Эрмитаж на ПМЭФ-2018: «Инновация как художественный прием»
2018-06-0624 мая 2018 года в Манеже Малого Эрмитажа состоялся пресс-показ выставки «Инновация как художественный прием». Экспозиция, организованная в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», стал частью культурной программы Петербургского экономического форума.
Выставка рассказывает об инновационных технологиях и их взаимодействии с современным искусством. Здесь представлены проекты художников, работающих с технологическим искусством, форматом Art&Science, искусственным интеллектом, генеративным искусством и другими актуальными практиками.
Например, Кевин Абош использует в качестве инструментов собственную кровь и запись кодов в блокчейне. Дмитрий Каварга сконструировал объект, который способен переводить концептуальный текст в цветовую палитру: рядом с объектом расположены разные тексты. Зритель может взять страницу и показать ее объекту через камеру. Объект анализирует информацию, распознавая в теле текста ряд лексических, морфологических и образных характеристик:
Выявленные закономерности текста перенаправляются компьютером в соответствующие программные каналы, которые активизируют двигательные функции объекта с применением краски разных цветов.
Миша Most представил полотно, нарисованное дроном по эскизу художника. В аудиовизуальном перформансе Stain осмыслено понятие дискретности. А инсталляция арт-группы «Куда бегут собаки» заставит пережить чувство тревоги и страха перед будущим.
«С одной стороны, это необычная выставка, с другой стороны, она укладывается в наш эрмитажный выставочный залп. Эрмитаж - энциклопедический музей, поэтому у нас одновременно открываются совершенно разные выставки: Арте Повера, выставка Кабаковых, живопись Михая Мункачи… По нашей задумке сверхновое искусство показано рядом с археологической выставкой, посвященной лангобардам. Сегодня мы представляем совсем современное искусство, которое трудно описать - еще труднее, чем описать искусство традиционное» - рассказал на открытии выставки Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа.
«Впереди - успехи и поражения, скоростные дороги и горные виражи. Но главное, чему учит эта выставка - блокчейн становится искусством только, если его адреса написаны кровью их создателя, а графеновые чернила приобретают особый смысл, когда автор владеет еще и чудом китайской туши» - отметил Михаил Пиотровский, Генеральный директор Государственного Эрмитажа, размышляя о взаимодействии инновационных технологий и искусства.
Выставку журналистам представили ее кураторы - Виктория Кондрашова, руководитель компании RDI.Creative, и Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа. Также на пресс-показе присутствовали художники, чьи работы вошли в экспозицию.
Виктория Кондрашова, CEO, компания RDI.Creative: «Художники всегда остро чувствуют перемены в обществе и мире и реагируют на них, они могут «приручить» инновации и «одомашнить» технологии. Отвечая на вопросы и вызовы времени, художники используют инновационные технологические решения в качестве инструмента, техники и источника этической рефлексии, создавая поле для коммуникации со зрителем.
На выставке художники, работающие с инновационным языком, представят работы, в которых исследуется взаимосвязь художественного мышления, новых физических материалов и технологических процессов».
Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, руководитель Проекта «Эрмитаж 20/21»: «Название выставки восходит к программной статье Виктора Шкловского «Искусство как приём», опубликованной сто лет назад. В ней были сформулированы ключевые для русского формализма термины приём, отстранение и автоматизация. Как изменилась художественная ситуация за столетие и какие термины следует нам взять на вооружение сегодня? Выставка призвана поставить этот вопрос».
На экспозиции впервые показаны коллаборации художников и научных лабораторий. Совместный проект Дмитрия Гутова и Российского квантового центра даст посетителям выставки возможность почувствовать себя ультрахолодным атомом внутри квантового симулятора.
Художник Павел Пепперштейн представил коллаборацию с центром высоких технологий «ХимРар».
Автор звукового сопровождения - Никита Василенко. Шлемы, изображенные в серии, это - инструмент визуализации образов, считывания сигналов мозга, перевода их во внешнюю реальность. И одновременно это фантазия на темы моды будущего - кодифицированные головные уборы, маркирующие принадлежность их владельцев к неким новым кастам, новой иерархии как отражение потенциальных изменений в социальной структуре, продиктованных развитием технологий.
Серия рисунков вдохновлена разработками научно-технологической инициативы «НейроНет», где проводятся исследования в направлении биотехнологий, сращивания технологических структур с человеческим организмом, в частности - визуализация сигналов мозга. Такие разработки применяются прежде всего для людей, которые лишены возможности говорить вследствие болезни. В дальнейшем эти исследования должны привести к необычайным результатам, способным радикальным образом изменить процесс коммуникации между человеком и окружающим миром.
Константин Новосёлов получил Нобелевскую премию по физике за открытие новой формы углерода - графена. В выставке он участвует как художник Костя Новосёлов и показывает процесс научного поиска.
Выставка «Инновация как художественный прием» организована Государственным Эрмитажем и компанией RDI.Creative при поддержке Фонда «ВЭБ-Инновации». Креативный партнёр выставки - Внешэкономбанк.
Сергей Горьков, председатель Внешэкономбанка, считает, что развитие технологий меняет практически все сферы жизни. «Инновации меняют экономические модели, сами принципы социального взаимодействия. Художники здесь выступают фактически в роли технологических визионеров. Они опережают своё время, смотрят «за горизонт», помогают нам уловить контуры «Будущего», - Будущего, которое изменит и нас самих, и нашу страну, и весь мир. В этом проекте мы переосмысливаем значение традиционных институтов - неважно, это классический художественный музей как Эрмитаж, в своё время не побоявшийся запустить проект «Эрмитаж 20/21» и открыться для ультрасовременных арт-проектов. Или институт развития - Внешэкономбанк, - который продвигает перспективную технологическую повестку. Это - проект на стыке искусства и инноваций заставляет нас менять оптику восприятия».
Выставку завершает масштабное полотно «Nativity» режиссера, продюсера, писателя и художника Марты Файнс из Великобритании: она разработала уникальную технологию цифрового изображения SLOimage, которая позволила Файнс создать эту новаторскую работу. Видеоинсталяция превосходит границы «фиксированного времени», характерного для кино и раскрывает уникальный кинолексикон в форме самовоспроизводящего повествования: в работе нет ни начала, ни конца, а образы генерируются на основе алгоритма, заданного компьютерным кодом. В результате изображение постоянно развивается: сочетания света, цвета, объектов и персонажей меняются и не повторяются, и сам автор уже не может определить конфигурации и порядок того, то видит зритель:
Определяющей концептуальной основой работы Файнс с движущимся изображением является стремление к красоте. Под влиянием творчества художников Ренессанса на тему Рождества Христова композиция Файнс строится вокруг фигуры Марии на фоне постоянно меняющегося ландшафта архитектурных форм в духе стилизованного маньеризма. Работа Марты Файнс отражает интерес к тому, как эволюцинировала традиция повествования и каким образом истории составлялись, передавались и запоминались. Образ культурного наследия, запечатленный Файнс, связан, однако, не с Прошлым, а, скорее, ориентирован в Будущее, точнее - в Настоящее Время.
Для посетителей выставка будет работать с 25 мая по 3 июня. До встречи в Эрмитаже, друзья!
Источник материалов и фото: пресс-служба Государственного Эрмитажа https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/2018/innovations/?lng=ru, https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/news/news-item/news/2018/news_125_18/?lng=ru
Использованы также фотографии и видео - Наталии Кириловой
Архив новостей | Подписаться на RSS