Новости

«The Art Newspaper Russia» отпраздновали свое 25-летие в Эрмитаже.

2016-02-23

В рамках IV Санкт-Петербургского международного культурного форума своё 25-летие отпраздновало издательство газеты «The Art Newspaper Russia». Юбилей отметили в необычном формате - в Эрмитажном театре состоялись дебаты на тему «Для чего нужно искусство?».

 

Петербург стал следующим после Лондона городом, где 25-летие газеты «The Art Newspaper» отмечалось  так оригинально, в форме «художественного расследования», и празднование в стенах Эрмитажа вышло запоминающимся всем его участникам и зрителям. Церемония в Эрмитаже проходила при поддержке отеля Four Seasons Hotel Lion Palace St. Petersburg, Газпромбанк private banking, компании BMW, галереи «Михайлов» и виноторговой компании МБГ.

 

В этот день, 15 декабря Эрмитажный театр был переполнен: здесь собрались известные деятели мира искусства, журналисты, гости Форума, а кое-кто из гостей даже сидел на ступеньках. На церемонии присутствовали в числе почетных гостей: Анна Сомерс Кокс, редакционный директор лондонской газеты, Инна Баженова, издатель и владелец русской версии газеты, Зельфира Трегулова, генеральный директор «Всероссийского музейного объединения - Государственная Третьяковская галерея».

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский начал приветственную речь с того, что призвал этим вечером всех чувствовать себя свободно (не смотря на запреты пожарников не занимать проходы в зале!):

Михаил Борисович рассказал собравшимся немного об истории Эрмитажного театра и тех, кто его посещал в те далекие годы, упомянул о том, что существовали даже значки Эрмитажного театра, а затем передал слово издателю газеты Инне Баженовой:

 - «Газета The Art Newspaper выходит уже 25 лет. За это время мир сильно изменился, но газета осталась верна себе. Для меня очень важная миссия - поддерживать ее объективность и независимость», - отметила в своей речи Инна Баженова, поздравив всех, причастных к созданию газеты.

 

The Art Newspaper - международное издание, специализирующееся на искусстве. В 2014 году его купила российская бизнес-леди и коллекционер Инна Баженова. Как сообщила Фонтанка.ру, мужа Баженовой связывают деловые отношения с Борисом Ротенбергом.

 

Затем собравшимся показали небольшой фильм, где зрители увидели процесс создания номера и как это происходит, где художники Грейсон Перри и Сергей Шеховцов, глава российского отделения Sotheby’s Михаил Каменский и директор Тейт Модерн Николас Серота появились наравне с Анной Сомерс Кокс и Инной Баженовой.

Взявшая слово бессменный главный редактор английского издания Анна Сомерс Кокс начала выступление с воспоминаний о своем первом визите в кабинет директора Эрмитажа в 1978 году. Она же поставила очень важные вопросы, напомнив о том, что искусство пока не смогло изменить к лучшему современный мир и именно поэтому тема «зачем нужно искусство?» поднимается снова:

Анна Сомерс Кокс: «25 лет назад казалось, что мир беспокоится о мирном существовании, он готов к мирному прогрессу, к мирному будущему, но действительность оказалась значительно хуже, чем мы могли предполагать. Кто мог представить, что мы увидим возрождение разрушений памятников? Кто думал, что мы увидим тот страх, который пришёл, а также терроризм, который разрушает все вокруг?».

Михаил Борисович Пиотровский представил участников основного действия церемонии - в «художественном расследовании» принимали участие: в роли дознавателя выступил Владимир Познер, свидетелями стали Ирина Прохорова, издатель и филантроп, Татьяна Черниговская, биолог и специалист по психолингвистике и теории сознания, Алексей Учитель, кинорежиссёр, и Гарретт Джонстон, маркетолог, стратег и философ. Председателем заседания был выбран Михаил Пиотровский:

Ведущим дискуссии в роли судебного обвинителя выступил журналист Владимир Познер. Понятно, что он очень внимательно слушал и придирчиво комментировал спикеров, но те, кто выступал со своими «свидетельскими показаниями», - исходили из презумпции важности и необходимости искусства, которую критические реплики ведущего сбить не смогли.

Владимир Познер в самом начале дискуссии обозначил несколько ключевых вопросов: «Для чего нужно искусство и вообще нужно ли оно? Возможно ли слово «примирение» к искусству? Для кого и для чего оно нужно? Искусство - вечно, жизнь - коротка. Разве можно сказать, что искусство изменилось, если мы в восторге замираем от картин Пикассо, музыки Шостаковича, Баха, которая уносит нас в многогранное пространство?»:

Вынесенный в заглавие вопрос оказался даже более сложным, чем ожидалось: как отметил Владимир Познер, масса людей не соприкасается с искусством, обходясь без него.

Первым «свидетелем» Владимир Познер вызвал Ирину Прохорову, литературоведа, главного редактора журнала «Новое литературное обозрение», объяснив свой выбор тем, что он просто положился на «выбор маятника», который он использовал каждый раз, определяя очередность выступающих со «свидетельскими показаниями».

Ирина Прохорова: «Несмотря на все сложные времена, я думаю, что мы идём в правильном направлении. Искусство важно для человека не меньше, чем тепло. Без искусства человек не является человеком. Это его стержень. Как мы учимся читать и писать, так же мы учимся и искусству».

 

Ирина Прохорова говорила о необходимости дальнейшей демократизации искусства; культура должна стать средой обитания, отметила она, приведя в пример красоту петербургской архитектуры, которая, по ее мнению, воспитывает эстетические чувства даже у далеких от искусства людей. На что Владимир Познер неожиданно возразил, отметив: «Красота Петербурга неоспоримо совершенна, но не кажется ли вам, что она мало отражается на жителях этого города? Это один из самых нетолерантных, недемократических городов».

 

Реплика вызвала неодобрительный гул и шум голосов присутствующих…

Ирина Прохорова сгладила неловкий момент шуткой, заметив под смех публики: «Сейчас вас побьют». «Ленинградцы всегда были намного вежливее москвичей. Да, многие сейчас говорят: «Понаехали тут»… Но архитектура создает аутентичность места. Город смог выстоять блокаду, защищая эту красоту. Люди погибали, чтобы спасти этот город от разрушения», - отметила Ирина Прохорова.

 

Следующий спикер, Гарретт Джонстон, не один раз во время выступления сорвавший аплодисменты зрителей, поставил искусство в пример бизнесу как область свободного мышления.

Гарретт Джонстон: «Художники отличаются от бизнесменов тем, что они ближе к самореализации, они более свободно общаются с самими собой. Если бы бизнес-школы учили маркетологов и финансистов так же, как художественные академии учат художников, мы бы жили в гораздо более продвинутом мире».

Основной тезис выступления Гарретта Джонстона: «искусство - катализатор процветания и роста человеческого потенциала».

 

Больше всего меня неприятно поразил третий выступающий, режиссер Алексей Учитель, который говорил о цензуре, ограничивающей возможности художника и существующей сейчас не только политически, но и в виде давления общественного мнения. Мысль про «цензуру и давление» на художника - не нова: во все времена в любом государстве существовал для художника выбор «сотрудничества» или нет на «власть предержавших», - все так.

Меня поразило то, как режиссер А.Учитель формулировал свою мысльнескладно, многословно, косноязычно и главное, - не внятно! Как же он тогда пишет свои сценарии и снимает картины, - крамольно думала я и вслух горестно возмущалась этим «бормотанием невпопад» со своей коллегой…И, так расстроилась, что запись его выступления тут же удалила со своего смартфона, как будто его и  - не было :-)

 

Самое блистательное выступление подарила публике в финале Татьяна Черниговская!

Профессор СПбГУ Татьяна Черниговская, «Мышление» поставила в центр своих рассуждений об искусстве, цитировавшая Иосифа Бродского, назвавшего искусство «видовой целью» человечества

Татьяна Черниговская: «В отличие от науки, искусство - это другой способ познания и описания мира. У художников есть какие-то щупальца, которыми они открывают те вещи, что невозможно открыть с помощью науки».

Татьяна Черниговская, цитируя очередное стихотворение И.Бродского, свою речь закончила словами: «Если у нас какие-то шансы выжить есть, то они именно в искусстве».

 

В заключительной речи Михаил Пиотровский объединил все точки зрения и на правах председательствующего огласил вердикт: «Оправданы все!» - встреченный дружным смехом и аплодисментами.

Финал. Время пролетело, как один миг. Фоторепортаж смотрите здесь:

Это было незабываемое зрелище - без музыки, цирка и танцев, когда все виды искусства заменило простое, «живое» человеческое Слово. Браво, организаторы и участники юбилея «The Art Newspaper Russia»!

 

 

 


Использованы фотографии - Анатолия Оношко и Наталии Кириловой.

Видео - Наталии Кириловой.


Архив новостей | Подписаться на RSS