Новости

В Эрмитаже открылась рождественская выставка «Из Сервизных кладовых…»

2017-01-02

8 декабря 2016 года в Государственном Эрмитаже открылась выставка «Из сервизных кладовых». Убранство русского императорского двора XVIII - начала XX веков».

Представленная в Эрмитаже «Из сервизных кладовых» - пятнадцатая выставка из ежегодного эрмитажного цикла «Поднесение к Рождеству», посвященного истории и искусству фарфора. Цикл «Поднесение к Рождеству» стал продолжением возрожденной Эрмитажем давней традиции, когда в канун рождественских праздников в Зимнем дворце еще в XVIII веке показывали лучшие изделия, созданные на Императорском фарфоровом производстве в Санкт-Петербурге.

В составе экспозиции более 1200 предметов. Ее основная часть - произведения, предназначавшиеся для парадного убранства «Высочайших столов». В повседневной жизни подобные вещи, как правило, не использовали, их бережно хранили в специально оборудованных помещениях - Сервизных кладовых, где располагались как фарфоровые сервизы, так и посудные формы из фаянса, стекла, серебра, бронзы и прочих материалов, а также скульптурные настольные украшения. 


Ведущее место на выставке занимают уникальные сервизы, созданные на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге с момента основания первого российского производства фарфора в 1744 году при императрице Елизавете Петровне до времени императора Николая II.

Создание сервизных ансамблей было связано с именами и личными вкусами императорской семьи и ее ближайшего окружения, выдающимися личностями, а также памятными событиями и дипломатическими дарами. Сервизы приобретались для нужд Двора или поступали в качестве поднесений императорам. Монограммы владельцев и геральдические изображения воссоздают специфику государственных и частных заказов. Собрание Государственного Эрмитажа позволяет проследить историю создания и бытования сервизов; стилистическую эволюцию форм, пластического и живописного декора; развитие и технологические достижения керамической промышленности. 

Раздел зимнедворских сервизов составляют русские фарфоровые комплексы второй половины XVIII-начала XX века: Собственные сервизы императрицы Елизаветы Петровны (1750-1760-е), Кабинетский (1793-1801) и Юсуповский (1798), сервизы времен Екатерины II и Павла I, Готический сервиз (1832) периода царствования Николая I, Банкетный столовый и десертный сервиз великого князя Александра Николаевича (1841), Александринский Бирюзовый сервиз (1899-1902), созданный при Николае II

Особое место занимают знаменитые русские Орденские сервизы производства завода Гарднера, используемые на праздниках в честь кавалеров четырех высших государственных наград. К ним относятся четыре фарфоровых комплекса из коллекции Государственного Эрмитажа: Георгиевский (1777-1778), Андреевский (1778-1780), Александровский (1778-1780), Владимирский (1783-1785). Каждый из ансамблей украшают орденские знаки, звезды и ленты соответствующих государственных наград. Фарфоровые сервизы предназначались для торжественных приемов кавалеров в Зимнем дворце. 

Парадные сервизы, созданные на Императорском фарфоровом заводе по особым случаям, являлись важным государственным заказом. В дни восшествия на престол царствующего монарха во время коронационных обедов использовался фарфор, украшенный изображениями российских двуглавых орлов. Среди экспонатов выставки первый Коронационный сервиз, исполненный на петербургском заводе в 1826 году к торжествам в Москве, приуроченным к восшествию на престол Николая I.

Демонстрируются и русские сервизы для иных дворцов: Большого Петергофского, Гатчинского, Павловского, Ропшинского, Красносельского, Царскосельского, Михайловского, Аничкова и других. Выразительными образцами этого раздела являются декоративные композиции из Гербового (1827) и Золотого (1828) сервизов с роскошными скульптурными украшениями из Государственного музея-заповедника «Павловск». 

Принципиальное значение в раскрытии темы выставки представляют четыре реконструкции накрытых столов, где представлены, следуя хронологии, предметы: Арабескового сервиза со скульптурными украшениями (1784) из собрания Государственного Русского музея; Русского (Гурьевского) сервиза (1809-1816) из Государственного музея-заповедника «Петергоф»; Кремлевского сервиза (1837-1838) из Музеев Московского Кремля; Берлинского сервиза, подаренного германским императором Вильгельмом II к бракосочетанию российского императора Николая II (1894) из коллекции Государственного Эрмитажа. Роскошные ансамбли позволяют сравнить принятые при Императорском дворе сервировки: «французскую» второй половины XVIII века и «русскую» XIX столетия. Прежде всего, это иллюстрируют выдающиеся ансамбли отечественного фарфора: Арабесковый сервиз и Гурьевский сервиз. Разработка первого из них связана с творчеством французского скульптора Ж. Д. Рашетта, второго - с деятельностью русского мастера С. С. Пименова. Изначально эти ансамбли украшали пышные застолья в Зимнем дворце. Для Высочайших приемов в Большом Кремлевском дворце в Москве предназначался Кремлевский сервиз, созданный на Императорском фарфоровом заводе по проекту русского художника и археолога Ф. Г. Солнцева, эффектно отразившего в искусстве отечественного фарфора мотивы декора древнерусских памятников и государственных символов России. Сервиз, подаренный Вильгельмом из коллекции Государственного Эрмитажа, созданный на берлинской фарфоровой мануфактуре, являлся последним большим ансамблем, поступившим в Сервизную кладовую Зимнего дворца. 

Особое значение в контексте выставки имеют изделия восточного производства, а также ряд уникальных памятников европейского искусства из собрания Государственного Эрмитажа. Среди них великолепные сервизы XVIII столетия: Венский с гербом (около 1730-1735), Андреевский (1744-1745), Берлинский десертный (1770-1772), Сервиз с зеленой лягушкой и архитектурными видами Англии (1773-1774), Сервиз с камеями (1778-1779), которые первыми «обживали» Сервизную кладовую Зимнего дворца. Здесь же показаны изделия русской работы – так называемые «доделки», которые демонстрируют практику отечественных дополнений к выдающимся зарубежным ансамблям. Предметы, созданные взамен утраченных, изготавливались как на самом петербургском производстве, так и на частных мануфактурах, в том числе на фарфоровом заводе братьев Корниловых. На примере севрского Сервиза с камеями демонстрируется посуда «позабытых» форм и назначений, а именно тех предметов дворцовой сервировки, которые, появившись в XVIII веке, в следующем столетии исчезли из обихода. Среди них пладеменажи; бутылочные, ликерные, рюмочные передачи; мороженицы и чашечки для десертов; компотьеры; геридоны и другие изделия. 

Картину императорских трапез, рассматриваемых как особое церемониальное явление при Российском Дворе, дополняют ливрейные костюмы, предметы мебели, скатерти, салфетки, меню. Среди экспонатов представлена печатная графика, акварели, книги, фотографии с изображениями событий дворцовых торжеств.

В Сервизных кладовых вещи хранились не только как предметы быта, но и как произведения искусства, со временем приобретающие все бóльшую ценность. Показательна также преемственность старинных кладовых и современных хранилищ (фондов), в которых сберегаются экспонаты. Выставка дает уникальную возможность ознакомиться с коллекциями, хранящимися в ныне существующих, уже музейных «сервизных кладовых».

С классическим наследием искусства сервизных ансамблей и настольных украшений связаны работы художников современного «Императорского фарфорового завода». С середины XVIII века и до наших дней изготовление сервизных предметов остается традиционным направлением в деятельности петербургского фарфорового завода. В рамках настоящего проекта современным мастерам была предложена творческая программа по созданию художественного образа современного парадного сервиза. Собственные идеи в тематическом контексте выставки воплотили в жизнь мастера русского фарфора: Галина Белаш, Инна Олевская, Нелли Петрова, Сергей Русаков, Анна Трофимова, Татьяна Чапургина, чьи работы представлены на выставке в Западине Восточной галереи Зимнего дворца. Созданные в единственном экземпляре произведения иллюстрируют развитие неисчерпаемой темы создания сервизных ансамблей и настольных украшений.

На Рождественской выставке Императорский фарфоровый завод передает Государственному Эрмитажу традиционный дар. В этот раз им станет декоративное украшение художника Анны Трофимовой, названное созвучно выставке «Хранители Сервизных кладовых». 

Фоторепортаж с открытия выставки смотрите здесь: https://goo.gl/photos/TFfCyM29qEEgG87c9

Выставка подготовлена Отделом истории русской культуры (ОИРК) Государственного Эрмитажа (заведующий Вячеслав Анатольевич Федоров) при участии других отделов Государственного Эрмитажа. Автор концепции, куратор выставки и координатор проекта - старший научный сотрудник ОИРК, кандидат искусствоведения Ирина Радиковна Багдасарова. 

К выставке издательством Государственного Эрмитажа выпущены научный иллюстрированный каталог «Из сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII - начала XX века» (2016) и брошюра с одноименным названием. Каталог предваряет вступительное слово М.Б. Пиотровского, Генерального директора Государственного Эрмитажа - «Сервизные кладовые истории». Авторы статей: И.Р. Багдасарова, Я.Э. Виленский, Л.В. Ляхова (Государственный Эрмитаж); Т.Н. Носович (ГМЗ «Петергоф»), И.В. Горбатова (Музеи Московского Кремля), Г.В. Цветкова (АО «Императорский Фарфоровый Завод»).

Также к выставке подготовлен фильм, рассказывающий о традициях убранства Высочайших столов, и о том, как с течением времени менялись правила сервировки дворцовых банкетов. Включенные в фильм живописные и графические работы, на которых запечатлены роскошные трапезы в дворцовых интерьерах, фотографии реконструкций накрытых столов, праздничные меню и костюмы придворнослужителей, помогают представить атмосферу торжественных застолий при русском Дворе:

Выставка очень большая и расположена в нескольких залах Зимнего дворца. У всех посетителей выставки есть возможность на входе в первый зал получить специально изданную листовку с указанием залов, где расположены части экспозиции. Генеральный спонсор выставки - банк ВТБ: http://www.vtb.ru/ 


Выставка в Государственном Эрмитаже будет работать до 20 марта 2017 года.

 

 

 

 

 

Благодарим за предоставленнные материалы и фотографии – пресс-службу Государственного Эрмитажа: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/2016/fromservicestorages/?lng=ru

Использованы также фотографии - Елены Тарасенко  и  Наталии Кириловой.


Архив новостей | Подписаться на RSS