В Эрмитаже - новая постоянная экспозиция «Культура и быт Древней Руси и Московского царства IX–XVII веков».
2017-01-169 декабря 2016 года, в Дни Эрмитажа, в Зимнем дворце открылась новая постоянная экспозиция Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа - «Культура и быт Древней Руси и Московского царства IX–XVII веков».
Экспозицию открыл Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский:
«В День Святого Георгия, в Дни Эрмитажа, мы традиционно открываем новые постоянные экспозиции. Нас часто упрекали, что мы не уделяем внимания допетровской Руси. Сейчас мы этот грех исправляем и открываем выставку, посвященную Древней Руси и Московскому царству. Раздел экспозиции для Эрмитажа очень важный, очень существенный, который долгое время был закрыт. У всех экспонатов блестящее замечательное происхождение, все они найдены и изучены сотрудниками Эрмитажа и теперь все смогут ими любоваться, смотреть и изучать» - отметил Михаил Борисович.
Михаил Борисович Пиотровский поблагодарил за прекрасно подготовленную выставку сотрудников Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа и кратко рассказал про экспозицию и то, что представлено на этой выставке.
Экспонаты, представленные на выставке, происходят из материалов археологических раскопок древнерусских городов, сельских поселений и погребений, частных коллекций, поступивших в Эрмитаж в разное время.
Экспозиция первого зала характеризует материальную и духовную культуру сельского населения Древней Руси X–XIV веков, основу быта которого составляли примитивное земледелие и скотоводство, охота, рыболовство и собирательство. С рождения до смерти их окружали простые и жизненно необходимые предметы из железа, дерева, глины, кости, кожи и меха. Изготовленные из железа орудия труда, инструменты, оружие принадлежали мужской субкультуре: ножи, топоры, сошники, косы, серпы, огнива для высекания огня, рыболовные крюки и остроги, которыми били крупную рыбу, наконечники стрел.
Жизнь женщины в этом суровом мире проходила между полем и «бабьим углом» в избе. В погребениях женщин из сельских общин Древней Руси археологи обнаружили металлические - бронзовые и серебряные - украшения богатых уборов: шейные обручи-гривны, браслеты, перстни, застежки-фибулы, иногда головные венчики-очелья. Незамысловатые по форме, эти украшения весьма эффектно смотрелись на фоне ярких тканей костюма и в сложных комплексах головных уборов.
Во втором зале показано вооружение представителей древнерусской знати, которые добывали свое достояние на полях брани. Предметы вооружения происходят из раскопок погребений и поселений X–XIII веков. Среди экспонатов - мечи, копья, боевые топоры, кистени, щиты, кольчуга. Соратники первых древнерусских князей в IX-X веках рубились мечами, клинки которых ковали в знаменитых мастерских на Рейне.
В XII–XIII веках меняются и набор вооружения, и типы украшений. Мечи становятся легче; получают распространение сабли - оружие кочевников; воины чаще выступают в конном строю, широко используются стремена и шпоры. Кольчуги по-прежнему надежны - в плетении мелких железных колец древнерусские мастера не знали себе равных в Европе, такова кольчуга из Райковецкого городища. Оружием ближнего боя, причем не только на полях сражений, но и в нередких внутриобщинных столкновениях, оставались булавы и кистени, изготовленные из дерева, камня или металла. Представленное в зале древнерусское вооружение этого периода происходит из материалов археологических раскопок городов, уничтоженных в 1237–1241 годах монголами.
Следующий раздел экспозиции посвящен культуре древнерусского города. В витринах представлены памятники из Новгорода, Пскова, Киева, Изяславля, Москвы, Углича, Новогрудки на Немане. Часть экспонатов, датируемых XIV–XV веками - последним периодом развития городов Древней Руси и первым периодом развития городов Московского царства, - попало в фонды Эрмитажа из частных коллекций и ризниц приходских храмов и монастырей. Материалы раскопок городов стали для археологов и историков основным источником познания культуры Древней Руси X–XIII веков.
Культура древнерусского города демонстрирует поразительное единство материальной составляющей: на огромных территориях бытовали одни и те же типы керамики, орудий труда и предметов вооружения, украшений, предметов культа и детских игрушек.
Бóльшая часть предметов, характеризующих городскую повседневность X–XIII веков, найдена археологами на территории улиц жилой застройки, сформированной городскими дворами. Зажиточные горожане и знать пользовались бытовыми предметами, изготовленными мастерами высокой квалификации, например, псковскими ножами с костяными рукоятями, украшенными тонким орнаментом, или новгородскими костяными ложками. Среди женских украшений XII–XIV веков - стеклянные браслеты, перстни, бусы из стекла и полудрагоценных камней, дорогие серебряные изделия, колты и рясны с чернью, украшения из медных сплавов, подвески и булавки. Одну из многочисленных групп находок в древнерусских городах образуют разнообразные предметы культа: металлические, каменные, янтарные крестики-тельники разных типов, литые кресты-энколпионы с вложенными реликвиями, каменные и бронзовые иконки с изображениями наиболее чтимых святых. В XV веке широкое распространение получают иконки из дерева и кости, в том числе и мамонтовой, сохранились и деревянные кресты этого периода. Особая группа находок - детские игрушки из разных материалов: лодочки из сосновой коры из Пскова, глиняные фигурки животных и свистульки из Москвы, костяная «брунчалка» (кость с дырочкой, издающая жужжание при вращении на шнурке) из Углича. Игрушки производили на месте или привозили из далеких и соседних стран, как например фигурку «карнавального короля».
В большинстве древнерусских городов обнаружены предметы, которые признаются «импортом». Из Изяславля происходит группа западноевропейских и византийских изделий второй половины XII века: бронзовая кадильница-кацея, серебряный реликварий с мощами святого Стефана, бронзовое блюдо и паломническая иконка. В Новогрудке на Немане - первой столице Великого княжества Литовского и русского - обнаружены стеклянные сосуды из Византии, Западной Европы и Ближнего Востока, среди которых так называемый Кубок святой Ядвиги, датируемый XIII веком. В XIII–XIV веках в русские города во множестве поступают предметы из Золотой Орды, прежде всего высококачественная поливная керамика среднеазиатской традиции.
Основу экспозиции следующего зала составляют памятники XVII века, относящиеся к Московскому царству. Период становления Москвы совпал со временем монгольского ига, вассалитета от Золотой Орды (1242–1480). С начала XIV века московские князья, оставаясь вассалами ханов, начинают «собирать» под свою власть сопредельные территории. К концу XV века этот процесс завершился созданием большого централизованного государства, глава которого, великий князь Московский, стал не только суверенным правителем, но и неограниченным монархом, царем. Особое значение для утверждения власти московских правителей имело падение в 1453 году Константинополя: Москва становится столицей единственного в мире суверенного православного государства и устанавливает оживленные и прочные культурные связи с Западной Европой и странами Востока. В 1547 году великий князь московский Иван IV Васильевич официально принял царский титул и начал экспансию против восточных и западных соседей. В начале XVII века, после пресечения правящей династии Рюриковичей, Московское царство пережило Смутное время, завершившееся воцарением новой династии Романовых. XVII век - последний век Московского царства - стал столетием непрекращающихся войн и мятежей.
В зале представлено оружие, являвшееся надежной опорой царской власти - стрелецкие бердыши, пищали, сабли и пистолеты дворянской конницы, солдатских полков, полков «иноземного строя» и казаков на государевой службе. Однако не только оружием утверждалось Московское царство, но и пером многочисленной бюрократии, потому дополняют экспозицию письменные принадлежности, необходимые в государственном делопроизводстве - чернильницы разных типов - портативные, удобные в использовании на улицах и площадях, и стационарные чернильные приборы с затейливыми орнаментами ярких эмалей.
Выставка включает художественные изделия с утилитарными функциями - парадную посуду из серебра и меди: ковши, чарки, братины, являвшиеся предметом гордости своих владельцев; сосуды из экзотических материалов - братины из оникса и кокосового ореха; расписной эмали чаши, ножи и вилки с черенками; ларцы, изготовленные из дерева и металла, как скромно, так и богато украшенные. В витринах можно увидеть шкатулки и емкости для косметики, которыми пользовались хозяйки богатых московских домов, выполненные в технике расписной эмали, среди которых - круглая коробочка с изображением девушки, наносящей на лицо румяна; женские украшения - серьги, покрытые эмалью, с разноцветными бусинами, широкие запястья, различные застежки.
Яркость, красочность, пышность орнаментов с мотивами и прямыми заимствованиями из западноевропейского стиля барокко, расцвечивающая мир окружающих человека вещей, утверждала торжество воскресшего после Смуты Московского царства как единственной в мире суверенной православной державы, преемницы канувшей в небытие Византии. В повседневной жизни яркость и многоцветье психологически компенсировали нарастающую тревожность XVII века, который современники не зря прозвали бунташным. В конце столетия Московское царство этой яркостью и пышностью завершило культурную традицию, начатую Древней Русью в далеком IX веке.
Фоторепортаж с открытия выставки смотрите здесь: https://goo.gl/photos/jziJ9yZHRJN2LSM57
Экспозиция подготовлена сотрудниками Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, под руководством Вячеслава Анатольевича Федорова, которые принимали участие в открытие выставки. Куратор выставки - Сергей Владимирович Томсинский, ведущий научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.
Использованы материалы и фотографии - пресс-службы Эрмитажа
Видео и фото с открытия выставки - Наталии Кириловой.
Архив новостей | Подписаться на RSS