Остановитесь: ДЕВУШКА С ТАТУИРОВКОЙ ДРАКОНА!

2 января 2012 года Год Дракона "открывает" фильм Дэвида Финчера ДЕВУШКА С ТАТУИРОВКОЙ ДРАКОНА

 

О чем фильм? Если очень коротко о сюжете:  40 лет назад при таинственных обстоятельствах пропадает девушка из могущественной и влиятельной семьи. Ее дядя убежден, что было совершено убийство,  расследовать которое он поручает опальному журналисту Микаэлю Блумквисту (Дэниел Крейг) и юной хакерше Лизбет Саландер (Руни Мара). Фильм основан на шведском бестселлере писателя Стига Ларрсона, который разошелся тиражом более чем 15 миллионов книг по всему миру.

 

Номинант на премию «Оскар»® Дэвид Финчер (СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ) представляет вниманию зрителей киноверсию бестселлера Стига Ларссона ДЕВУШКА С ТАТУИРОВКОЙ ДРАКОНА. В лабиринте сюжета скрываются убийство, коррупция, семейные тайны и противоречивые натуры двух невольных компаньонов, которые стремятся разгадать секрет 40-летней давности

Микаэль Блумквист (Дэниэл Крэйг) - репортер, специализирующийся на журналистских расследованиях в области финансов. Очередное дело заканчивается для него скандалом - он обвинен в клевете, осужден и отбывает последние дни на свободе. Смыть пятно позора ему может помочь только успешное завершение другого крупного дела. Именно в этот момент его нанимает один из крупнейших шведских промышленников Хенрик Вангер (номинант на премию «Оскар»® Кристофер Пламмер) для весьма щекотливого дела. Блумквисту поручают узнать судьбу Харриет, давно исчезнувшей племянницы магната. Ее, по мнению самого Вангера, мог убить кто-то из членов его обширного семейства. Журналист отправляется на один из островов шведского побережья, не подозревая, что это дело может оказаться не таким простым, как он предполагает.

 

Главной героиней другой стороны сюжетного клубка становится Лизбет Саландер (Руни Мара) - необычная, но весьма одаренная девушка, работающая сыщиком в агентстве Milton Security. Ее посылают подстраховать Блумквиста, однако в рамках выполнения задания она становится его полноправной компаньонкой в расследовании загадочного исчезновения Харриет Вангер. По природе своей Лизбет старается дистанцироваться от всего мира, который неоднократно доказывал девушке свою жестокость. При этом ее целеустремленность и навыки профессионального хакера невозможно недооценить. Пока Микаэль вступает в открытую конфронтацию с Вангерами, Лизбет играет роль призрака, вооруженного плоскогубцами. Вместе партнеры вскрывают цепочку жестоких убийств, таинственным образом связанных друг с другом. Между героями постепенно начинают налаживаться доверительные взаимоотношения, несмотря (а во многом именно благодаря) той опасной канве невероятных событий, в которую они оказываются втянутыми.

 

Студии Columbia Pictures и Metro-Goldwyn-Mayer Pictures представляют фильм производства Скотта Рудина и компании Yellow Bird ДЕВУШКА С ТАТУИРОВКОЙ ДРАКОНА. Роли сыграли: Дэниэл Крэйг, Руни Мара, Кристофер Пламмер, Стеллан Скарсгард, Стивен Беркофф, Робин Райт, Йорик ван Вагенинген и Джоэли Ричардсон. Режиссер: Дэвид Финчер. Продюсеры: Скотт Рудин, Оле Сонберг, Сорен Стэмозе и Чен Чаффин. Сценрий написал Стивен Зэйллиан по одноименной книге Стига Ларссона, опубликованной издательством Norstedts. Исполнительные продюсеры: Стивен Зэйллиан, Микаэль Уоллен и Анни Форби Фернандез. Сопродюсеры: Берна Левин и Эли Буш. В закадровой команде: оператор Джефф Кроненвет, ASC; художник-постановщик Дональд Грэм Берт; монтажеры Кирк Бакстер, A.C.E. и Ангус Уолл, A.C.E.; костюмер Триш Саммервилль; композиторы Трент Резнор и Аттикус Росс.

 

Прежде чем рассказать вам о фильме, о том, как снимали это хорошее жанровое кино, я предлагаю вам заглянуть в книгу! В основу сценария фильма ДЕВУШКА С ТАТУИРОВКОЙ ДРАКОНА лег одноименный бестселлер Стига Ларссона, вошедший в трилогию «Миллениум». Эпическая серия триллеров разошлась тиражом более 65 000 000 экземпляров по 46 странам мира. «Девушка с татуировкой дракона» стала первой книгой серии и была впервые издана в 2005 году, вскоре после смерти Ларссона. На страницах этого романа автор впервые познакомил читателей с журналистом Микаэлем Блумквистом и профессиональной хакершей Лизбет Саландер. Ларрсон сделал Лизбет - героиней, совершенно нетипичной для известного во всем мире жанра криминального триллера. Один внешний вид этой особы непроизвольно вынуждает людей стараться держаться на почтительном расстоянии. Обычно она избегает контактов с другими, «нормальными» людьми. Однако ее внутренние сопереживания жертвам насилия вынуждают ее начать помогать Микаэлю расследовать дело об исчезновении Харриет Вангер. Ее борьба за справедливость и неоднозначное партнерство с Блумквистом легли в основу сюжета книги «Девушка с татуировкой дракона», а также двух последующих книг - «Девушка, которая играла с огнем» и «Девушка, разворошившая осиное гнездо».

 

Отступление первое - как объяснение феномена книг автора Стига Ларссона и серии «Миллениум».

 

Стиг Ларссон умер от сердечного приступа в возрасте 50 лет 9 ноября 2004 года, вскоре после того, как был впервые напечатан его роман «Девушка с татуировкой дракона». Когда книга выбилась в списки бестселлеров, многих заинтересовало - как дебютное произведение уже после смерти автора смогло стать одним из самых популярных триллеров поколения? Однако нельзя сказать, что Ларссон появился из ниоткуда. Его знали в Швеции, как журналиста, срывающего маски с неонацистов и расистов, выводящего на чистую воду экстремистские организации, которые так или иначе оперировали в Европе. Темы, которые стимулировали его желание заняться журналистикой - оправдываемые законом преступления, антидемократические силы, жажда власти любой ценой, насилие над женщинами, вопросы иммиграции, ксенофобия и расизм - стали ключевыми вехами книжной серии «Миллениум». Несмотря на то, что все вышеперечисленные темы не так редко встречаются на страницах криминальных триллеров, Ларрсон хотел лишний раз акцентировать внимание читателей на остающихся в тени персонажах, свободе личности и естественной жажде мести. Все это он искусно вплел в канву повествования.

 

Ларрсон родился в 1954 году, его полное имя - Карл Стиг-Эрланд Ларрсон. Детство он провел с бабушкой и дедушкой в Норланде, холмистой области северной Швеции, очень похожей на ту, которая описывается в романе «Девушка с татуировкой дракона». В этой области очень популярна традиция рассказывать детям различные притчи и придания, здесь выросло немало популярных шведских авторов. На мировоззрение юного Ларрсона наложили свой отпечаток отчаянная ненависть деда к любому проявлению фашизма и гражданская позиция родителей, которые с младых ногтей привили Ларссону увлечение вопросами демократии и политики. Его дед умер в 54 года от сердечного приступа, и молодой человек переехал с родителями в город, открывая для себя иную сторону шведского общества. Когда ему было 14 лет, дальновидные родители заняли денег, купили ему печатную машинку, и Ларрсон принялся писать короткие рассказы. На какое-то время от отдалился от беллетристики, увлекшись журналистикой, но потом вновь вернулся к прозе.

 

По словам его друга Курдо Бакси, в молодости Ларрсон пережил неприятное событие, которое наложило отпечаток на все его дальнейшее творчество и отражается в некоторых сценах книг серии «Миллениум». В некоторых своих статьях Бакси писал, что в 15 лет Ларрсон стал невольным свидетелем того, как какие-то отморозки насиловали девушку, но не нашел в себе сил вмешаться. Это событие зародило в нем гнев к какому бы то ни был насилию над женщинами и желание «хоть как-то бороться с бессмысленными проявлениями жестокости».

 

После обязательной службы в армии Ларссон в своих политических взглядах все больше склонялся к активизму. Во время путешествий по Африке, он много времени посвящал помощи эритрейским повстанцам, участвовавшим в гражданской войне. В 1977 году он начал писать для шведского новостного агентства Tidningarnas Telegrambyra - в должности штатного автора и иллюстратора он прожил практически всю свою сознательную жизнь. Как и описанный им Микаэль Блумквист, Ларссон также вел журналистские расследования, - выявлял вопиющие случаи проявления расизма, обличал националистские группировки, которые представляли определенную угрозу в Европе в 80-х и 90-х годах. Некоторое время он отработал в антифашистском британском журнале Searchlight шведским спецкором, а затем открыл в Швеции собственный журнал Expo Magazine, который освещал те же вопросы, что и британский. Осведомленность Ларрсона в некоторых вопросах достигла такой высоты, что его даже приглашали в Скотленд Ярд с тем, чтобы он прочел лекцию об использовании европейскими неонацистскими группировками Интернет-ресурсов для координации действий.

 

На этом отрезке жизни Ларрсон подошел вплотную к вопросам проявления безосновательной жестокости и способам противостояния и насилию. Среди тех, кто разделял его взгляды, Ларрсон встретил и нескольких компьютерщиков, которые также выступили прототипами героев серии «Миллениум». Он впервые столкнулся с тем, что моральные убеждения могут представлять серьезную опасность - ему приходили письма с угрозами, а однажды он стал свидетелем того, как экстремисты взорвали машину его коллеги. Работая в Expo, Ларссон узнал о вендетте. Это пробудило в нем интерес к теме «преступлений чести», а, следовательно, и к многочисленным случаям насилия над женщинами, даже в стране с такими эмоциональными сдержанными жителями, как Швеция.

 

Ларрсон всегда зачитывался фантастикой и говорил друзьям, что хочет сам написать детективный роман. Однако непосредственно за свою первую книгу взялся только в конце 90-х годов, да и то, выкрадывая время на отпуске или после работы. На страницах он описывал те вопросы и темы, которые его беспокоили. Монографию Ларрсон озаглавил «Мужчины, ненавидящие женщин». Книга была переименована в «Девушка с татуировкой дракона» гораздо позже, и то - только в изданиях, вышедших в Великобритании и США. Сюжет книги закручивался вокруг двух главных героев. В журналисте Блумквисте без труда угадывается альтер эго самого Ларрсона. Героиня, подобная Лизбет Саландер, вообще ранее не встречалась на страницах криминальных триллеров  - изгой с психическими отклонениями, живущий по собственным морально-нравственным устоям. Понятно, что Блумквист во многом походил на своего создателя. Но и Саландер многое переняла от Ларрсона  - начиная с табачной зависимости и заканчивая склонностью оставаться инкогнито.

 

Ларссон не показывал книги потенциальным издателям, до тех пор, пока не закончил всю трилогию. Первый автору отказал. Представитель второго издательства Norstedts Forlag, хоть и увидел в книгах потенциал, но не мог предположить, что книги (и особенно такая героиня, как Саландер) станут предметом обожания и культурологической сенсации.

 

Незадолго до того, как книги должны были отправиться в типографию, у Ларрсона случился обширный инфаркт - сердце писателя не выдержало преодоление семи лестничных пролетов стокгольмского офиса. В 2005 году книга «Девушка с татуировкой дракона» появилась на прилавках и довольно быстро получила самые одобрительные отзывы читателей и критиков. Книга получила премию Glass Key Award в номинации «лучший скандинавский криминальный роман», была занесена в список «обязательно к прочтению» по результатам сезона, а впоследствии - и по результатам года.

 

«Сценарий практически слово в слово повторяет книгу, -признается режиссер. - Но и у нас была непростая задача. С одной стороны - втиснуть в формат полного метра роман, из которого слова не выкинешь; а с другой  - сохранить то, за что читатели всего мира любят серию «Миллениум». Больше всего нас интересовали непростые отношения Блумквиста и Саландер, которые превратили книжную серию в культурный феномен нашего времени. Сюжет очень сочный, острый и настолько драматичный, насколько только возможно». ...Две, казалось бы, независимые истории Саландер и Блумквиста сходятся воедино. Автор показывает нам, через что каждому пришлось пройти. Именно это делает роман столь привлекательным...

 

ДЕВУШКА С ТАТУИРОВКОЙ ДРАКОНА по сути своей рассказывает о насилии над женщинами, об особом виде извращенного мировосприятия, которое никуда не исчезнет, если просто стыдливо прикрыть глаза руками, - объясняет Финчер излишний, как может показаться, реализм. Реализм, на грани баланса, между извращением и  местью... Именно этот баланс удалось соблюсти Ларссону на страницах своего романа, увлекая читателей такими разноплановыми темами, как коррупция, женоненавистничество, нетерпимость, фанатизм, глобализация, социальная защита, правосудие и несовершенство правовой системы. Все эти темы, так или иначе, "выходят на поверхность" романа/фильма по мере того, как Микаэль и Лизбет будут распутывать клубок таинственных событий

«Я думаю, что люди интересуются завуалированными социальными процессами куда больше, нежели они готовы признать, - считает Руни Мара, получившая роль Лизбет Саландер. - Их воображение будоражат личности секретных агентов и подробности функционирования тайных организаций. В фильме ДЕВУШКА С ТАТУИРОВКОЙ ДРАКОНА эта болезненная любознательность накладывается трафаретом на любовь двух людей, которых общество принять еще или уже не хочет».

 

Закрываем книгу и выходим на съемочную площадку. Главные персонажи фильма - кто они?

БЛУМКВИСТ

 

Как и его создатель до последнего дня его жизни, Микаэль Блумквист был репортером и специализировался на журналистских расследованиях в области финансов. Он старался вскрыть подноготную финансовой и политической систем, насквозь изъеденных коррупцией. По замыслу Ларссона, Блумквист является совладельцем популярного финансового журнала Millenium. Микаэля нельзя назвать охотником за сенсациями и все же в одном из своих расследований он заходит слишком далеко - угрожает интересам сильных мира сего, посягая на священные инвестиции воротил бизнеса и политики, легальные и не очень.

«Блумквист, без сомнения, ключевая фигура в этом фильме, - говорит Финчер. - Лизбет представляется мне неким спутником, который крутится вокруг этой планеты...».

 

САЛАНДЕР

 

Журналистка New York Timed так описала Лизбет в своем репортаже: «Лизбет Саландер - неистовая фея с претензией на героизм. Ее можно было бы назвать одной из самых оригинальных персонажей, которые когда бы то ни было появлялись на страницах книг: беспризорница, похожая на Одри Хэпберн с татуировками и пирсингом. Она, как и Лара Крофт, не склонна брать пленных, и, как и мистер Спок, обладает напрочь лишенным сантиментов интеллектом. Она - жертва насилия, объятая жаждой мести; замкнутая девушка, которую социальная служба сочла неспособной адаптироваться в обществе. При этом она доказывает обратное, проходя испытания судьбы стойко, как герой компьютерных игр».

 

Сценарист выписал контраст многих качеств характера Саландер - она защищена многомиллиметровой броней, но при этом очень ранима, что может почувствовать каждый рискнувший приблизиться к этой фурии...То, как она относится к жизни, во многом определяет ее внутренний мир. Во многом энергетика фильма строится именно на этой героине».

Трудно было найти актрису на эту роль - найти девушку, которая бы не побоялась пройти по краю безумия вместе со своей героиней и, не задумываясь, прыгнула бы в пропасть. Режиссер фильма нашел это в Руни Мара, хотя понял это далеко не сразу: когда кастинг подошел к завершающей стадии, он уже знал, что эта актриса «..готова ради нас броситься на амбразуру». Кульминацией месяцев различных проб и ожидания стал ультиматум. «Дэвид вызвал меня в свой офис и начал рассказывать о роли; о том, почему стоило бы отказаться; о том, как это изменит мою жизнь и не обязательно к лучшему, - вспоминает Мара.  - Затем он передал мне iPad, на экране которого был пресс-релиз с указанием моего имени в роли Саландер. Он сказал, что его планировалось разослать в тот же день и что у меня было ровно полчаса на то, чтобы дать согласие или развернуться и уйти». Мара не колебалась ни минуты: «В кино еще не было такой героини, как Лизбет - хрупкой феминистки со столь многогранным характером, - считает актриса. - Вы невольно проникаетесь к ней симпатией. Но в то же самое время относитесь к ней с некой долей недоверия, поскольку ее поведение вам кажется вызывающим. Для меня именно эта двойственность роли была наиболее привлекательной».

 

Актриса изменила свою внешность до неузнаваемости  - состригла длинными волосы, сделала пирсинг, обесцветила брови (последнее для нее было наибольшим шоком). Эти процедуры не только выявили лицо будущей Лизбет Саландер, но и помогли актрису лучше вжиться в роль.

 

Чем глубже Мара погружалась в обособленный мирок Лизбет Саландер, тем больше понимала, почему Стиг Ларрсон ассоциировал описанную им героиню с Пеппи Длинный Чулок. «Лизбет - та, кем была Пеппи, скажем, 25 лет назад, - считает Мара. - Она сменила лошадь на мотоцикл. Теперь у нее есть компьютер. Но она по-прежнему живет в соответствии с определенными морально-нравственными устоями».

Вся глубина характера Лизбет открывается в нескольких напряженных сценах фильма, происходящих в офисе Нильса Бьюрмана, нового опекуна Лизбет. Сцены были сложными для актеров как в физическом, так и в психологическом плане. Но именно они позволяют зрителю понять мотив Лизбет, которая берется помочь Блумквисту в его крестовом походе. «Сцены с Бьюрманом рассказывают о Лизбет практически все, - говорит Мара. - Описываемая в них несправедливость является ключевым движущим механизмом, который заставляет сюжет раскручиваться. Об этих сценах я и сама часто думала».

 

В этот момент на жизненном пути Лизбет появляется Микаэль Блумквист. Их влечет друг к другу, но Лизбет удивляет не сексуальное влечение, а необъяснимое желание верить этому человеку. «Во многих сценах Лизбет отталкивает от себя людей,  -  рассказывает Мара. - Она непроизвольно пытается защититься и дистанцироваться. Она вообще чурается каких бы то ни было контактов с другими людьми. Но в отношении Микаэля она чувствует, что наконец-то в ее жизни появился тот, кому можно доверять». 

Актера Дэниэля Крэйга (Микаэль Блумквист)зачаровала Лизбет Саландер: «Я думаю, что, хотя она и стала жертвой сексуального насилия, на психическом уровне она со статусом жертвы не смирилась, - полагает актер. - Ее умение держать удар, сила, чтобы подняться, оправиться и идти по жизни дальше, - это не может не зацепить читателей и зрителей».

 

Своими фильмами Дэвид испытывает и зрителей  -  словно спрашивает у них: «А как бы ты поступил в этой ситуации?» А люди, как ни странно, любят, когда им бросают вызов.

 

Семочная площадка. География и декорации.

С самого начала Дэвид Финчер и Стивен Зэйллиан приняли решение снимать фильм там, где, собственно, и происходят события книги Стига Ларрсона «Девушка с татуировкой дракона», -  именно в Швеции, поскольку сама история пропитана шведским менталитетом».

 

На самом деле, Ларссон открывает Швецию такой, какой ее зарубежные читатели еще не знали. Такие неотъемлемые шведские элементы, как социализм, демократия, холмистый ландшафт и выразительное культурное наследие, разумеется, появятся. Но кроме того, трилогия «Миллениум» вскрывает многие национальные черты, которые не афишируются.

Оператор Джефф Кроненвет признается, что Швеция его вдохновляла, - начиная от обледенелого побережья Норланда и вплоть до модернистского минимализма Стокгольма: «Шведская погода сыграла в фильме немалую роль, - уверен оператор. - Она постоянно маячит на фоне, и мне было очень важно, чтобы зритель это почувствовал. Зима становится своеобразным молчаливым персонажем, который придает сцене блеклое освещение и делает все объекты немного размытыми».

 

Свою посильную лепту в создание общей атмосферы фильма внес и художник-постановщик Дональд Грэм Берт: «Мне показалась достаточно необычной идея снять полноценный голливудский фильм в Швеции, – говорит он. - Культура этой страны не так часто появляется на широких экранах. Признаюсь, новизна и самобытность меня немало интриговали»...Мы хотели снимать в местах, которые остаются за пределами туристических интересов...

 

Пока Берт работал в Швеции с командой местных специалистов, в Штатах велась подготовка павильонных площадок. Основное внимание было сосредоточено на двух ключевых помещениях – диаметрально противоположных по дизайну квартир Блумквиста и Саландер. «Главной деталью квартиры Саландер является ее компьютер, все остальное – вторично, - отмечает Берт. - Когда она работает за компьютером, весь мир для нее не имеет значения. Поэтому в том, что все остальные предметы интерьера в ее квартире отходят на второй план, есть некий смысл. Ее квартира находится в гигантском доме - это должно создавать иллюзию, что она одиночка, прячущаяся от всех и вся. В интерьере квартиры Блумквиста, напротив, наблюдается некий стиль. Он работает в крупном журнале и ведет различные расследования, но по обстановке можно понять, что в нем много от неудачника».

Куда труднее Берту пришлось при воссоздании поместья Вангера. В качестве исходника была выбрана усадьба на юго-западе Стокгольма - именно ее съемочная группа решила превратить в семейный анклав со скелетами в шкафах. Некоторые отличительные детали дома выдавали принадлежность к архитектурному стилю Франции XVIII века. «Нам хотелось, чтобы дом был очень строгим, формальным и консервативным, - уточняет Берт. - Шведы неплохо разбираются в современных архитектурных стилях, но у них также есть удивительные загородные дома, которые вполне могут конкурировать с современными зданиями».

 

В своей работе Берт пытался передать шведский характер Ларрсона, а также его одержимость вопросами повседневной безнаказанной несправедливости. «Все, что мы делали, было так или иначе связано с современной шведской культурой, вплоть до кувшинов с клюквенным соком, который можно найти на любой кухне, - резюмирует Берт. - Во всех слоях шведского общества наблюдается единая ниточка, кото?

Источник: http://agencyvolnyostrov.ru/