Новости

Привет: «Я, Дэниел Блейк»

2016-10-28

На российские экраны с 27 октября 2016 года выходит драма «Я, Дэниел Блейк» - британский фильм-победитель последнего Каннского фестиваля.

Накануне выхода фильма в прокат, 20 октября 2016 года в Санкт-Петербурге, кинотеатре киностудии «Ленфильм» прошел пресс-показ картины «Я, Дэниел Блейк», организованный «Киноафиша.инфо» и  прокатчиком картины «Cinema Prestige».

Партнерами показа выступили: «Школа Экспресс ТВ», бренд «Я Покупаю» и журнал «Free Time». Перед началом сеанса традиционно о показе и спонсорах рассказал Сергей Владимиров, PR-менеджер портала «Киноафиша.инфо»

Драма «I, Daniel Blake». Великобритания/Франция, 2016 г. 16+ Режиссер/Постановщик: Кен Лоуч. Сценарий - Пол Лаверти. Продюсер - Ребекка О’Брайен. Актеры: Дэйв Джонс, Хейли Сквайрс, Брианна Шенн, Дилан Маккирнан, Кейт Раттер, Шерон Перси. Оператор - Робби Райан. Композитор - Джордж Фентон. Прокатчик в России - Cinema Prestige.

Жестокая правда о проблемах простого человека, - вот что увидит зритель, который придет посмотреть фильм «Я, Дэниэл Блэйк».

Социально-критическое кино - тип кинематографа, на глазах исчезающий в России, - в Европе продолжает завоевывать поклонников, свидетельством тому служит слава британского режиссера Кена Лоуча.

Сюжет фильма: герой новой картины Кена Лоуча, 59-летний плотник Дэниел Блейк (его сыграл известный стендап-комик Дэйв Джонс), пережил смерть жены, перенес инфаркт прямо на лесопилке и чуть было не упал с лесов. Серьезный ущерб, нанесенный здоровью на производстве, должен был быть компенсирован системой госмедицины и социального страхования. Но то, что хорошо в теории, и то, что декларируется как достижение европейской цивилизации, на практике выглядит иначе.

Блейка несправедливо лишают пособия, а подать апелляцию можно только по новой системе: обратиться через интернет, дождаться обратного звонка, еще раз записаться по электронной почте... Для пожилого человека, никогда не работавшего в офисе, это непростая психологическая проблема. При этом Блейк вовсе не примитивен: его интеллектуальный уровень гораздо выше, чем у социальной работницы, с которой ему приходится иметь дело. Уткнувшись в непробиваемую стену бюрократии, герой оказывается на грани психоза и депрессии. Но даже в этом состоянии продолжает искать выход: он, кстати, не уповает только на социальную помощь, а готов работать в меру сил.

В центре по трудоустройству Дэниел встречает Кэти (Хейли Сквайрс) - девушку с двумя детьми, без средств к существованию, тоже ставшую жертвой социальной бюрократии. Чтобы спасти детей от сдачи в приют, она соглашается ехать за 450 км в Ньюкасл, где ей обещают жилье. Блейк отправляется с ними - вместе они создают нечто среднее между семьей и компанией по выживанию.

О режиссере картины: феномен Лоуча, возникший еще полвека назад, знаменателен для эпохи разгорающегося кризиса «свободного рынка». Репутация режиссера так же безупречна, как у королевы. Все его фильмы направлены против «режима» островного государства, против Маргарет Тэтчер и ее последователей, против капитализма. Его герои одеты в тряпки из дешевых магазинов и, даже если они столичные обитатели, все равно существуют в своей субкультуре, никак не пересекающейся с жизнью богатого Лондона, - но именно это не имеет ничего общего с «чернухой» и депрессией.

Kоуча называют «певцом пролетарской морали» и одновременно христианских ценностей. Взывая к справедливости, он возвращает сознание современного мира к раннехристианскому евангелизму. Богословы и священники признаются, что его фильмы некогда изменили их жизнь. О нем говорят как о великом гуманисте нашего времени. Его цитируют с не меньшим почтением, чем энциклики папы римского, одна из которых гласит, что «труд важнее капитала».

Лоуч считает абсурдной капиталистическую установку, в соответствие с которой достаточно быть инициативным, чтобы преуспевать, из этого следует, будто неудачники сами виноваты в своих несчастьях. Герои режиссера - британцы, не хватающие звезд с неба, но готовые честно работать. Проблема в том, что работы для них нет.

Безработные - парии современного мира: отброшенные на обочину общества, отчужденные, наказанные неизвестно за что. Жизнь делает из них инвалидов, алкоголиков, психически больных. И все же они - во всяком случае, в фильмах Лоуча - хранят то главное, что отделяет неудачника от опустившегося люмпена, - человеческое достоинство. Солидарность с жертвами для режиссера не вопрос политики или партийной принадлежности, а естественное проявление духовной чистоты.

 

В 2006 году первую свою Золотую «Пальмовую ветвь» режиссер Кен Лоуч получил на Каннском кинофестивале за фильм «Ветер, который качает вереск» о драме ирландской революции, - режиссеру тогда уже исполнилось 70, но он продолжал удивлять своей мобильностью и активностью. В фильме «Доля ангелов» Лоуч перевел социальность в жанровый, комедийный регистр. Вообще юмор чрезвычайно важен для режиссера - неслучайно в роли Дэниела Блейка фильма «Я, Дэниел Блейк» снялся стендап-комик.

И этот последний фильм «Я, Дэниел Блейк» стал новым триумфом Лоуча и принес ему вторую Золотую пальмовую ветвь. Однако режиссер далек от оптимизма. В живой, эмоционально заряженной картине преобладают или гневные публицистические, или печальные мелодраматические краски. Как говорит Лоуч, он привык в самых безнадежных сюжетах и ситуациях отыскивать крупицы юмора, но - не в данной картине. Он вообще уже было заявил о финале своей режиссерской карьеры, но вернуться к работе его заставило сопереживание тому, что происходит сегодня в Британии и Европе.

Если не считать главного героя, все остальные роли в фильме сыграны непрофессионалами, причем полицейские и работники социальных служб изображают сами себя. Еще интереснее, что некоторые из них после съемок уволились, потому что убедились в черствости и бездушности системы, которую усилиями «маленьких людей» победить невозможно.

«КЕН ЛОУЧ: Хороший эспрессо - ключевой момент съемок

 

 Говорили, что «Зал Д-жимми» будет вашим последним фильмом. В таком случае, что побудило вас снять «Я, Дэниел Блэйк»? 

«Это было опрометчивое высказывание. Столько историй существует, которые можно рассказать. Так много героев, которых можно показать…»

- В чем основа фильма?

«Общечеловеческая история о людях, пытающихся выжить. Это было отправной точкой. А персо­нажи и сюжет должны основываться на реальном жизненном опыте. Если говорить честно, мы все видим сознательную жестокость государства по отношению к тем, кто находится в отчаянном положении, преднамерен­ную неэффективность бюрократии. Гнев, который вызывает эта ситуация, стал стимулом для создания фильма».

- С чего вы начали?

«Я всегда хотел снять что-нибудь в моем родном Нанитоне - это в центре Мидлэнда. Туда мы с Полом Лаверти и отпра­вились. Мы познакомились с разными людьми: кто-то был безработным - по разным причинам, у других был нестабильный заработок, третьим даже негде было жить. Один симпатичный парень пригласил нас к себе. Он жил в комнате в доме, который содержится с помощью благотворителей. Это был настоящий Диккенс: матрас на полу, холодиль­ник - всё! Пол поинтересовался, а что в холодильнике. Ничего, даже молока не было. Парень был в отчаянии. Он рассказал нам про своего друга, который иногда получал временную работу через агентство. Однажды ему позвонили в пять утра, сказав, что к шести надо быть на одном складе. Он вовремя, не имея личного транспорта, с большим трудом, туда добрался. Ему сказали: ждите. А в четверть седьмого сообщили, что работы сегодня нет. И парень отправился обратно - без денег. Об этом постоянном унижении и незащищенности людей мы говорим в фильме».

- Как собранный вами материал превращался в сценарий?

«Наверное, самым сложным было принять решение, какую из многочисленных историй выбрать. О подобных проблемах молодежи прежде было снято немало (мой фильм «Мои шестнадцать лет» в том числе), а вот бедственное положение людей старшего возраста практически остается неза­меченным. Поколение, которое занималась квалифицированной, но физической работой, сейчас приблизилось к концу своей трудовой жизни. У людей проблемы со здоровьем, они не понимают новых технологий, не умеют пользоваться услугами агентств занятости - немного здесь порабо­тать, немного там. Они привыкли к прежним правилам и теперь просто потерялись. А непробива­емая бюрократическая система перемалывает людей. Мы об этом услышали много историй. Пол придумал главного героя, Дэниела Блэйка, и проект начался».

- Почему вы решили снимать в Ньюкасле?

«Мы съездили в несколько городов - в Нанитон, Ноттингем, Сток, Ньюкасл. Мы не раз снимали на северо-западе - в Ливерпуле, Манчестере, - поэтому искали другие места. Лондон исключался. В нем немало проблем, но они другие. Нам хотелось рассказать о том, что находится за пределами столицы. Ньюкасл в культурном отношении такой же богатый город, как Ливерпуль или Глазго. Эти города очень кинематографичны, выразительны. И политическое самосознание там сильно раз­вито».

- Опишите характер главного героя.

«Дэн всю жизнь работал плотником - на больших стройках и в маленьких строительных компаниях. Он отличный мастер и любит работать по дереву для собственного удовольствия. Его жена умерла, а сам он перенес сердечный приступ и все еще на реабилитации, поэтому должен получать посо­бие. Фильм рассказывает о том, как он выживает в условиях, когда ищет «подходящую работу». Он неунывающий, добродушный человек, оберегающий свою личную жизнь».

- Большая часть истории связана с ужасной бюрократической машиной. Как вам удалось из этого сделать драматургию?

«Думаю, то, о чем наш фильм, хорошо знакомо большинству людей. Попытки борьбы с бюрократи­ческой машиной - это и сплошное отчаяние, и черная комедия. И это сводит с ума. Здесь и комич­ность, и безжалостность, и трагедия, в конце концов. «Бедные сами виноваты в своей бедности» - эта позиция защищает власть правящего класса».

- Что вы хотели увидеть в своих героях Дэне и Кэти, когда выбирали на их роли Дэйва Джонса и Хейли Сквайрс?

«В Дэне - обычного здравомыслящего человека, у которого была жизнь обычного работяги, пока он не потерял жену и не заболел. Человека с чувством юмора, очень чуткого и тонкого. В Кэти - чув­ствительность, но и настоящую смелость. И в обоих - абсолютную достоверность».

- Дэйв Джонс - и актер, и стендап-комик. Почему вы выбрали его?

«Обычный стендап-комик, будь то мужчина или женщина, «корнями уходит» в жизнь рабочих, коми­ческое рождается из опыта этой жизни, их шутки часто связаны с поиском выхода из трудностей, с комическим опытом выживания. Дэйв - работяга, который заставляет вас улыбаться. Чего мы, собственно, и хотели».

- А Хейли Сквайрс?

«Мы встретились  с большим количеством актрис, каждая была по-своему интересной, но опять же - Хейли по происхождению из рабочих и блестящая актриса. Каждый раз в спорных ситуациях она оказывалась права. Она - это истинная правда».

- Как шли съемки?

«Начнем с того, что тексты Пола всегда очень точные и напол­нены жизнью. Это означает, что мы редко снимаем материал, который потом не используем. Важнейшая вещь в съемках - это планирование. Подготовка. Во всем нужно определиться до начала - натура, актеры, рабочие моменты. Нужна группа, которая абсолютно точно понимает замысел проекта и твор­чески предана ему. Все это у нас было: потрясающая эффек­тивность и отличное чувство юмора всех членов съемочной группы. В таком случае все ваши усилия продуктивны. Работа с хорошими друзьями - это радость и, что важно, наличие кофе-машины, которая была с нами на протяжении всего времени. Хороший эспрессо во время съемочного дня - это ключевой момент».

Лоуч с состраданием рисует унижение, которое постепенно завладевает его героями, меняя их и ломая их волю. Дэн поначалу дружелюбен, вежлив, шутлив. Он способен критиковать систему, которая пытается его раздавить, даже смеется над ней. Но трагедия в том, что никакого чувства юмора в итоге не хватает: давление безработицы и бюрократии оказывается чрезмерным для одного, сколь угодно жизнерадостного человека. Кэти гордо пытается казаться независимой и самодостаточной - поэтому самой душераздирающей сценой становится та, где эта маска слетает посреди социального магазина для малоимущих.

Что касается стиля, «Я, Дэниэл Блэйк» - пожалуй, самый простой и прямой фильм Лоуча со времен «Навигаторов» 2001 года. К своему жесткому финалу он движется, почти не сворачивая, не отвлекаясь на посторонние идеи и темы. Как и почти все фильмы Лоуча за последние 20 лет, сценарии для них написал Пол Лаверти - и здесь хватает сцен, которые выдают его неутомимый исследовательский нюх. Получился фильм с ясной и благородной миссией, к которой авторы стремятся с таким зарядом страсти и юмора, каким в современном кино может похвастать лишь только один Кен Лоуч.

 

 

 

 

 

 

Благодарим за предоставленные фотографии  - портал «Киноафиша.инфо» и прокатчика Cinema Prestige.

Использованы материалы: газета «Коммерсант», портал «Афиша» и http://www.cinemaprestige.ru/, http://www.kinoafisha.info/ 

Фоторепортаж с пресс-показа  смотрите здесь: https://goo.gl/photos/pvx6Vdn8mWzfqLHZA

Видео с пресс-показа  - Наталии Кириловой.


Архив новостей | Подписаться на RSS