Новости

«Трамвай, как хлеб им нужен был»

2018-05-27

13 апреля 2018 года в Санкт-Петербурге прошла Акция Памяти к 76-й годовщине пуска «Блокадного трамвая»: накануне 15 апреля - даты возобновления трамвайного движения в блокадном Ленинграде в 1942 году, - в Музее ГЭТ собрались ветераны, сотрудники Горэлектротранса, студенты УКК и школьники.

Почтить память трамвайщиков блокадного Ленинграда каждый год в Музей городского электрического транспорта приходят все поколения горожан. Их на веере Василеостровского парка встретили трамваи военной эпохи. Акция памяти началась с трамвайного звонка: с этим звоном они возвращались на линию в апреле 1942 года.

«Трамвай, как хлеб им нужен был» - строчка из стихотворения участника тех трагических событий Л.А. Сена, труженика Энергохозяйства, дала название постановке-посвящению учащихся школы № 543 Московского района. Этой литературной композицией ребята напомнили на встрече в Музее городского электрического транспорта о подвиге ленинградских трамвайщиков. Это - не пустые слова для Ленинграда: в блокадные годы трамвай был спасением.

В начале осени 1941 года немцы наступали на Ленинград. 8 сентября 1941 года они захватили город Шлиссельбург, замкнув тем самым кольцо блокады вокруг Ленинграда. К этому дню в городе находились 2,5 миллиона жителей. Город испытывал дефицит бензина, поэтому автобусы в блокаду быстро перевелись. А электричество пока еще было, и практически все перевозки пассажиров и грузов производились трамваями. В том числе - и сугубо военные перевозки.

На трамваях перевозили солдат к линии фронта, которая проходила всего в нескольких километрах от города, на трамваях и эвакуировали в городские госпитали раненых, для чего несколько обычных пассажирских вагонов были переоборудованы: в салонах сняли деревянные пассажирские скамьи и подвесили в два яруса клети для вставки носилок с лежачими. Трамваями доставляли рабочих на заводы (раньше эта функция лежала на ведомственных автобусах). На ряде предприятий для этого даже «перешили» заводскую узкоколейку под «трамвайный шаг» и соединили ее дополнительными ветками с городскими линиями. Трамваями и подвозили хлеб к магазинам. А в прифронтовой зоне, на случай прорыва врага, трамваи даже некоторое время ходили по привычным пассажирским маршрутам в сопровождении танков.

В период блокады в трамвайных парках и на линиях работали около четырех с половиной тысяч человек. Многие жили прямо на работе, поэтому в депо устраивались детские сады. В депо устраивали даже... бомбоубежища для трамваев, обложив бетонными плитами и мешками с песком большие ремонтные ангары. Работать вагоновожатым и сотрудникам депо приходилось по 18 часов в сутки. Многие маршруты  из-за бомбежек перешли на ночной режим движения - несмотря на комендантский час, надо было возить рабочих на Кировский завод и в ночную смену. Часто бывало, что, после того как человек приходил со смены, его просили снова выйти на работу - не было замены.

В декабре 1941 года движение электротранспорта в городе встало. Сразу после остановки электротранспорта в декабре 1941 года из-за нехватки электричества стало ясно, что без транспорта надежды мало на поддержание жизни в городе. Это понимали и сами трамвайщики, которые продолжали работать: восстанавливали вагоны, поддерживали в рабочем состоянии инфраструктуру. Ценой неимоверных усилий трамваи удалось запустить снова - 7 марта 1942 года на маршрут вышли грузовые трамваи, которые очищали город, предотвращая эпидемии - с этого времени началось восстановление разрушенных бомбами и снарядами путей. . 15 апреля сумели запустить пассажирские трамваи на 5 пассажирских маршрутах.

18 ноября 1942 года были пущены трамваи еще по пяти маршрутам, в 1943 году ленинградцы могли воспользоваться уже 13 маршрутами, а концу года число маршрутов увеличилось до 20. Но и после этого кондукторы и вагоновожатые, а также их пассажиры ездили с ежедневным риском, так как немцы, несмотря на прорыв блокады Ленинграда, продолжали обстреливать город, Так, 30 июня 1942 года на Международном (ныне -Московском) проспекте снарядом разбило двухвагонный поезд. 22 человека ранено, убито. 17 апреля 1943 года снаряд попал в трамвай, стоявший на остановке на Загородном проспекте. Пострадали десятки пассажиров. 8 августа 1943 года на Невском проспекте осколками снаряда, разорвавшегося на остановке, убило 12 и ранило 43 человека, в этот же день около площади Искусств снаряд попал в вагон - 23 пассажира погибло. 4 января 1944 года на углу Лесного проспекта и Нижегородской улицы снаряд попал в переполненный пассажирами трамвай. Убито 82 человека, более 90 пассажиров получили ранения. Лишь после операции Январский гром Ленинград начал залечивать раны. Одновременно с грохотом салюта в честь снятия осады 27 января 1943 года над Невой плыл серебряный перелив трамвайных звонков: звонили все вагоновожатые на маршрутах центральной части города...

За годы блокады трамвайному хозяйству Ленинграда был нанесен огромный ущерб. В ряды Красной Армии ушло около 4,5 тысяч рабочих и служащих ТТУ, многие из которых так и не вернулись. В самом Ленинграде 57 работников городского трамвая погибли или умерли от ран на рабочих местах при обстрелах, 211 - ранены или контужены. Количество умерших от голода историки уточняют по сей день. Враг полностью разрушил 2 подстанции, 25 зданий служб. Потери в подвижном составе: 1065 трамваев повреждены бомбами и артиллерией, 153 вагона полностью уничтожены. 13% путевых линий были выведены из строя. Однако ленинградское трамвайное хозяйство было в общем виде восстановлено уже к маю 1945 года - ко Дню Победы.

«Я не знаю, как бы развернулись события военных лет, если бы 76 лет назад не было этих трамвайных звонков, - обратился к участникам «Акции памяти» заместитель председателя Комитета по транспорту Владимир Реунов. - То, что происходило - это была великая трагедия нашего народа. И сейчас, вспоминая о тех исторических днях, мы говорим о том, что восстановление трамвайного движения, первый звонок трамвая после почти девяноста дней Блокады, вселяли надежду в людей и уверенность в будущей Победе».

«Мы каждый год отмечаем памятную блокадную дату, потому что трамвай - это значительно больше, чем просто общественный транспорт. Это Победа нашего народа, его надежда и совесть, это идеология нашего города, - подчеркнул директор СПб ГУП «Горэлектротранс» Василий Остряков. - Мы чтим традиции, среди которых - доброжелательность, надёжность нашего транспорта, любовь его работников к людям и любовь к трамваю у жителей и гостей города. Когда мы встречаем трамвай - неважно, поздней ли ночью, ранним утром или среди дневного потока машин, - наверняка, у каждого возникает чувство спокойствия. Ощущение, что всё будет хорошо, всё будет надёжно. Потому что трамвай - очень мирный, очень позитивный вид транспорта. И в нашем городе он продолжает развиваться».

Житель блокадного Ленинграда, кондуктор Трамвайного парка № 1 Валентин Кузьминский прочёл участникам «Акции памяти» фрагмент дневника своей сестры, который Галина Григорьевна вела в осаждённом городе 12-летней девочкой и добавил:

«Я привёл эти слова живого свидетеля тех событий, потому что они происходили как раз в то самое время, когда трамвайщики 1-го трамвайного парка, в котором я работаю сейчас, восстанавливали трамвайные вагоны, вынимали искорёженные рельсы, заменяли их новыми, тянули провода. 7 марта 1942 года из ворот нашего парка вышел первый грузовой трамвай. А 8 марта состоялся общегородской субботник по расчистке города, и в этом субботнике участвовала моя мама».

К памятной дате музей подготовил новую выставку: на ней впервые широкой публике были представлены газеты блокадного города: впервые публика на выставке сможет увидеть газеты блокадного города, в которых опубликованы большие статьи о Трамвайно-троллейбусном управлении Ленинграда. Кроме газет, горожане увидят и другие экспонаты: осколок снаряда, попавшего на территорию Василеостровского парка, хлебные карточки, фронтовые письма и масштабные модели блокадных трамваев.

«Трамвай, как хлеб, им нужен был» - Память о Блокаде и о жизненной необходимости трамвая в те страшные дни для ленинградцев приближает нас сегодня к пониманию, как удавалось трамвайщикам, рискуя жизнью, под бомбами и артобстрелами, ремонтировать километры оборванной контактной сети, покореженных рельсов, в рекордные сроки прокладывать новые пути. А восстанавливать пассажирское движение трамвайщикам помогали сами жители города.  Это в наши дни «Блокадный трамвай» стал символом, символом Победы, а для голодного, холодного и обстреливаемого Ленинграда трамвай был спасением, возможностью выжить.

В память об этих событиях и о роли «Блокадного трамвая», 13 апреля, в Петербурге на маршрут вышли те самые блокадные трамваи. Вагоны прошли по маршруту от Музея городского электротранспорта до станции метро «Горьковская» - через Средний проспект В. О., - Тучков мост, - проспекты Добролюбова и Кронверкский.

К мемориальной доске в честь подвига ленинградцев возложили цветы…

И покачиваясь на деревянных скамьях «Блокадного трамвая», я невольно вспомнила строки из стихотворения Веры Имбер  «Трамвай идет на фронт»: «Холодный, цвета стали,/Суровый горизонт... 

Трамвай идет к заставе,/Трамвай идет на фронт. 
Фанера вместо стекол,/Но это ничего, 
И граждане потоком/Вливаются в него…»

 

Вечная ПАМЯТЬ погибшим, но не сломленным ленинградцам! СЛАВА ГЕРОЯМ!

 

 

 

 

 

 

Благодарим за предоставленные материалы и фотографии - пресс-службу СПб ГУП «Горэлектротранс»

http://www.electrotrans.spb.ru/novosti/2018/1326_tramvay_kak_hleb_im_nuzhen_bil_akciya_pamyati_k_76y_godovschine_puska_blokadnogo_tramvaya

Использованы также материалы сайта - БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК: https://polkrf.ru/news/1557/leningradskiy_tramvay_hronika_nezametnogo_podviga


Архив новостей | Подписаться на RSS