Новости

Накануне Рождества: Рождественский сочельник.

2018-01-06

6 января 2018 года православные всего мира празднуют Навечерие Рождества Христова или - Рождественский сочельник.

Навечерие Рождества Христова, или - Рождественский сочельник. Канун (Навечерие) Рождества Христова преисполнен особенного трепетного ожидания пришествия в мир Спасителя. Этого ждут все: небо, земля, тварь, наши сердца. И вот возгорается звезда, и за ней устремляются ведомые ею мудрецы-волхвы. Раздается ангельское пение, и ему внимают пастухи. А ныне в этот день звучат песнопения во время часов, которые принято называть Царскими (на них в Византии обязательно присутствовал царь-император). Наряду с ветхозаветными пророчествами о Рождестве Христовом на них впервые звучат слова евангельского повествования об этом великом событии - первый луч благой вести о Рождестве Христовом.

Накануне рождественских праздников я прошла по Большой и Малой Ордынке: смотрела игрушки на рождественском базаре, любовалась соборами и церквями: так, белый храм и колокольня, - Храм Святителя Николая в Пыжах - православный храм Москворецкого благочиния Московской епархии; памятник архитектуры XVII века. Храм расположен в районе Замоскворечье Москвы по адресу: улица Большая Ордынка, № 27/6. Стоит между Большой и Малой Ордынкой;

дальше заглянула во двор Марфо-Мариинской обители - ставропигиальный женский монастырь Русской православной церкви с особым укладом жизни, восходящим к основательнице обители великой княгине преподобномученице Елисавете Фёдоровне. Располагается в Москве на улице Большой Ордынке. Обитель основана в 1909 году;

зашла и поставила свечи в удивительном, красивом, красном храме – «Храм священомученика Климента папы Римского в Замоскворечье».

В Рождественский сочельник благочестивые верующие вообще не вкушают пищи, а к десяти часам вечера идут в храм, где и встречают праздник Рождества. Лишь при появлении первой звезды - символа звезды Вифлеемской - можно отведать сочиво (постное блюдо, представляющее собой пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами). Отсюда и название этого дня - сочельник. Сам праздник Рождества, по учению Церкви, символизирует торжество примирения человека с Богом, предвозвещает искупительный подвиг Иисуса Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей. День самого строгого поста - канун праздника Рождества Христова, именуемый Навечерием Рождества или Рождественским сочельником. 

В наше время многие  почему-то думают, что Навечерие (Сочельник) начинается вечером, когда они приходят на Рождественскую службу. На самом деле служба Навечерия начинается утром 6 января и заканчивается где-то после полудня. До революции считалось обязательным ходить на эту службу, ведь без Сочельника какое Рождество? Служба Навечерия Рождества совершается по тому же образцу, что и Навечерие Крещения Господня. Это вызвано тем, что в глубокой древности Рождество Христово праздновалось вместе с Богоявлением (Крещением). Вспоминалось в целом явление Бога во плоти, откровение во Христе и через Христа Божественной благодати. Ныне два великих праздника разделяют двенадцать дней, но их кануны остаются прежними. Издревле в Навечерии Рождества и Крещения совершаются Царские Часы. Называются они так потому, что греческие императоры, а впоследствии и русские, всегда присутствовали на них и во время этих часов возглашались многолетия царям. Но основное содержание Царских Часов - это пение псалмов, тропарей, кондаков, которые рассказывают или пророчествуют о евангельских событиях.

В праздничное Навечерие служатся все часы (1,3,9) друг за другом. Итак, утром вы входите в храм и видите, что Царские врата открыты. Это значит, что начинаются Царские Часы. Посреди храма на аналое лежит раскрытое Евангелие в ознаменование того, что Господь пришел на землю для спасения всех народов. Священник начинает каждение храма и прихожан, и этим вспоминаются ливан и смирна, принесенные восточными волхвами новорожденному Царю Иудейскому. Затем следует Вечерня в соединении с Литургией. Во время Вечерни читается множество паремий, подобранных применительно к Великому празднику. В чтении паремий приоткрывается тайна Превечного Совета Божиего о спасении людей, торжественное исполнение тропарей, возвещающих об истинном этого Совета. Эта торжественная служба наполняет души молящихся благоговейным предчувствием приближающегося великого события. В Навечерие Рождества Христова после отпуста Вечерни и Литургии совершается чин «славления». На середину храма выносится свеча, знаменующая звезду, явившуюся в Вифлееме. Перед ней священнослужители и певцы впервые поют «велегласно» тропарь и кондак праздника. В песнопениях богослужений праздника Святая Церковь называет Рождество Христово тайной, явленной Богом человекам в воплощении Сына Божия, ибо днесь Бог на землю прииде и человек на Небеса взыде.

Когда приходишь в новый храм (для себя - новый), то всегда хочешь узнать историю храма, итак - немного про храм «Храм священомученика Климента папы Римского в Замоскворечье».

Существующая церковь создавалась в несколько этапов. Трапезная и невысокая колокольня построены в 1756-1758 годах, они типичны для московской архитектуры середины XVIII века. Основное здание церкви возводилось с 1762 по 1770 годы и демонстрирует явное влияние петербургской архитектуры елизаветинского времени. Это единственный пятиглавый храм эпохи барокко в Москве, тогда как в Санкт-Петербурге пятиглавые церкви возводились с первых лет царствования Елизаветы Петровны. Особенно замечательны интерьеры церкви с пятью великолепными золочеными иконостасами. Возле церкви сохранилась часть первоначальной ограды с металлическими решетками изящного рисунка. Входной павильон в сквер у восточной части храма был снесен в 1930-х годах и восстановлен уже в наше время. Храм является неповторимым и удивительным памятником церковной архитектуры. Храм пережил пожар Москвы 1812 года, войны и революции, сохранив подлинные интерьеры XVIII века, чудом дошедшие до нашего времени. 

Храм стал форпостом при освобождении Первопрестольной столицы от иноземных интервентов в период Смутного времени. Сражение 24 августа 1612 года у Климентовского острожка стало тогда для России символом «крепкостоятельства» и мужества православных воинов. Именно у Свято-Климентовской церкви началось освобождение Москвы от польсколитовских захватчиков, здесь, по небесной молитве замученного в феврале 1612 года Всероссийского патриарха Гермогена, произошел перелом в ходе баталий, решавших судьбу государства Российского.   Известно, что храм во Имя священномученика Климента, особо почитавшегося в Древней Руси, уже существовал в XVI веке, а во второй половине XVII века вплотную к нему была пристроена церковь во имя иконы Божией Матери «Знамение». 

Современный облик храм приобрел в середине XVIII века, начало его строительства было связано с восшествием на престол Императрицы Елизаветы Петровны, совпавшим с Днем памяти священномучеников Климента папы Римского и Петра архиепископа Александрийского. Храм был построен с поистине дворцовым великолепием: использование стилей барокко и рококо как во внешнем облике храма, так и в интерьерах, придает ему особую торжественность. 

Храм шестипрестольный: главный престол - Преображения Господня (осв. в 1770 г.), приделы-Вознесения Господня (осв. в 1774 г.), Рождества Пресвятой Богородицы, икон Божией Матери «Знамение» и «Неопалимая Купина», святителя Николая Чудотворца. В одноэтажной трапезной приделы - священномученика Климента, Папы Римского и святителя Петра Александрийского. Внутри сохранились семиярусный иконостас (XVIII в.) с многочисленной деревянной резьбой,  украшенный деревянными скульптурами  и частично внутреннее убранство. Иконостас выдержан в стиле позднего барокко-рококо. 

Автор «Краткого исторического описания московской Климентовской, что на Пятницкой улице, церкви» отметил, что «сражение при Климентовском острожке было как бы зерном спасения Москвы и России», а сам храм, как свидетель этого важного события, приобрел «особое историческое значение для Отечества». Таким образом, священномученика Климента Римского, наравне с чудотворной Казанской иконой Божией Матери, можно считать Небесным заступником русской армии. До храма нынешнего стоял храм XVI века, одна стена которого сохранилась при строительстве нового храма  в ХVIII  веке до настоящего времени. Сохранившаяся в память древнего храма  стена говорит о том, что здесь храм стоял несколько веков ранее 1612 года. Таким образом, история храма восходит к тем временам, когда святой Климент был также широко почитаем на Руси, как Святитель Николай сейчас. 

В 30-е годы ХХ века, согласно «революционным» планам реконструкции Москвы, на месте храма должен был быть разбит сквер. Благодаря вмешательству реставраторов П. Барановского и И. Грабаря, сталинский нарком Климент Ворошилов содействовал передаче здания храма для хранилища книг Ленинской библиотеки и таким образом спас храм от взыва.

20 марта 2005 года была отслужена первая после десятилетий забвения Божественная Литургия, что положило начало регулярным Богослужениям в Храме.  В конце 2008 года по благословению Патриарха и решению Правительства Москвы в храме начались масштабные реставрационные работы. В 2013 году все основные строительные и отделочные работы были завершены, и с этого времени Приход храма приступил к благоукрашению интерьеров и реставрации икон.

30 октября 2016 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в столичном храме священномученика Климента, папы Римского, в Замоскворечье. Храм священномученика Климента папы Римского является памятником архитектуры Федерального значения и включен в один из основных экскурсионных и паломнических маршрутов Золотого Кольца Москвы.

Более полная история храма опубликована на официальном сайте Храма и тем, кто интересуется историей Отечества, - рекомендуем к чтению: http://klement.ru/about-the-temple/the-history-of-the-church-in-the-name-of-the-priestmartyr-clement-pope-of-rome/

В храме находятся несколько древних икон и среди них - настоящий «раритет»: точная копия Туринской Плащаницы на холсте была принесена в храм 6 сентября 2014 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Святыня передана в дар храму архиепископом гор.Турина монс.Чезаре Нозилья.  

Фоторепортаж - смотрите здесь: https://photos.app.goo.gl/fUX5TSsOgZoOxg6F2

5 января 2018 года было опубликовано Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

«Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Рождества Христова: праздником рождения по плоти от Духа Святого и Пречистой Девы Марии Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Ныне мы призываем всех людей вместе с Церковью прославить Творца и Создателя словами: «Пойте Господеви вся земля» (ирмос 1-й песни канона Рождеству Христову). Любящий Свое творение Всеблагой Бог посылает Единородного Сына -  долгожданного Мессию, дабы Он совершил дело нашего спасения. Сын Божий, сущий в недре Отчем (Ин. 1:18), становится Сыном Человеческим и приходит в наш мир, чтобы избавить нас Своей кровью от греха и чтобы жало смерти больше не страшило человека.

Мы знаем, что поклонившиеся Христу волхвы принесли Ему дары. Какой же дар мы можем принести Божественному Учителю? Тот, о котором Он Сам нас просит: «Отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои» (Притч. 23:26). Что значит отдать сердце? Сердце - это символ жизни. Если оно перестает биться, человек умирает. Отдать сердце Богу - значит посвятить Ему свою жизнь. Это посвящение не требует от нас отречения от всего, что у нас есть. Мы призваны лишь удалить из сердца то, что мешает Божиему присутствию в нем. Когда все помышления заняты лишь собственным «я», когда в сердце нет места ближнему, тогда и Господу нет в нем места. Присутствие же ближнего в сердце зависит прежде всего от нашей способности переживать боль другого человека и откликаться на нее делами милосердия.

Господь требует от нас наблюдать пути Его. Наблюдать пути Божии - значит видеть Божественное присутствие в своей жизни и в человеческой истории: видеть проявления как Божественной любви, так и Его праведного гнева. Минувший год в жизни нашего народа был наполнен воспоминаниями о трагических событиях XX века и начавшихся гонениях на веру. Мы вспоминали подвиг новомучеников и исповедников, стойко засвидетельствовавших свою преданность Христу. Но даже в это грозное для страны время Господь явил нам Свою милость: после вынужденного двухсотлетнего перерыва было восстановлено Патриаршество в Русской земле, и Церковь в тяжелую годину испытаний обрела в лице святителя Тихона, избранного Предстоятелем, мудрого и мужественного пастыря, усердными молитвами которого пред престолом Всевышнего Творца наша Церковь и народ смогли пройти чрез горнило испытаний.

Сейчас мы переживаем особый период: скорби не ушли из мира, ежедневно мы слышим о войнах и о военных слухах (Мф. 24:6). Но сколько же любви Божией изливается на род людской! Мир существует вопреки силам зла, а человеческая любовь, семейные ценности - вопреки невероятным усилиям окончательно их разрушить, осквернить и извратить. Вера в Бога жива в сердцах большинства людей. А Церковь наша, несмотря на десятилетия гонений в недавнем прошлом и на запущенные механизмы подрыва ее авторитета в настоящем, была, остается и всегда будет местом встречи со Христом. Верим, что, пройдя через нынешние испытания, народы исторической Руси сохранят и обновят свое духовное единство, станут материально процветающими и социально благополучными.

Рождество Христово является центральным событием человеческой истории. Люди всегда искали Бога, но во всей возможной для нас полноте Создатель открыл Себя - Триединого Бога - роду человеческому только через воплощение Единородного Сына. Он приходит на грешную землю, дабы соделать людей достойными благоволения Отца Небесного и положить твердое основание мира, заповедав: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27). Да будет этот год для народа нашего, для народов исторической Руси и всех народов земли годом мирным и благополучным. Пусть родившийся в Вифлееме Богомладенец поможет нам обрести надежду, побеждающую страх, и через веру почувствовать силу преображающей человеческую жизнь Божественной любви».

Аминь.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ 

Рождество Христово 2017/2018 гг. Москва

С праздником Вас, православные! Мира и Любви Всем!!

 

 


Источники материаловhttp://www.patriarchia.ru

 http://klement.ru   (сайт Храма) http://pravoslavie.by  http://muar.ru/

Использованы фотографии Наталии Кириловой (Агентство «Вольный Остров») и http://pravoslavie.by/

Видео - Видеоканал официального сайта Московского Патриархата на Youtube.com


Архив новостей | Подписаться на RSS