти не позволял никому прикоснуться к главной книге своей жизни. Лишь в последние годы жизни его хватка несколько ослабла, чем непреминул воспользоваться никому не известный владелец крохотного частного издательства, американский швед Фредрик Колтинг. Под псевдонимом Дж. Д. Калифорния он дерзнул против воли автора оригинального произведения написать продолжение «Над пропастью во ржи».
Целых десять лет книга «Вечером во ржи: 60 лет спустя» находилась под запретом. Джером Сэлинджер назвал роман «плагиатом» и подал в суд на «самозванца». Только после смерти американского классика Фредрик Колтинг получил возможность представить миру свою литературную фантазию на тему: «Старик Холден Колфилд против своего создателя». Но с одним ограничением - в США и Канаде роман будет опубликован только по истечении срока действия авторских прав на оригинальный роман - через 70 лет.
Российским читателям повезло. Скандальное продолжение настольной книги нескольких поколений анархистов и бунтарей уже опубликовало в России издательство «Эксмо». Русский язык - второй, после английского, на котором заговорил постаревший на 60лет «вечный подросток» Холден Колфилд.
Дж. Д. Калифорния называет своюкнигу результатом «несанкционированных вымышленных наблюденийза отношениями между Дж.Д.Сэлинджером и его знаменитым героем». И начинаются эти отношения с настоящего кошмара. Кошмара утреннего пробуждения.
Первая сцена предстает немногоне в фокусе. Мы смотрим на мир глазами немощного старика. Потеря ориентации в пространстве и времени, но при этом - четкая уверенность в том, что ты молод и душой и телом, что ты сбежал из школы, что ты - Холден Колфилд. И не сразу приходит понимание того, что твое сознание каким-то образом оказалось заточенным в теле старика. «Кожа моя, волосы мои, лицо мое, все мое, а вид - старческий».
Сознание по-прежнему юного главного героя не признает ни произошедших с его телом изменений, ни того, что вокруг - уже не 50-е года, а начало нового тысячелетия. Поэтому удобнее всего представить, словно все происходящее - сон. Но и во сне стоит осмотреться, чтобы понять, куда ты попал. К тому же организм подсказывает, что настало время завтрака.
Смена декораций. Где-то. Фоном служит легкий перестук молоточков. Если прислушаться, звук очень похож на стук клавиш печатной машинки. Теперь мы - в сознании Автора. Джерома Сэлинджера. Через 60 лет Автор достал историю героя из ящика со старыми рукописями. Все это время герой, творение автора, пребывал во вневременном существовании, в одном и том же моменте. И вот он выдернут в мир,о котором он ничего не знает, к тому же еще мгновение назад герой был молод и жил полной жизнью. Но между последней страницей Той истории и первым листом Этой истории - огромная пропасть времени.
«Придется воссоздавать его жизнь с того места, на котором я остановился», - слышится ворчание Автора. Но зачем ему снова возвращаться к истории, о которой он всюжизнь тщетно пытался забыть? В том и дело, что пытался, но безуспешно. Это проклятье любого писателя, любого творца, который оставляет своего героя на жизненном перепутье. Пока герой живет под едва уловимый перестук клавиш печатной машинки, за его жизнь отвечает Автор. Автор для героя - Господь Бог. Он создал его, значит, только он в ответе за его жизнь, его образ мышления, его поведение. Появляясь на свет из разума писателя,герой получает не только жизнь, но и желания. Он хочет, чтобы его создатель стал его отцом. Роль отца в этом мире заключается в том, чтобы отвечать на многочисленные вопросы своих детей: как жить дальше, какие решения принимать, к чему стремиться?
И этот голос не умолкнет в сознании Автора, он останется с ним до той поры, пока история героя не будет завершена. Оставляя героя на перепутье, в самом центре его истории, в разгаре жизни, Автор обрекает себя на многолетние мучения.Словно он похоронил на кладбище часть себя, а потом день за днем, долгие годы его мучит пустота внутри, словно ему чего-то не хватает, какой-то важной части. И в уме Автор вынужден раз за разом возвращаться на кладбище, где он так и не набирается смелости вырыть преданное земле.
Но победить эти мучения можно лишь одним возможным способом - взять чистый лист бумаги и продолжить историю. Но иногда Автор потому и не продолжает историю, что ему больше нечего сказать. Он уже сказал всё, но голос внутри не согласен. Тогда остается лишь убить героя!
Просто сказать - сложно сделать. Осознав себя вновь живым, Холден Колфилд одновременно делает две вещи: сбегает из дома престарелых, куда его поместил Автор, а потом убегает от Автора, чтобы начать собственную жизнь. Он никогда не желал жить рутинной жизнью, подчиняться скучной морали, день за днем послушно исполнять одни и те же ритуалы современного человека. Герой поднимает бунт не только против навязанного ему образа жизни, но и против своего Творца. При первом удобном случае он делает ноги. Как те маленькие птички, что на зиму улетают туда, где теплее.
И вот уже Автору все сложнее сохранять контроль над героем, который чудом избегает подстроенных ему ловушек и самовольно кружит по памятным для него местам. Мало того, герой обзаводится своими личными воспоминаниями, о которых ничего не знает Автор. Автор называет это «творением творения».
Каждый день приносит в новую жизнь Холдена Колфилда новые дороги, новую память. И сотни лиц, часть из которых он помнит очень хорошо - старший брат Д.Б., соблазнившийся карьерой в Голливуде, или подруга брата Молли, или младшая сестренка Фиби. Холден всегда восторгался Фиби, и ей одной поведал о своей заветной мечте: «Я себе представляю, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле во ржи. Тысячи малышей, а кругом ни души, ни одного взрослого, кроме меня… И мое дело - ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть».
Но из пропасти памяти возникают и новые персонажи, они появляются словно из ниоткуда, заявляют свои права на ту часть жизни Холдена,которой он не жил. Потому что он навсегда остался в далеком 1951 году.
Зачем героя вернули к жизни через 60 лет? Чтобы он умерот рук Автора или чтобы получил шанс начать свою жизнь? Для чего Дж. Д. Калифорния сделал героями своего романа героя и его творца? Что произойдет вечером во ржи?
Все ответы - в книге. Не будем сравнивать первоисточник и копию, талант Сэлинджера и смелость Колтинга. Ограничимся цитатой из «Вечером во ржи: 60 лет спустя»: «Останавливаюсь у книжной полки, быстро перебираю книжки. Я бы сказал, весьма неплохая библиотечка; книг немного, и все, похоже, достойные. Хотя некоторые названия мне ничего не говорят. Но хорошую книгу сразу видно».
Благодарим за предоставленные материалы - пресс-службу книжной сети БУКВОЕД.
Архив новостей | Подписаться на RSS