Новости

Фильм “Спасти Ленинград” вышел в памятные блокадные дни 75-летия

2019-01-31

75-летию со дня снятия блокады Ленинграда посвящается…

Universal Pictures Russia представляет фильм «СПАСТИ ЛЕНИНГРАД» режиссера Алексея Козлова. Продюсеры: Алексей Козлов, Аркадий Фатеев. Художник-постановщик: Малич Дмитрий. Композитор: Юрий ПотеенкоОператор: Глеб Вавилов. Постановщик трюков: Головкин Сергей. В ролях: Андрей Миронов-Удалов, Мария Мельникова, Анастасия Мельникова, Гела Месхи, Валерий Дегтярь, Михаил Морозов, Инга Оболдина и другие. 

Сентябрь 1941 года. Юные влюбленные Костя и Настя волею обстоятельств оказываются на барже, которая должна вывезти людей из блокадного Ленинграда. Ночью судно попадает в шторм и терпит бедствие, на месте трагедии первыми оказываются вовсе не спасатели, а вражеские самолеты. История, основанная на реальных событиях, положивших начало великой «Дороге Жизни».

Об этой истории долгие годы было ничего не известное. Лишь в 2004 были рассекречены архивы, и тогда мы смогли узнать еще об одной трагической странице блокады Ленинграда.

«Спасти Ленинград», - в фильме зритель «проживет» один день на барже под номером 752 и в окопах: перед ним  пройдет история одной судьбы, одной семьи и - …целая история одной страны.  В этом фильме будет всё: и жизнь, и смерть, сила воли и горечь потерь, - все смешалось в этой насквозь пропитанной трагедией человеческих судеб киноленте. Вот и выходит, что фильм «Спасти Ленинград» Алексея Козлова куда больше, чем просто рассказ о гибели грузовой баржи на Ладоге в сентябре 1941 года, переполненной ленинградцами, которых отчаянно хотели спасти. Фильм «Спасти Ленинград» сегодня необходим тем, кто прямо сейчас смотрит этот фильм, - тем, кто лишён был права знать о той чудовищной трагедии из истории своей страны многие десятки лет…

«Спасти Ленинград» -  трагедия личности на фоне трагедии эпохи. Война и все ещё мирная, но уже шаткая, нервная, жизнь - внутри нарастающего блокадного кольца: блокада только-только начинается, блокадное кольцо неумолимо сжимает горло Ленинграду, - эта схватка и стала отправной точкой в деле создания этого кинополотна…

«…Именно  - полотна, - уточняет режиссёр фильма Алексей Козлов. - По масштабу заявленной трагедии, и по числу сюжетных линий, характеров, это - полотно!  Мы три года, день за днём, месяц за месяцем шли к этой важной, неоспоримой дате - дате показа фильма. Мы три года старались сформулировать историю, о которой до 2004 года и говорить было нельзя, она находилась под грифом «секретно»

Три года снимали фильм, получилось  полтора часа экранного времени  про трагическую историю одних суток:  день и ночь 16 - 17 сентября 1941 года.  В этот день немцами было принято стратегическое решение убрать танки с ленинградских подступов, не идти на «город трёх революций» напролом, но взять его измором и голодом, перебросив танковые части под Москву. В этот же день по радио выступает с небольшой речью композитор Дмитрий Шостакович, объявляет, что  пишет симфонию, которую впоследствии исполнят уже в студёном, блокадном, голодном Ленинграде.

«… К 16 сентября  авианалёты становятся постоянными, - продолжает свой рассказ режиссёр Алексей Козлов. - Бадаевские склады уже сгорели, запасы продовольствия уничтожены полностью, и чтобы город хоть как-то пережил зиму, принято решение эвакуировать чуть ли не два миллиона человек. А, ведь, к тому времени город принял беженцев из оккупированных Пскова и Новгорода, той же Прибалтики…  То есть, население за счёт беженцев сильно увеличилось, что лишь усугубляло проблему.

Весь гражданский и военный флот  оказался в Финском заливе, в Ладоге были только  малые суда и  баржи, в их числе и баржа под номером 752… На баржу грузят  свыше полутора тысяч человек.  Нашим очень нужно, чтобы она прошла. Немцы ни в коем случае не могут допустить, чтобы русские нашли путь к спасению Ленинграда от предстоящего голода. В результате ночью баржа попадает в  сильный Ладожский шторм, на сигнал «sos»  прилетают самолёты Люфтваффе, и начинается ад!   В этом аду выжить удаётся 230 пассажирам. Это реальные исторические обстоятельства и есть часть сюжета нашего фильма».

Почти все съёмки картина режиссёра Алексея Козлова «жила»  под названием - «Баржа-752».  Но когда за продвижение фильма взялась солидная американская студия - Universal, было решено монументальность трагедии, которой насыщена кинолента, вынести и в название картины. И при всём трагизме действия внести светлую, тёплую ноту надежды - «Спасти Ленинград». Его можно - и нужно спасти. И спасение это начинается здесь, на барже с обычным трёхзначным номером на борту…

«…Наш фильм давно и тщетно пытаются сравнить с колоссальной работой Джеймса Кэмерона, нашу работу - наслышан, «окрестили» чем-то вроде «русского Титаника». Но я бы не стал проводить такие параллели, - несмотря на то, что и в кинотрагедии Кэмерона много человеческих жертв, и есть любовная линия, - считает режиссёр-постановщик картины «Спасти Ленинград» Алексей Козлов. - Убеждён: подобное сравнение совершенно неуместно, потому что гибель «Титаника», та трагедия, безусловно, масштабная, - её природа совершенно отлична от природы той трагедии, которую экранизировали мы. «Титаник» - социальная драма, помноженная на случайную катастрофу.  В нашей картине все акценты расставлены иначе,  она - о другом.

Баржа в эту ночь становится центром противостояния двух армий, и это противостояние на личностном уровне фиксируется в дуэль нашего героя и немецкого лётчика, прилетевшего расстреливать баржу…  Баржа, её пассажиры жертвы большой войны, а не жертвы случайности. Это крайне важно.   Если уж и проводить - очень зыбкую, параллель меж фильмами, то, пожалуй,  можно сравнивать «Спасти Ленинград» с  картиной Кристофера Нолана «Дюнкерк».  И в том и другом сюжете люди пытаются уйти от большой войны, и война - против них!».

Невзирая на чёткую трагическую линию повествования,  в картине имеется и лирическая линия, пара главных героев - курсант артиллерийского училища Костя Горелов и его возлюбленная девушка Настя - актриса Мария Мельникова, дочь актрисы и депутата Анастасии Мельниковой, и Андрей Удалов, сын Марии Мироновой и внук Андрея Миронова. Все явные «уколы» со стороны потенциальных критиков, мол, конъюнктурно мыслит режиссёр Алексей Козлов, создатель фильма отметает сразу. Родственные связи никакой протекции тут не давали и не работали.

Скорее наоборот: на роль мамы главной героини Анастасия Мельникова была утверждена лишь после того, когда была утверждена Мария Мельникова, которую «нашли» на главную женскую роль совершенно случайно. «…Я очень долго искал сначала героиню, а после - героя фильма, - утверждает Алексей Козлов. - Молодых, совсем юнцов, у которых и жизни-то как таковой - самостоятельной, не было. Она - мамина дочка, милый ребёнок, он - молодой солдат, но тоже - юнец юнцом… У них все ещё впереди, но обстоятельства и война, в  один день  превратила подростков  во взрослых  людей.  Сначала  я «нашёл» Машу Мельникову, милое дитя, на момент съёмок ей было 14 лет. И она чрезвычайно удачно вписывалась в киноповесть. А после нам повезло с  нахождением на роль Андрея Удалова…».

Фильм снимали как на натуре, так и в павильонах. В первый год были отсняты наземные и городские сцены. На натуре снимали сухопутный бой, жёсткий, драйвовый экшн, со всеми элементами рукопашного и огневого боя. Прописывали каждый шаг, каждый миг, старательно выходя за рамки трафаретных кинобоев. В результате, в картине почти 40 минут эксклюзивного  экшна. На второй год съемок на озеро Ильмень были сооружены декорации на воде - макет баржи и причалов. Сцены шторма снимались с использование специально изготовленных насосов, подававших огромное количество воды.

Ключевые, фактурные сцены шторма снимали уже в павильоне, где смонтировали на спецплатформе палубу баржи. И каждый день выливали, выбрасывали на эту самую баржу по сто тонн воды! Причём - под нешуточным давлением, все ж - шторм. Когда снимали «на улице» бои местного значения, специально для одной из сцен «боя в грязи» сварили… две бочки киселя! И этот самый кисель чрезвычайно убедительно «изображал» грязь. Все ж, актёры будут в той грязи чуть ли не захлёбываться. Так, пусть специально сваренная киношная грязь будет максимально безопасной для рабочего человека в кадре… Почти все и вся актёры «отыгрывали» сами: и в боях, и на барже, на палубе, в павильоне, - заметил вскользь режиссёр, - к услугам каскадёров и не обращались даже. Отсюда - искренность и неподдельность каждой прожитой в кадре эмоции. Подобное только лишь крупным планом прожить, «отыграть» нельзя.

Важно отметить, что фильм «Спасти Ленинград» снимали практически на энтузиазме: государственного финансирования не было, - лишь Правительство Санкт-Петербурга выделило  часть денег, остальные поступили от спонсоров, поверивших в успех замысла.

…Заканчивается фильм весьма патетично и совершенно логично. Ведь картина почти документально пересказывает трагедию перегруженной людьми баржи. При всем художественном осмыслении происходящего в те роковые часы середины сентября 1941 года, в основе ленты лежит реальность, слегка усиленная художественным подтекстом. И - как логичное следствие тех прошлых дел, явление современного порядка, документальная съёмка колонны Бессмертного полка - сформированную из родных и близких тех, кто погиб на барже N752, кто так и остался навеки на Ладоге… В колонне Бессмертного полка шли родные и близкие погибших на барже 752, - они приехали из Москвы, Владимира, с Урала и даже из-за границы, из британской столицы…

Премьерный показ картины  прошел 25 января в киноцентре «Великан Парк».

В широкий прокат кинотрагедия Алексей Козлова «Спасти Ленинград» выходит 27 января 2019 года. Рекомендуем! Проверено!

 

 

 

 

 

 

Благодарим за предоставленные материалы и фотографии - пресс-службу прокатчиков.


Архив новостей | Подписаться на RSS