Новый фильм Стивена Спилберга - «Боевой конь»

С 26 января 2012 года в российском прокате - «Боевой конь» - новый режиссерский проект Стивена Спилберга.

 

Режиссёр Стивен Спилберг представляет свой новый фильм - масштабный, эпический, но от того не менее трогательный. Это история необыкновенной лошади, попавшей на войну; история о верности и смелости дружбе - дружбе мальчика и своенравного жеребёнка, которая пройдёт через тяжёлые испытания, долгую разлуку, жестокие сражения и трудный, полный опасностей путь домой.

«Я полностью погрузился в этот восхитительный сюжет. Это очень простая история, и я сразу представил её в виде семейного фильма: мальчик дружит с конём, и даже война не может порвать эту связь. Этот фильм - из тех, что объединяют людей: он будет понятен в любой стране мира». (Стивен Спилберг, режиссёр)

Под стать размаху фильма, Спилберг собрал выдающийся актёрский состав, при этом в авангард им выдвинуты молодые актёры - Джереми Ирвин в роли Альберта, Том Хиддлстон, Бенедикт Камбербатч, Дэвид Кросс, Патрик Кеннеди, Тоби Кеббелл, Селин Бакенс и Роберт Эммс, - а с флангов их поддерживают ветераны: Эмили Уотсон, Питер Муллан, Нильс Ареструп и Дэвид Тьюлис.

 

DreamWorks Pictures и Reliance Entertainment представляют фильм «Боевой конь», производства Amblin Entertainment/Kennedy/Marshall Company. Сценарий написан Ли Холлом и Ричардом Кёртисом по мотивам романа Майкла Морпурго. Продюсеры фильма - Стивен Спилберг и Кэтлин Кеннеди, исполнительные продюсеры - Фрэнк Маршалл и Ривел Гест. В производстве фильма приняли участие давние соратники Спилберга, работающие с ним не один десяток лет: монтажёр Майкл Кан, оператор Януш Камински, композитор Джон Уильямс, художник-постановщик Рик Картер и художник по костюмам Джоанна Джонстон.

 

На съёмках постоянно находились замечательные дрессировщики и наездники, под неусыпным руководством Барбары Карр, представительницы Американской ассоциации гуманного обращения с животными (American Humane Society). По её словам, «съёмки были абсолютно безопасны для лошадей. Каждому было видно, как Стивен заботится о животных, и это отражалось на всём процессе».

Впервые эта захватывающая история о дружбе и войне была рассказана в романе Майкла Морпурго, затем её сценическая версия стала театральной постановкой и получила 5 премий «Тони», включая премию за лучший спектакль. Теперь же Спилберг использует этот сюжет, чтобы вернуться к зрелищному семейному кино. Вот что говорит сам Спилберг: «Для меня «Боевой конь» - это рассказ о жертвах, которые мы приносим во имя любви. Мальчик идёт на жертвы, чтобы найти своего коня на полях войны, и конь тоже идёт на жертвы, пытаясь выжить в это тяжёлое время. Их судьбы тесно переплетены».

 

Накануне Первой мировой войны английский фермер покупает на аукционе строптивого жеребёнка, хотя и без того еле сводит концы с концами. Жеребёнок по имени Джои приносит своим новым хозяевам, Теду и Роузи Нарракотт (Питер Муллан и Эмили Уотсон, двукратная номинантка на «Оскар») одни только заботы, но их сын Альберт (начинающий актёр Джереми Ирвин) твёрдо решает укротить его. В итоге Альберт и Джои становятся неразлучными друзьями, но начинается война и приходит разлука: лихой кавалерийский офицер покупает Джои и на его спине отправляется на фронт. 

Так начинается непростой путь, полный грусти и радости, тяжёлого труда и чудесных событий: обычный конь совершает героические подвиги и своей наивностью, благородством и преданностью людям смягчает даже самые суровые сердца. Он тащит за собой санитарные повозки и огромные пушки, помогает спастись отступающим солдатам, дружит с девочкой-француженкой. В самый напряжённый момент фильма, когда Альберт уже разыскивает Джои на фронте, конь теряется на «ничьей земле» - страшной полосе между английскими и немецкими окопами, где царит смерть и запустение. Но, даже когда кажется, что спасения нет, Джои не теряет надежды вернуться к своему другу и хозяину и хватается за последний призрачный шанс. 

Самый трудный и опасный путь - это путь домой 

 

Как рассказать историю о любви, войне, силе духа и надежде, если главный герой - скучающий по дому деревенский жеребёнок? Этот вопрос тревожил Стивена Спилберга с тех пор, как он прочитал роман Майкла Морпурго «Боевой конь». Книга вдохновила его, но слишком уж это был непростой материал. Много разных книг написано о войне: про любовь, про героизм, про трудный нравственный выбор, про мучительную разлуку. Но в этой книге война показана глазами живого существа, которое никому не желает зла и не выбирает, за какую сторону сражаться, которое хочет только одного: вернуться живым к тем, кто его любит.

 

Перенести эту историю на экран было тяжёлой творческой и технической задачей - именно это и зацепило Спилберга. При всём размахе фильма, главное в нём - не спецэффекты, а тонкая ручная работа, уникальный авторский стиль, кропотливая и внимательная работа с животными и людьми. «Боевой конь» - это чистый образец классической кинодраматургии; узорное полотно, сотканное из отдельных историй и рассказывающее о том, что надежда придаёт сил даже в самые трудные времена.

 

Вся книга построена на приёме аллегории. В спектакле, который Спилберг посетил в Лондоне по настоятельной просьбе своего давнего продюсера Кэтлин Кеннеди (она работает со Спилбергом уже 40 лет), были удачно использованы куклы и макеты лошадей в натуральную величину. Но Спилберг сразу понял, что на экране это не сработает, а значит, ему надо было найти собственный визуальный подход. Он без промедлений пустился вскачь. «Куклы отлично смотрелись на сцене, но в кино нужны были только настоящие лошади», - говорит Спилберг. - «Книга мне тоже понравилась, но она вся рассказана от лица Джои, там даже показаны его мысли. Для фильма этот приём не годился, хотя он натолкнул меня на мысль, что рассказ надо вести с нескольких точек зрения».

 

Спилберг выбрал другой путь и построил фильм по канонам «Одиссеи»: юный герой отправляется в опасное путешествие и возвращается, набравшись ума, с совершенно новым представлением о мире. Только на этот раз герой попался молчаливый, хотя и наблюдательный: он внимательно следит за людьми и постигает их природу в самых благородных и самых неприятных её проявлениях. Структурно фильм выстроен как сборник рассказов, в котором одна интонация плавно перетекает в другую: почти идиллический рассказ о молодых годах Джои сменяется бешеной скачкой по полям огромной войны, затем - пасторальными картинами жизни на французской ферме, затем - кромешным адом окопов и выжженной, затуманенной «ничьей земли». И с каждым этапом всё ярче оживают в памяти Джои воспоминания о деревне, с которой начался его путь и в которой он мечтает его завершить.

 

Храбрость помогает Джои и Альберту пережить четыре опасных года разлуки, и именно храбрость становится главной темой фильма, которая продолжает звучать на каждом этапе развития сюжета. «Мне кажется, в «Боевом коне» нам удалось многое сказать о храбрости - и о поступках, которые люди совершаешь не ради себя, а ради тех, кого любишь. Мы рассказываем об этом разными способами», - отмечает Спилберг: «Альберт и Джои верят друг в друга, и эта вера неколебима. Всё начинается с того, что они вдвоём вспахивают бесплодное, каменистое поле в Девоне. И это рождает такое взаимопонимание между мальчиком и конём, что, даже когда война разлучает их, зрители должны чувствовать, что рано или поздно судьба снова сведёт их вместе. И когда это происходит, на наших глазах среди хаоса рождается чудо». 

 

Куда ни заносит Джои судьба, везде он встречает людей и животных, изо всех сил борющихся за выживание. Трогательные истории сменяются одна за другой, целая галерея персонажей проходит перед нами, и мы смотрим на них глазами Джои. Такая структура привлекла Спилберга с самого начала. «Кажется, я никогда ещё не работал в таком формате, когда один большой сюжет складывается из множества маленьких», - комментирует он. - «Каждый из персонажей, чей путь на время пересекается с путём Джои, оставляет след в его душе - и Джои тоже что-то меняет в них».

 

И неважно, кто эти люди - британцы, французы или немцы: Спилберга волнует только то, насколько они человечны. В «Боевом коне» нет такого понятия как «враг»: Джои находит себе друзей по обе стороны фронта. «Фильм не пытается занять ни одну из сторон, не судит, кто прав, а кто виноват», - говорит Спилберг.  -  «Главное - то, как эти люди относятся к нашему коню. Лошади не разбираются в политике; они думают только о своём седоке. Как раз поэтому наша история так человечна, хотя действие происходит на войне». Мистическая связь человека с живой природой - вот ещё один мотив, который будоражит воображение Спилберга. Он немало времени провёл с лошадьми и сам наблюдал немало примеров того, как тесно они могут сдружаться с людьми. Ему хотелось показать душу лошади - всю её чистоту, первобытность и благородство.

 

«Я 15 лет прожил среди лошадей и знаю, как ярко они могут выражать свои чувства», - говорит режиссёр.  -  «Но в кино редко кого интересует, что чувствуют лошади. Вот я, например, когда снимал «Индиану Джонса», думал об Индиане, а не о его верном скакуне. Но на съёмках «Боевого коня» я не уставал поражаться тому, какие сильные эмоции они способны передавать. В спектакле куклы превосходно передавали чувства лошадей, но я хотел повторить это с живыми лошадьми». Как давний любитель истории, Спилберг хорошо представлял себе, какие тяжёлые испытания выпали на долю солдат и лошадей в Первую мировую. Эту войну называли «самой последней на земле», потому что никто не мог себе представить, что такое может повториться. Она, как цунами, смела навеки рыцарское благородство прошлых войн и показала, что современные войны куда более жестоки и бесчеловечны. Но Спилберг с самого начала решил, что не будет гнаться за гиперреализмом в картинах ужасов войны. «Я хотел снять очень честный фильм, но при этом больше держать себя в руках, чем на «Спасении рядового Райана» или на наших сериалах «Братья по оружию» и «Тихий океан». Я хотел, чтобы смотреть на приключения Альберта и его коня приходили целыми семьями», - говорит режиссёр.

 

По этому поводу Спилберг снова собрал собственную кинематографическую семью: людей, которые помогали ему в создании самых значимых его картин. «Все мои старые друзья, которые были со мной столько лет и на стольких фильмах, собрались снова ради «Боевого коня», - говорит он. - «Ещё одна хорошая причина сделать этот фильм».

 

По единодушному мнению съёмочной группы, автор и сюжет идеально подошли друг другу. Ли Холл, один из авторов сценария, формулирует лучше всех: «Это же фильм, в котором главный герой не произносит ни слова, а у Спилберга удивительный дар рассказывать потрясающие истории очень простыми средствами и так, что дух захватывает. Во всех его фильмах есть герои, непохожие на нас, гораздо лучше нас, но при этом мы полностью им сопереживаем и сливаемся с ними». Композитор Джон Уильямс, обладатель 5 «Оскаров», неизменно работающий со Спилбергом с 1974 года, добавляет: «Ну кто ещё может поставить, снять и смонтировать такой фильм с такой силой и достоверностью, как не Стивен?». 

 

Путь фильма: от книги к пьесе и...

 

За 30 лет «Боевой конь» постепенно стал частью современной культуры: хотя действие происходит в прошлом веке, эта книга рассказывает о ценностях, именно сейчас важных как никогда. Несколько лет назад по мотивам книги был сделан экспериментальный спектакль, на который зрители ломились толпами, и вот, наконец, сюжет обретает новую жизнь на экране. 

 

Всё началось с детского писателя Майкла Морпурго, который долго носился с мыслью написать книгу о Первой мировой войне. Эта война - вероятно, самый замалчиваемый военный конфликт 20-го века: мир вышел из неё полностью изменившимся, и новому поколению пришлось заново отстраивать его из пепла. Морпурго долго искал оригинальный подход к теме  - пока однажды, в баре, не встретил престарелого ветерана. Старик с невероятным пылом рассказывал не о людях, а о героических лошадях, с которыми он служил - и Морпурго вдруг почувствовал прилив вдохновения. Как и многие люди, Морпурго никогда особо не задумывался о судьбах лошадей на войне, но старый солдат открыл ему глаза на новый, неизведанный мир, в котором дружба людей и животных помогает вынести все тяготы фронтовой жизни. «Я слушал, как этот старик со слезами на глазах говорит о какой-то лошади, которая была у него на Западном фронте много десятилетий назад», - вспоминает писатель. - «Я понял, что лошади не только возили на себе солдат и таскали тяжёлые грузы. Они очень многое значили для людей». 

 

После этого разговора Морпурго начал собирать информацию и выяснил, что вместе с британскими войсками на фронты Первой мировой отправилось, ни много ни мало, 1 миллион отважных лошадей, а вернулось всего 62 000. Он узнал, какое значение имели эти животные для людей по обе стороны фронта. Он вглядывался в картины, читал документальные свидетельства о подвигах, страданиях и выдающейся храбрости лошадей - на всё это они были способны не меньше, чем их седоки. Постепенно он понял, что именно эту историю он и хочет рассказать. Книга, рассчитанная на подростков, была выпущена в 1982 году, быстро завоевала призвание по всему миру и дошла до финала престижной премии Whitbread Award. В 2007 году Лондонский национальный театр поставил по её мотивам захватывающий спектакль, который пользовался огромным успехом: зрители прониклись темами дружбы человека и коня и всепобеждающей надежды на лучшее даже в самые трудные времена.

 

Спектакль произвёл большое впечатление на Кэтлин Кеннеди: она просто влюбилась в Джои и в его упрямую уверенность, что он отыщет дорогу домой. «Этот сюжет и эмоции, которые я испытала в театре, не выходили у меня из головы», - вспоминает она. Первая её мысль была о Спилберге. Она знала, что он найдёт способ, как перенести эту удивительную историю на экран, как рассказать её современным зрителям, чтобы им всё было понятно. 

 

Морпурго не мог поверить, что Спилберг подписался на проект. И его чрезвычайно порадовал подход Спилберга к режиссуре - не менее новаторский, чем в сценической версии. «Мы столкнулись головами со Стивеном, и это было необыкновенное ощущение. Мы оба - рассказчики, нам нравится видеть, как сюжет развивается и обрастает деталями. Стивен рассказал мою историю по-своему, ещё глубже и шире», - говорит писатель. «Этот фильм воспевает дружбу, которая сильнее невзгод. Стремление найти потерянного друга – вот самый сильный мотив, который движет героями. Стивен [Спилберг] великолепно развивает эту тему и удерживает внимание зрителя». (Кэтлин Кеннеди, продюсер)

 

Когда в Девон приходит война, Альберт и Джои вынуждены расстаться. Спилберг и Кёртис долго обсуждали, как показать, что связь между друзьями остаётся неразрывна. И они придумали, что в день расставания Альберт привязывает к узде Джои флажок. Для Спилберга этот простой предмет стал визуальным лейтмотивом. «Я думал, как связать все истории, рассказанные в фильме, и этот флажок, который отец Альберта принёс с войны, мне в этом помог», - говорит режиссёр. - «Джои он достаётся как память о друге, и он путешествует с ним до самого финала. Для меня очень важно было найти такой талисман: это ведь не только связь между всеми проходными сюжетами по ходу фильма, это ещё и связь между мальчиком и отцом». 

 

Главный герой - молодой актер Джереми Ирвин. Ирвин хорошо знал книгу: мама впервые прочитала ему «Боевого коня», когда ему было 10 лет. Для него Альберт мало чем отличается от любого подростка на пороге взросления. «Когда мы впервые видим Альберта, он впервые задумывается о том, что за человек его отец - в общем, он взрослеет у нас на глазах», - говорит Ирвин. - «И взрослеть ему помогает лошадь. Я думаю, каждый это поймёт. Каждому подростку хотелось от чего-то бежать, и у каждого был друг, который так или иначе помог нам смириться с окружающим миром». Тема Первой мировой войны особенно близка Джереми. «Два моих прадедушки были на войне», - рассказывает он. - «Один воевал на Галлиполи. У него была лошадь по имени Элизабет, и он к ней очень привязался. Я видел расписку о том, что он выкупил её у армии за 28 фунтов - и ровно за такую же сумму Альберт пытается выкупить Джои! Вот такое удивительное совпадение». 

 

Готовясь к съёмкам, Ирвин по 10 часов в день ездил верхом в конюшнях Хертфордшира, где были воспитаны лошади, снимавшиеся в «Фаворите», «Чёрном красавце» и многих других фильмах. Он научился ездить на лошади и думать как лошадь. «Лошади - очень чуткие животные», - говорит он.  -  «Общаться с ними - чистая радость. И поразительно, как быстро учишься, если рядом классные учителя». На съёмках Ирвин вдоволь наскакался верхом и полежал под пулями в залитых грязью окопах, но он уверен: всё хорошо, что идёт на пользу сюжету. «Всякое бывало: мёрзли под искусственным дождём, ходили в грязи с головы до ног, по 14 часов подряд снимали в каких-то мрачных, Богом забытых местах. Но в итоге всё казалось таким настоящим, что мы чувствовали примерно то же, что и те ребята на войне. Стивен ничего не делает наполовину. Если уж делать - то на совесть. И поэтому у него получаются такие сильные фильмы».

 

Ирвин - новичок в профессии, но родителей Альберта, жизнь которых была не сахар и до начала войны, играют опытные мастера: Питер Муллан, шотландский актёр, известный по фильмам «Храброе сердце», «На игле» и «Меня зовут Джо», и Эмили Уотсон, дважды выдвигавшаяся на «Оскар», за фильмы «Рассекая волны» и «Хилари и Джеки». Муллана привлекла оригинальность концепции: «Фильм постепенно превращается в притчу о путешествии коня, и это сделано восхитительно»...Казалось бы, столько снято фильмов о войне, ну что тут можно сказать нового? Но Спилбергу это удаётся. Он показывает войну глазами лошади, и делает это просто и красиво».

 

Персонаж Теда Нарракотта тоже показался актёру интересным: он не совсем такой, каким кажется на первый взгляд. Он человек упёртый, вспыльчивый, но за его плечами - героическое прошлое и душевный кризис, пережитый на бурской войне. «Тед, в целом  - хороший мужик, просто ему плохо и физически, и душевно», - замечает Муллан. - «Он потерял всякое уважение к себе, но если он и совершает плохие поступки, это от того, что душа болит. Они живут трудной, тяжёлой жизнью, но Тед искренне любит сына и радуется тому, чего тот добивается с конём».

 

Эмили Уотсон тоже понравился Спилберг, с которым она работала впервые: «Во-первых, был прекрасный материал. Во-вторых, Роузи - хорошая роль, где есть за что зацепиться. Я знала, что Стивен сделает из этого сценария эпический фильм. Ему замечательно удаётся показать доброту людей глазами другого существа. Он же именно это и сделал в «Инопланетянине», правда?». Роузи - это сердце сюжета; она придаёт героям силу и надежду. «На ней держится вся семья», - замечает Уотсон. - «Ситуация у них очень тяжёлая. Семья на грани разорения и выселения, а тут ещё муж тратит все деньги на бесполезную лошадь. Однако, когда она видит, как её сын прикипел к коню, она и сама проникается к нему симпатией. Воспитывая Джои, её сын взрослеет».

 

Как и многим из тех, кто работал над фильмом, Уотсон есть что рассказать о Первой мировой войне. «Почти у каждого кто-то из семьи воевал», - говорит она.  - «Старший брат моей бабушки, которого она боготворила, погиб под Ипром. Она впервые рассказала нам об этом, когда ей было 80. Она всё плакала, не могла остановиться, и сказала, что каждый вечер засыпает, перечитывая его последнее письмо из окопов».

 

Ещё один важный персонаж из деревни Альберта - это Дэвид Лайонз, сын землевладельца Нарракоттов. В начале фильма он - враг Альберта, а на войне становится его командиром. На роль Дэвида Спилберг выбрал Роберта Эммза, который с большим успехом играл Альберта в театральной постановке «Боевого коня». По словам Эммза, эта история ему близка, какого бы персонажа он ни играл. «Война и дружба – вечные темы, именно поэтому «Боевой конь» находит такой отклик», - говорит он. Спилберг дал Эммзу подсказку по поводу отношений Дэвида с отцом. «Он сказал, что Дэвид как будто сидит на изгороди и не может решиться, в какую сторону ему спрыгнуть. С одной стороны, он хочет стать таким, как отец, с другой  - таким, как Альберт и остальные мальчишки. Я раньше об этом не думал, и это действительно оказалось ключом к роли», - вспоминает он. 

 

Высокомерного отца Дэвида играет знаменитый английский актёр Дэвид Тьюлис, наверное, больше всего известный по роли доброго профессора Люпина в фильмах о Гарри Поттере. На этот раз ему досталась роль типичного кинозлодея. «Когда Стивен предложил мне сыграть Лайонза, он уточнил, что мерзкий землевладелец - это классический злодей из немого кино. Мне сразу захотелось, вместе со Стивеном, сыграть эту роль немного по-другому». 

 

Спутниками Джои на войне становятся поочерёдно три молодых офицера британской кавалерии: жизнерадостный капитан Николс, который обещает Альберту беречь Джои; майор Стюарт, владелец благородного чёрного скакуна по кличке Топтхорн; и лейтенант Уэверли, лучший друг капитана Николса.

 

На съемках: персонажи-лошади!

 

Отбор лошадей проводился даже более тщательно, поскольку именно от них зависело, испытает ли зритель то, чего не испытывал никогда. Лошадиный бег завораживал кинематографистов с первых лет существования кино. Один из первых кадров, заснятых на плёнку, было именно изображение скачущей лошади. За прошедшее столетие лошади активно снимались в кино, чаще всего - как статисты в вестернах, но иногда и в главных ролях: «Международный приз «Вельвет», «Чёрный красавец», «Фаворит». 

 

Но «Боевой конь» - первый фильм, который так сильно зависит от выразительных способностей лошадей и так подробно описывает их трагическую судьбу на войне. Поэтому Спилбергу было необходимо подобрать и чутких животных, способн?

Источник: http://agencyvolnyostrov.ru/