Новости

На экранах - ЖЕНЩИНА В ЧЕРНОМ!

2012-03-13

HAMMER, ALLIANCE FILMS и THE UK FILM COUNCIL совместно с CROSS CREEK PICTURES представляют фильм производства студии TALISMAN совместно с EXCLUSIVE MEDIA GROUP ЖЕНЩИНА В ЧЕРНОМ.

Режиссер фильма: Джеймс Уоткинс («Райское озеро»). В ролях: Дэниэл Рэдклифф (фильмы о Гарри Поттере, «Портной из Панамы», «Декабрьские мальчики»), Кьяран Хайндс («Нефть», «Призрак оперы», «Джон Картер»), Джанет МакТир («Таинственный Альберт Ноббс», «Остров»), Лиз Уайт («Франклин», «Дикий Билл»), Алиса Хазанова («Собиратель пуль», «Сказка про темноту»).

 

На дворе - конец девятнадцатого века, но, хотя люди пользуются автомобилями, железными дорогами, и телеграфом, человек по-прежнему бессилен перед проявлениями сверхъестественного...

Молодой лондонский юрист Артур Киппс (Дэниэл Рэдклифф) вынужден оставить своего трехлетнего сына и отправиться в командировку в уединенную северную деревушку, чтобы составить реестр документов, оставшихся от скончавшегося хозяина поместья Ил Марш. Добравшись до места, и пообщавшись с негостеприимными местными жителями, он начинает понимать, что над деревушкой нависла тень мрачной тайны. Когда же рядом со старым кладбищем ему на глаза попадается загадочная женщина, одетая в черное, это малозначительное происшествие знаменует начало череды леденящих кровь смертей в семьях обитателей деревни. 

 

ЗНАКОМЬТЕСЬ, ЖЕНЩИНА В ЧЕРНОМ

В основу сценария Джейн Голдман лег бестселлер Сьюзен Хилл ЖЕНЩИНА В ЧЕРНОМ . Роли в фильме Джеймса Уоткинса сыграли Дэниэл Рэдклифф, Кьяран Хайндс, Джанет МакТир и Лиз Уайт. 

 

Опубликовав свой роман в 1982 году, Сьюзен Хилл не подозревала, что его ждет такая насыщенная жизнь. «Ведь вы не пишете книгу с расчетом на экранизацию, правда? - улыбается писательница. - Вы просто пишете книгу. А уж потом, если она окажется успешной, за нее берутся другие». По счастью многие читатели находили ее книги более чем интересными. Особенно это касается «Женщины в черном» - по роману снят телефильм, поставлен спектакль, записана радио постановка. Теперь этот список пополнится киноверсией. «Главное - книга присутствует в каждой из вариаций, - считает Хилл. В этом состоит искусство адаптации, которым я, к сожалению, никогда не владела. Авторы спектакля, а теперь и фильма, брали за первоисточник мою книгу, черпали оттуда вдохновение. Интерпретации менялись в зависимости от формата».

 

Роман Хилл, написанный тридцать лет назад, для большого экрана адаптирован впервые. Эта идея пришла в голову продюсера студии Talisman Films Ричарду Джексону еще в 1997 году. На волне успеха предыдущего фильма студии РОБ РЭЙ агенты Хилл обратились к Джексону с предложением рассмотреть возможность снять фильм по роману «Женщина в черном»:«Адаптировать эту историю для полнометражного проекта было не так просто. В течение нескольких лет разные сценаристы предпринимали попытки взяться за ЖЕНЩИНУ В ЧЕРНОМ, но, ни один из предложенных сценариев меня не устраивал». И только сценарий Голдман окончательно придал ускорению для запуска фильма в производство.

Режиссер Джеймс Уоткинс прочитал сценарий и влюбился в него. Актер Дэниэл Рэдлклифф прочел сценарий сразу после того, как закончил сниматься в ГАРРИ ПОТТЕРЕ и тоже влюбился в него. Вообще проект обрел многих значимых участников благодаря таланту Джейн Голдман.

 

Сьюзен Хилл признается, что была поражена результатом Голдман: «Когда Джейм прислала мне сценарий на одобрение, я смогла ей ответить только: «Да, получилось, конечно, прекрасно, но… Но на самом деле сценарий получился просто потрясающим! Джейн, наверное, переживала, что мне могут не понравиться все изменения, которые она внесла в сюжет. Но меня это совершенно не беспокоило. Не на шутку обеспокоить меня могло бы, если бы она превратила историю в какую-то второсортную комедию. Однако она избежала и этого. Джейн – удивительно одаренный сценарист. Она смогла написать свой сценарий, в котором я без труда узнавала свою книгу».

 

Сценарист Голдман: «Я расценивала свою работу, как возможность познакомить кинозрителей с Женщиной в Черном. Иначе говоря, я пыталась передать кинематографическим языком то, что Стивен Маллатратт уже рассказал театралам…Это не будет очередная страшилка о том, как Женщина в Черном стала Женщиной в Черном. Это не будет очередной вариацией истории Фрэдди Крюггера. Артур будет открывать для себя кошмарные секреты, а зрители будут видеть как бы его глазами то, что происходит».

 

«Мы хотим заверить зрителей, что ЖЕНЩИНА В ЧЕРНОМ им понравится хотя бы потому, что фильм получился очень качественным, - говорит продюсер. - Не важно, любите ли вы фильмы ужасов или предпочитаете кино другого жанра. А привлечение Дэниэла Рэдклиффа на главную роль лишь увеличит и без того немалую, надеемся, аудиторию».

Дэниэла Рэдклиффа Уоткинс, конечно же, знал, как исполнителя главной роли во франшизе о Гарри Поттере. Именно он, с точки зрения режиссера, отлично подошел на главную роль в фильме ЖЕНЩИНА В ЧЕРНОМ. 

 

«Сценарий попал в руки Дэниэла по какой-то счастливой случайности, - говорит продюсер Ричард Джексон. - Он «проглотил» его в самолете, пока летел в Штаты. Как только он сошел с трапа, позвонил своему агенту и сказал, что хочет получить эту роль». Рэдклифф понимал, что ему необходимо как-то дистанцироваться от роли юного волшебника, которая принесла ему популярность. «Я очень горжусь Поттером, - признается актер. - Но теперь пришла пора доказать зрителям, что я серьезный актер, способный играть различные роли. ..».

 

Немало Рэдклиффа подкупала и возможность сыграть в викторианской истории о призраках: «Когда мы впервые встретились с Джеймсом, он процитировал Кубрика, сказав, что все фильмы о потусторонних силах связаны друг с другом, потому что в них речь, так или иначе, идет о «том свете». Главный герой теряет жену, отправляется в старый дом и видит там призрак женщины. Он решает остаться в этом доме с привидениями, поскольку подсознательно или инстинктивно ищет подтверждение того, что его жена - в лучшем из миров». 

В одном из интервью Дэниэл сказал, что этот фильм - не просто очередная страшилка. Картина повествует о горечи утраты и о том, куда эта горечь может привести человека...

РЕКОНСТРУКЦИЯ МИРА

Наравне с Рэдклиффом в фильме сыграли многие другие талантливейшие актеры, включая Кьярана Хайндса, Джанет МакТир и Шона Дули. Они исполнили роли жителей мрачной деревеньки Гриффин Гиффорд. 

 

По книге сын Киппса рождается лишь после того, как Артур возвращается в Лондон из Гриффин Гиффорд. В сценарии Голдман этот нюанс был изменен. Фантазия Джейн подсказала ей, что Киппс должен мучительно переживать вынужденную разлуку с сыном до тех пор, пока на первый план не выходят жители Гриффин Гиффорд, которые подливают масло в огонь страстей, кипящих в сердце молодого адвоката. «Мы хотели провести обе эти линии через весь фильм, - объясняет Уоткинс. - Они являются ключевыми факторами, влияющими на поведение Артура в той или иной ситуации. Что же касается смерти его жены, - мне хотелось изучить подноготную этой утраты, а не просто констатировать ее».

 

«Привлекательность романа отчасти обуславливается выдержанным стилем викторианской истории о призраках, герои которой не задаются теми вопросами, которые могут появиться у зрителей фильма, - объясняет Джейн Голдман. - Например, «почему Артур сразу же не уехал из деревни?» В фильме описываются события, некоторые из которых необходимо, так или иначе, объяснять. В частности, нам было важно ответить на негласный зрительский вопрос: «что двигало главным героем?» и «почему ему было так важно остаться в деревне?»

Рэдклифф описывает Артура Киппса, как человека «совершенно убитого смертью супруги; настолько, что он не представляет, как дальше жить в мире живых». «Артур не может общаться с людьми, даже с собственным сыном, - продолжает актер. - Он, конечно же, любит его, но не может постоянно быть с ним рядом. Он не может сделать детство сына счастливым, потому что сам напрочь утратил понятие счастья».

 

Рэдклифф объясняет, что первое же появление Киппса на страницах сценария Джейн Голдман очень наглядно характеризует его душевное состояние: «В начале фильма мы видим, что человек находится на грани отчаяния. Он держит опасную бритву у своего горла. Спустя секунду выясняется, что он просто бреется. Однако мне кажется, что он в тот момент был готов перерезать себе горло».

 

Роман Сьюзен Хилл повествует историю Женщины в Черном в классической традиционной форме викторианских историй о привидениях. Работая над адаптацией романа, сценарист Голдман решила прибегнуть к несколько нестандартным для американского кинематографа стилям подачи материала: «История Сьюзен - бессовестно страшная и переполненная различными яркими эмоциями. В моей интерпретации я во многом руководствовалась критериями японских ужастиков». Голдман объясняет, что у японских ужастиков, самыми яркими представителями которых являются фильмы ЗВОНОК и ПРОКЛЯТИЕ, и викторианских историй о призраках найдется немало точек соприкосновения: «И те, и другие - очень эмоциональны и очень страшны. В этих двух аспектах вообще трудно изобрести что-то новое. При этом японцы проявляют повышенный интерес к культурному наследию викторианской эпохи. Очень забавно наблюдать за тем, как это отражается в японских фильмах».

Мрачное поместье Ил Марш сильно отличается от других домов в деревне Гриффин Гиффорд. Уоткинс и в этом вопросе не решил идти на поводу общепринятых стереотипов и воздержаться от шаблонных домов с привидениями: «Понятно, что он должен выглядеть ветхим, но и от монохромных клише я тоже решил отказаться...В нашей палитре преобладают краски разложения и смерти - лиловый, черный и насыщенные, глубокие оттенки багрового. Однако, благодаря именно этим краскам проступает истинная красота дома. В то же время это - дом с привидениями. Поэтому в нем будут и закутки, и укромные местечки, и альковы, и темные углы, в которые никогда не падает свет. Вообще, игра света и тени в фильме играет немалую роль».

 

По словам Куинн, процесс работы над поместьем Ил Марш начался с поиска подходящего экстерьера: «Во время подготовительного периода мы озадачили нашего локейшн-менеджера поисками подходящего дома. Он должен был быть очень выразительным сам по себе, чтобы при одном взгляде на него чувствовалось - у этого дома богатая история. У дома, который мы нашли, разве что не было глаз. Якобинская постройка с характерным навесом на фасаде непроизвольно вызывали чувство тревоги у любого, кто их видел».

 

Найти деревеньку, которую можно было бы представить как Гриффин Гиффорд, было куда сложнее. «В XXI веке крайне мало осталось мест, в которых не встретишь современных машин, дорожных знаков, новостроек и прочих символов цивилизации,  -  объясняет Куинн. - Мы пытались найти место, не тронутое прогрессом, в котором время бы остановилось много десятилетий назад. И по счастью нашли такую деревню прямо в центре Йоркшира - она называется Хэлтон Гилл. Такое ощущение, что цивилизация обошла этот поселок стороной, и дома остались такими же, как и 400 лет назад».

«В истории о призраках что-то обязательно должно оставаться вне кадра или, по крайней мере, вне фокуса,  - резюмирует режиссер. - Вы не можете, да и не должны видеть, что происходит в темных углах комнаты. Если такие ракурсы присутствуют в картине, то это заслуга художника-постановщика».

 

«Мы снимали в формате 2.35:1 вместо общепринятого 1.85:1, - говорит Джексон о высоте кадра, которая больше свойственна эпическим голливудским боевикам. - Вы подумаете, что подобный выбор, по меньшей мере, необычен. В формате 2.35:1 можно ожидать какого-нибудь масштабного вестерна. Пропитанной клаустрофобией истории о призраке больше подходит формат 1.85:1. Однако выяснилось, что и наша картина будет на удивление гармонично смотреться в столь широком формате».

 

Оператор Тим Морис-Джонс говорит, что первичная директива, которую он получил от Уоткинса, заключалась в одном слове «контраст»: «Мы экспериментировали, освещая съемочную площадку единственным источником света. Обычно за освещение сцены отвечает несколько независимых источников  - ключевой свет направлен в лицо актера, рассеянный свет уходит на фон, а задние софиты выделяют определенные требуемые объекты на фоне. Мы пробовали играть светом и тенью при помощи лишь одного источника света, добиваясь поразительно красноречивого контраста».

Для создания общей мрачной атмосферы в фильме Уоткин чередовал общепринятые во всем мире методы и приемы. «Мы делали все только для того, чтобы расшатать и без того периодически накреняющуюся лодку, - говорит он. - Мы пробовали снимать на разной скорости, делали неожиданные скачки с одного плана на другой во время монтажа, различные нарезки. Старались, конечно, избежать излишней игривости при монтаже - я это не люблю. Балансировали на краю. При этом надо было рассказать правдоподобную историю, и этому я придавал едва ли не первостепенную важность. А в остальном для нас не было правил. Мы были свободными исследователями, и это было очень здорово!»

 

«Мы пытались полностью задействовать периферийное зрение аудитории, - продолжает монтажер. - Я сам в привидения не верю. Но когда ты оказываешься в старом заброшенном доме, невольно периферийным зрением улавливаешь какое-нибудь движение. Мы долго размышляли над тем, как добиться этого эффекта в кино, ведь это не так просто, как кажется. Ты можешь попытаться заставить зрителя посмотреть в какую-то определенную точку, при этом он будет смотреть совсем не туда».

 

ВНЕШНОСТЬ ЖЕНЩИНЫ В ЧЕРНОМ

Актриса Лиз Уайт считает Женщину в Черном располагающим к себе персонажем: «Когда я читала сценарий, невольно прониклась ее горем от потери сына и душевными страданиями, которые это событие вызвало. Она разуверилась в своей сестре, отце, сводном брате, - словом, всех близких людях. Когда же она стала свидетелем того, как сестра оставила ее ребенка на произвол судьбы, это буквально разбило ей сердце».

 

Уайт говорит, что костюмы и грим помогли ей вжиться в образ: «Все сразу начинают тебя чураться. Ты можешь пытаться заглянуть собеседникам в глаза, но они отворачиваются. Это состояние отчужденности помогало пропитаться эмоциями, которые переполняли мою героиню. Играть такую роль очень сложно, но интересно. Ведь внутренний мир героя формируется только в твоем воображении...».

 

Кит Мэдден провел довольно много времени, изучая траурные и погребальные одежды викторианской эпохи, чтобы подобрать соответствующий гардероб для Женщины в Черном: «Нам такие одеяния было бы видеть весьма непривычно. Однако в викторианскую эпоху женщина, у которой умирал муж или сын, выглядела именно так. Мне хотелось, чтобы при взгляде на нее рождалась одна аналогия - «невеста скорби». Ее лицо скрывает глухая вуаль. В то время для изготовления вуалей использовали креп - ткань довольно грубую и безжизненную. Однако на камере креп получился бы не настолько хорошо, поэтому я решил заменить ткань на более «фотогеничную». Одежда получилась не такой старой и как будто была пропитана скрытой энергией. При этом ткань хорошо держала форму и в должной степени облегала фигуру».

Однако едва ли не главной деталью наряда Женщины в Черном стала все же черная вуаль. Складки как будто повторяли шрамы на скрытом за тканью лице. По словам костюмера Мэддена этот эффект получился исключительно благодаря счастливой случайности и страсти к экспериментированию: «На тот момент я еще не знал, насколько режиссер решит открыть лицо героини, и просто играл с тканью. Я попробовал сделать маску с лица, буквально наложив на него ткань. При этом если подвязать вуаль снизу ленточкой, ткань складывается в некое подобие кинжальных лезвий или дорожек слез. В совокупности с гримом Джереми выглядело просто бесподобно».

 

Джереми Вудхэд, занимавшийся не только гримом, но и прическами, создал очень мрачную и пугающую внешность Женщины в Черном: «Киношный грим кардинально отличается от модного макияжа, - уверен визажист. - В кино ты создаешь образ, который важен сам по себе для демонстрации персонажа. Он играет если не первостепенную, то немаловажную роль». По словам Вудхэда, в первую очередь он должен был придать лицу главной героини пугающую мертвенную бледность: «Несмотря на то, что Женщина в Черном  - призрак, мы хотели избежать клише в отображении бесплотного духа. Ее кожа высушена и изъедена временем. Кроме всего прочего это придает скорби персонажу. Мы не хотели делать ее каким-то монстром  - да, она не от мира сего и очень печальна, но когда-то была очень красива».

 

Процесс трансформации Уайт в Женщину в Черном был долгим и кропотливым: «Я приходила в гримерную примерно за два часа до того, как звучала команда «на грим» для всех других актеров. Мой грим состоял из трех различных слоев некой клейкой субстанции, которую лепили мне на лицо и открытые участки тела. Моя героиня по идеи довольно продолжительное время провела в земле - грим должен был подчеркнуть результаты разложения».

 

В первой половине фильма Женщина предстает перед зрителем в таких ракурсах, которые киношники называют «моргни - и не заметишь», например, в окне или дверном проеме при движущейся камере. 

«Мне хотелось снять чувственную историю о призраке, в которой был бы некоторый налет мрачности и страха, нарастающее чувство опасности и тревоги, - объясняет режиссер. - Я старался избежать штампов классических ужастиков. В кадре может проплыть окно, и зритель засомневается: «Там что-то промелькнуло в окне? Или мне показалось?» Вы заметите это «что-то» лишь краем глаза. Для меня такая Женщина в Черном - куда страшнее откровенно отталкивающей физиономии на весь экран».

 

О СТУДИИ HAMMER

 

Легендарная студия Hammer была основана в 1934 году и за многие годы существования выпустила множество успешных во всех отношениях картин, включая такие хиты, как ДРАКУЛА; ФРАНКЕНШТЕЙ СОЗДАЛ ЖЕНЩИНУ; МИЛЛИОН ЛЕТ ДО НАШЕЙ ЭРЫ; и ВАМПИРЫ-ЛЮБОВНИКИ. C 2008 года компания является частью корпорации Exclusive Media Group (или сокращенно Exclusive), благодаря которой исторический бренд получил шанс возродиться как на традиционных, так и на новых рынках. Компания Hammer не выпускала новых проектов с 1980-х. Свое возвращение она отметила в 2010 году, выпустив в широкий прокат фильм ужасов ВПУСТИ МЕНЯ. САГА – ремейк нашумевшей шведской картины. Режиссером и автором сценария выступил Мэтт Ривз (МОНСТРО), главные роли сыграли Хлоя Грейс Морец (ПИПЕЦ) и Коди Смит-МакФи (ДОРОГА). В 2011 году студия Hammer выпустила остросюжетный триллер Антти Джокинена ЛОВУШКА. В картине сыграли получившая две статуэтки «Оскар» Хилари Суэнк (ПАРНИ НЕ ПЛАЧУТ; МАЛЫШКА НА МИЛЛИОН), Джеффри Дин Морган и легенда компании Hammer сэр Кристофер Ли. В том же году на экраны вышла мистическая драма Дэвида Китинга ПРОБУЖДАЮЩИЙ ЛЕС, в которой сыграли Эйден Гиллен, Ева Бертистл и Тимоти Сполл. В феврале 2012 состоялся кинотеатральный релиз дебютной для студии Hammer «призрачной» истории ЖЕНЩИНА В ЧЕРНОМ. Режиссер Джеймс Уоткинс снял фильм по сценарию Джейн Голдман, в основу которого легла книга Сьюзен Хилл. Главную роль сыграл Дэниэл Рэдклифф.

 

Компания Hammer заключила партнерское соглашение с издательством Random House на выпуск новой серии книг, восемь из которых уже были выпущены. В 2012 году в рамках серии будут выпущены The Greatcoat Хелен Данмор и Coldbrook Тима Леббона. Кроме того, в этом году планируется начать выпуск книг по классическим фильмам студии Hammer. Компания также планирует развивать свою деятельность, открыв кинотеатр ужасов Hammer и развлекательный центр Hammer. Не говоря уже о том, что лейбл студии будет красоваться в титрах новых фильмов. Сайт компании Hammer:  http://www.hammerfilms.com/

Напоминаю: с 15 марта 2012 года в российском прокате  - ЖЕНЩИНА В ЧЕРНОМ. Все, что вы прочли о том, как продюсер режиссер вместе с командой создавали мрачный мир этой картины, - могу сказать, что зритель, прийдя в кинотеатр - не разочаруется, точно: весь фильм ты не можешь отвести глаз от экрана и не куда спрятаться от чувства нарастающей тревоги и ужаса, и финал фильма - только финал тебя отпускает и ты сможешь привести дух и сказать: да!, вот это - История! Приходите, друзья - любители адреналина и готики:-) 

 

И  - мои искренние благодарности кинотеатру Кристалл Палас и кампании СПб WDSSPR за содействие в показе и предоставлении материалов фильма. 


Архив новостей | Подписаться на RSS