Новости

Фильм СТАЛИНГРАД: запах пота и пепла.

2015-04-22

10 октября 2013 года военная драма - фильм СТАЛИНГРАД режиссера Федора БОНДАРЧУКА вышел в широкий прокат в России на 2000+ экранах киностудией Sony Picture. 

1942-й год. Сталинград. Советские войска планируют контрнаступление на немецкие части, оккупировавшие левобережье Волги. Наступление сорвано. Лишь разведчикам под командованием капитана Громова удается перебраться на другой берег и закрепиться в одном из домов. Им дан приказ удержать его любой ценой. Кроме нескольких чудом уцелевших советских солдат они находят в доме его последнюю жительницу  - 19-летнюю Катю.

 

Приказ отбить дом, захваченный противником, получает немецкий офицер Кан. На фоне одного из самых кровопролитных сражений в истории человечества разворачиваются истории любви и драматического противостояния характеров.

 

Студии: Non-Stop Production, Art Pictures Studio, Columbia Pictures представляют исторический фильм-экшн СТАЛИНГРАД режиссера Федора БОНДАРЧУКА 

 

В ролях: Петр Федоров («Обитаемый остров», «Елки»), Томас Кречманн («Операция "Валькирия"», «Особо опасен»), Сергей Бондарчук, Янина Студилина (сериалы «Белая Гвардия» и «Воронины»), Мария Смольникова («Дочь»), Андрей Смоляков («Высоцкий. Спасибо, что живой»), Дмитрий Лысенков, Алексей Барабаш. Официальный сайт фильма: www.stalingrad-film.ru

 

Федор Бондарчук: «Сценарий «СТАЛИНГРАДА» оригинальный, но мы, следуя давней традиции, отправились в командировку для сбора документального материала. Было записано множество интервью с теми немногими из оставшихся в живых очевидцев. Я думаю, из этого можно впоследствии сделать отдельный проект, потому что рассказанные ими истории - это действительно что-то невероятное по силе воздействия»:

 

Офицера Вермахта, главного антагониста в фильме, сыграл известный американский актер Томас Кречманн, снявшийся в «Кинг-Конге», «Пианисте», «Операции Валькирия», и т.д. Любопытно, что свою творческую карьеру более 20 лет назад Кречманн начал в немецком фильме «Сталинград» режиссера Йозефа Вильсмайера:

 

Федор Бондарчук: «Удивительное совпадение. Дело в том, что мы с Томасом Кречманном - два человека, которые снялись сразу в трех «Сталинградах». Как-то в перерыве между съемками, на площадке, я спросил Томаса:

- Помнишь, ты играл в фильме «Сталинград»?

- Конечно. Это была моя дебютная роль в кино, сразу после того, как я бежал из ГДР. 

 

Это был немецкий фильм «Сталинград» - о том, как группа немцев замерзла насмерть под Сталинградом. В том же году, что и Кречманн, я снялся в «Сталинграде», режиссером которого был мой учитель Юрий Озеров. Я сыграл снайпера Зайцева. Это был 1989-й год, мы с Ваней Охлобыстиным и Тиграном Кеосаяном, будучи студентами режиссерского факультета, проходили у Озерова практику. 

 

И вот, спустя много лет, мы, два артиста двух разных «Сталинградов» (немецкого и советского), встретились на площадке третьего фильма. Томас говорит, он никогда не думал, что будет сниматься еще раз в военной картине. И уж тем более в «Сталинграде». Но я его убедил».

 

Все, кто сегодня смотрит исторические картины далекого прошлого, - у них, как правило, не возникают вопросы: почему фильм сняли, к примеру, о спартанцах или о времени Александра Македонского (?), однако, когда зритель приходит на картину, в которой он видит совсем не давнюю историю своей страны, - вот тут-то и возникают у некоторых граждан разные, странные мысли: почему сегодня сняли об этом фильм? 

Почему именно о СТАЛИНГРАДЕ? Если бы такой вопрос возник у зрителя Норвегии, или, скажем, в Австралии, я, как российский зритель, это поняла бы. НО, когда зрелые, образованные россияне, журналисты спрашивают после просмотра картины у режиссера - почему именно про Сталинград он снял картину (удивляет, даже не потому, что я - родом из Сталинграда, но вопрос журналиста прозвучал несмотря на то, что фильм вышел в юбилейный год 70-летия Сталинградской битвы!), - и у меня возникает стойкое непонимание происходящего: передо мной - "Иваны, непомнящие родства"??? 

 

А, что же ответили на это авторы, создатели фильма, режиссер Федор БОНДАРЧУК:

 

Режиссер фильма «Сталинград» Федор БОНДАРЧУК: 

- «Я ответил уже на этот вопрос: СТАЛИНГРАД - потому, что Война, это - Метафизика Войны. Можно было выбрать другое место и исторический период. А, выбирая это место, по многим причинам, - остановились на Сталинграде: это - и изобразительное решение, и невероятное и необъяснимое, сродни Легенде - сама История Сталинградской битвы: объяснить ее стрелками синими и красными на карте, - мне лично не представляется возможным. Находясь в Волгограде, - а мы долго там были в подготовительном периоде, - вы себе не можете представить, какое огромное количество историй (я не буду называть это легенд), - ходит вокруг этого места. Мне кажется, именно из-за своей невероятности по длине: по тому что там происходило, по длине времени, но., отвечая на Ваш вопрос, - это история - не про Сталинградское сражение: мы не обсуждаем роль Паулюса в сражении, ли Чуйкова, у нас нет генералов, - Вы это видели..Это важно. Но нас волновало, меня волновала моя Родина, - то что происходило здесь… Но, тема Войны - как Метафизика, и второй шаг - выбор места: первичным был вот такой ход развития событий..»

 

Александр Роднянский, продюсер фильма «Сталинград»:

- «..Это в продолжении к вопросу о названии. СТАЛИНГРАД - это реперная точка отечественной истории - не и в просто фактической, фактологическом ее значении, а - в том, которое имеет непосредственное отношение к культурному коду народа…» 

 

Александр Роднянский, продюсер фильма «Сталинград»:

- «…Поскольку на коллективное сознание приходящих людей в кинотеатр сегодня, - а это, как уже было сказано, - молодая аудитория, - влияют прежде всего огромные картины, которые последние 10 лет доминируют в кинотеатрах и практически вытеснили все те жанры, о которых мы говорили всерьез, на которых мы выросли и на которых воспитаны, - я имею ввиду, прежде всего - драму, - это огромные аттракционные формы, которые транслируют фактически - эмоции и через эмоции - смыслы, - поэтому фильм СТАЛИНГРАД русского режиссера Федора Бондарчука надо было делать картиной, способной эмоционально и содержательной принятой массовой, молодой, да, молодой аудитории. А, раз так, - то нужно было использовать современный инструментарий, к которому эта аудитория привыкла…»

Инструментарий фильма, или проще - о том формате, в котором снимали и выпустили картину на экран: речь идет о технологиях. И мы плавно  приближаемся к тому вопросу, что вызвал неадекватную реакцию, как самих создателей, так и у присутствующих журналистов: о "красивостях" в фильме, о пожарах и огне, о "плавно летящем снаряде". «Сталинград» - первая картина российского производства, которая выходит на экраны в формате IMAX® 3D.

 

Режиссер фильма «Сталинград» Федор БОНДАРЧУК: 

- «…Я снял принципиально другое кино, которое ТАК выглядит и которое ТАК звучитСпособ съемки и взгляд - он современный и необычный для консервативного восприятия кинематографа..»:

 

Александр Роднянский, продюсер фильма «Сталинград»:

- «Ели речь идет о многомиллионной аудитории, о возможности вызвать эмоцию у этой многомиллионной аудитории и достучаться до нее: то, мне кажется разумно и естественно говорить на языке этой аудитории.. Если Вы вернетесь к якобы реалистической традиции… (и задает провокативный вопрос из фильма "Судьба человека", фразу героя: а - "Я после первой не закусываю", - это реалистично?),  - каждое Время создает свой язык, свою Реальность, свой Миф. Потом наступает Время разрушения этого Мифа, на наш взгляд, и попытки достучаться до подлинной, искренней интонации, до Правды. Допустим, Герман - великий разрушитель этой Мифологии.. Сейчас - попытка создать заново эмоциональный мост к молодой аудитории. Говорить нужно без красивости, но на понятной ей языке…»

Почему IMAX и 3D? Почему западные фильмы в этих форматах не удивляют наших журналистов, а свое первое российское кино они готовы встретить "в штыки" уже за одно только, как им кажется, "напоминание о компьютерной игре" и за рапиды в сценах боя?! Почему такие технологии, повторяю, не удивляют и не отторгают за "красивость" в фильмах западного кинематографа? Ответ очевиден: неумение радоваться удачам своих соотечественников - это извечное посыпание "голову пепелом" и "стенания" про то, что русские/российские кинематографисты "никогда не достигнут высот в современных технологиях кинопроизводства".. Но, вот выходит первый российский фильм в формате IMAX® 3D и очевидный успех такие горе-критики пытаются выдать… за провал, "за красивость - там где этому нет места", - в военной картине.. Так ли это на самом деле? 

 

Александр Роднянский, продюсер фильма «Сталинград»:

- «Инструментарий в фильме…- он разнообразен: это и огромная визуальная энергия, которая создается при помощи того, что мы традиционно называли специальными эффектами, это - и 3D, которое дает объем, - все то, что так или иначе приближает зрителя к событиям на экране. IMAX  - формат, в котором глаз не видит краев кадра - ни слева, ни справа, ни сверху, ни снизу: зритель должен врастать в пространство на экране, - собственно, это - было целью..»

 

Александр Роднянский, продюсер фильма «Сталинград»:

- «…И мы рады были, что IMAX® в своем решении сделать первый неанглоязычный IMAX фильм в России и ..- выбрали СТАЛИНГРАД. А для нас - это было очевидным для той задачи, о которой мы мечтали и к которой подступались..»

 

Режиссер фильма «Сталинград» Федор БОНДАРЧУК: 

- «Мы хотели сделать фильм, который сами никогда не видели. Признаюсь, я не думал, что моим следующим проектом станет масштабная военная драма. Для чего сейчас еще одно высказывание о войне? И я сам себе ответил на этот вопрос. IMAX® 3D - технологии сегодня позволяют добиться ощущения невероятно подробного и убедительного да еще и объемного мира. Мне захотелось погрузить современного зрителя в осажденный, выжженный город ноября 1942-го года, добиться эффекта присутствия. Это вечное стремление кинематографистов попробовать стереть границу между экраном и аудиторией. С одной стороны, мы говорим о новых технологиях и о нашем желании разными способами сделать стереоэффект максимально впечатляющим. С другой  - помимо этого сознательно выбранного курса, мы вернулись к классическому киноповествованию, к первоисточнику - к внутрикадровому монтажу, к длинным сценам и длинным планам. Когда ты решаешь всю сцену внутри двух длинных склеек, например». 

Грег Фостер, председатель совета директоров и президент компании IMAX Entertainment: «Мы очень рады, что совместено с Федором Бондарчуком, Александром Роднянским и Sony Pictures Entertainment, мы выпускаем в прокат первый  в истории российский фильм в формате IMAX. Эффект «погружения» IMAX Experience® разработан специально для того, чтобы зрители могли совершить путешествие туда, где они и не мечтали побывать. Мы уверены, что создатели фильма «Сталинград» благодаря своему таланту сумели создать невероятную историю с потрясающим спецэффектами, а с помощью  формата IMAX® 3D вы сможете фактически своими глазами увидеть эту историческую битву и ее героев, которые отдают свою жизнь за свободу».

 

Удивительно, но вопрос технологий на встрече с творческой группой фильма вызвал споры даже среди создателей фильма. Отвечая на вопрос журналистов о сюжете фильма и почему историческая драма "вплетана"/обрамлена современными коллизиями, сценарист фильма Сергей Снежкин неожиданно вернулся к технологии IMAX® 3D, не согласившись с продюсером Александром Роднянским, который утверждал, цитирую: «…Меня каждый раз смущает, когда говорят о 3D и компьютерности, - как о какой-то части содержательности процесса, - это же не более, чем инструментарий!» Ан, нет:

Сергей Снежкин, сценарист фильма «Сталинград»:

- «…Мы присутствуем при историческом моменте. Это впервые на моей художественной памяти, когда "железо", когда прием, когда технология стали явлением эстетики и философии, стали явлением искусства. Это первый прием в истории кинематографа - и я Вас с этим поздравляю и отметьте это в своих блокнотах: первый прием!…И, вообще, когда говорят о консервативном кино, я думаю, что теперь, что касается Великой Отечественной войны и вот такого уровня масштаба страдания приемов и этики, …- Бондарчук и его бригада проложили дорогу, рокоту, по которой будет развиваться военный кинематограф… и когда здесь прозвучали слова о "красивости" - побойтесь Бога: там воняет потом из-под мышек!…»

 

Съемки СТАЛИНГРАДА - СТАЛИНГРАД под  Петербургом:

 

Съемки «СТАЛИНГРАДА» начались в сентябре 2011-го и продолжались около месяца. Затем работа возобновилась зимой, но основной съемочный период пришелся на 2012-й год - с мая по август 2012-го. В общей сложности съемочный период составил 79 дней. Федор Бондарчук: «По сравнению с 222 съемочными днями «Обитаемого острова», 79 съемочных дня «СТАЛИНГРАДА» мне показались просто прогулкой. Но это был тот случай, когда мне страшно не хотелось, чтобы съемки заканчивались…»

 

Основные съемки военной драмы «СТАЛИНГРАД» прошли под Санкт-Петербургом, где производственный отдел под руководством художника-постановщика Сергея Иванова выстроил декорации подвергшихся бомбежке зданий и площади, оккупированного фашистами города. Сергей Иванов участвовал в создании большой исторической драмы "Царь" Павла Лунгина, но «СТАЛИНГРАД»  оказался проектом иного уровня сложности из-за поставленных режиссером творческих задач и предполагаемого объема работы.  Под Петербургом (поселок Саперный, Ленинградская область), на бывшем военном полигоне, были возведены беспрецедентно масштабные для российского кинематографа декорации. Фактически были построены несколько кварталов Сталинграда с элементами, знакомыми зрителю по архивным кадрам. Так, например, был построен прототип знаменитого фонтана «Детский хоровод», который еще называют «Дети и крокодил». Фонтан стал одним из самых узнаваемых символов Сталинградской битвы после снимка последствий авианалета 23 августа 1942-го года, сделанного фотографом Э.Н. Евзерихиным.

 

Помимо основного макета художественный отдел изготовил модели упавшего самолета и фасадов всех основных зданий. Работа над эскизами продолжалась длительное время, потому что художники стремились зафиксировать и передать характер всех съемочных мест. Например, если это была комната, то иллюстрации передавали ее обстановку со всеми подробностями быта, чтобы было понятно, кто в ней жил. Возведением и оформлением декораций, стоившим продюсерам около $4 млн, занималась команда из 400 специалистов

 

«Вопросов строительства мы начали касаться во время первого блока съемок, которые прошли летом 2011-го года, - рассказал Иванов. - В тот период мы работали над сценами переправы через Волгу и кадрами Японии. Очень сложные съемки прошли в Кронштадте на берегу Финского залива. Сложные потому, что пришлось снимать кадры переправы по горящей из-за разлива и поджога нефти Волге. Декорации же, нескольких зданий «СТАЛИНГРАДА», начали возводить в сентябре. Под Питером развернули настоящую стройку с тремя кранами, парой бульдозеров, экскаваторов и бурильными машинами. Часть строительных работ прошла зимой, поэтому пришлось вбивать сваи в мерзлую землю, а потом заливать фундамент. Предварительно была подготовлена проектная документация, составлены все необходимые сметы.  При этом времени было в обрез, с учетом поставленных творческих задач. Требовалось все построить за шесть-семь месяцев. Дом Громова возвели из пенобетонных блоков, современного, достаточно мягкого материала, который после декорирования выглядит как кирпич. Остальные дома представляли собой металлические конструкции, обшитые фанерой и декорированные гипсом. 

 

При постройке декораций художественный отдел соблюдал пропорции и характер зданий Сталинграда того времени, но внес изменения в географию кинематографического города. Прототипы всех зданий и объектов - универмаг, театр, дом  Павлова (прообраз дома Громова) и площадь Борьбы - находились в разных концах реального Сталинграда, по сценарию же рядом друг с другом.  Кинематографисты также включили в композицию городской площади знаменитый фонтан со скульптурой крокодила и детей.  Отливкой и лепкой занимался художник Алексей Иванов. В работе он использовал пенопласт и гипс. «Фактурой и декорированием занялись в марте, чтобы успеть к майским съемкам, - рассказывает Сергей Иванов.  - Наверное, я собрал абсолютно всех художников-декораторов и скульпторов,  доступных в Петербурге. Федор Бондарчук поставил задачу изготовить максимально реалистично выглядящие объекты, чтобы зрителю даже в голову не пришло, что ему показывают декорацию. К тому же мы снимали в стереоформате, который предъявляет самые высокие требования к детализации.  Поэтому мы воссоздавали все, вплоть до барельефа на фасаде, и режиссер мог снимать планы любой крупности». 

 

Военно-историческая драма без танков сродни футбольному матчу без голов. В фильме Федора Бондарчука военная техника присутствует. На съемочной площадке были танки Т-34, немецкая самоходная установка Marder («Куница») и тяжелый фашистский танк PZ-IV (T-4): «Разумеется, все эта техника - копии, - комментирует художник-постановщик. -  PZ-IV построен на базе советского танка Т-44, которому мы перестроили башню, наварили дополнительные листы, закрыли катки щитами, а на борта нанесли фашистскую свастику.  Самоходная установка сделана на базе вездехода. Что касается Т-34(76), то это полноразмерный макет из пластика и фанеры. Работу блестяще выполнили мастера из Витебска. Эти же художники сделали макет подбитого самолета».

«СТАЛИНГРАД» - военное кино, поэтому оружие фигурирует во многих сценах. Винтовки и автоматы для фильма изготавливались трех видов - для ношения, съемок обычных и боевых сцен. В военных эпизодах, когда советские бойцы сходятся в рукопашную с немцами, актеры дрались с резиновым или деревянным оружием в руках, чтобы наносить не столь болезненные удары друг другу: «Все оружие в точности соответствует использованному во время войны, - комментирует Сергей Иванов, - но не хватило времени на реализацию всех задумок. Например, защитники Стал


Архив новостей | Подписаться на RSS