9 мая 2023 года - День Победы в Централизованной библиотечной системе Кировского района Санкт-Петербурга проходил в этом году ярко, насыщенно, необычно.
Директор Елена Юрьевна Ястребова рассказала о том, что к 78 годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне в Санкт-Петербургском Государственном бюджетном учреждении культуры «ЦБС Кировского района» было приурочено более 40 культурно-массовых мероприятий, которые проходили в двенадцати районных библиотеках.
«Это концертные программы: «Весной после войны», «А музы не молчали...»; гала-концерт «На крыльях победы», спектакль театральной студии «Александрино», созданный молодежью на основе военной прозы 1960 - 1970-х годов; специальные просветительские патриотические программы «Война. Победа. Память» для младших школьников; выставки детского рисунка «Я горжусь!», инсталляция «А нам нужна была одна победа!»; игра-викторина «История русского фронта», музыкальный марафон «Песни великой Победы»; мастер-классы: «Памятный цветок», «Фронтовое письмо».
«Как правило, - уточнила Елена Юрьевна - все наши мероприятия, посвященные Победе в Великой Отечественной войне, активно посещаются нашими читателями в возрасте от 7 лет. И зрители становятся полноправными участниками разнообразных зрелищных и просветительских акций потому, что им дорога Память о войне, о близких, о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне.
Сегодня с дистанции 78 лет нам только кажется, что мы все знаем о войне.
На самом деле каждый год мы обнаруживаем неизвестные факты, новые цифры, открываем малоизвестные страницы прошлого с участием читателей, которые приносят письма, дневники из семейных архивов, делятся воспоминаниями членов семьи – участников войны.
Так, и в премьерном спектакле «Жить полным вдохом», сыгранном 4 мая в Библиотечно-культурном комплексе им. А. Молчанова (на Ленинском проспекте, 115) артистка БДТ им. Г.А. Товстоногова Александра Куликова в союзе с прекрасными музыкантами из Донецка и Петербурга открыла нам книгу воспоминаний «Я - балерина» выдающейся танцовщицы Мариинского театра Татьяны Вечесловой, оказавшейся на фронте в 1941 году в составе фронтовых бригад, перенесшей все тяготы, лишения и испытания военного времени, но сохранившей великую веру в победительную силу искусства»:
«Однажды нас привезли в лес, на одну из батарей. Там эстрадой нам служили два грузовика. Только что с передовой пришли бойцы, их было много. Они расположились, - кто на ящиках из-под снарядов, кто прямо на снегу. Я танцевала с Фидлером «Куклы» Лядова и лезгинку. Около грузовиков были наспех устроенные кулисы, там бойцы держали в руках приготовленные полушубки. В них мы ныряли между номерами, чтоб хоть на минуту согреться.
Стоял двадцатиградусный мороз. Площадки грузовиков были покрыты льдом. Помню, что мы с Володей Фидлером примерзали к «полу» в своих легких костюмах, а не садиться по ходу танца было нельзя. Мы с усилием отдирали свои костюмы. Но за кулисами военные вливали в нас уже знакомую нам фронтовую водку «сырец», который согревал мгновенно. Мы, смеясь, говорили: «Если семь концертов в день и семь раз принимать это «лекарство», - нетрудно и спиться»...
«Во время концерта начался обстрел. Он был так интенсивен, что моментами заглушал и певцов, и наш квартет. Выступая под канонаду, мы видели, как взрывной волной срезались пушистые кроны сосен, слышали, как стонали деревья, гибнущие от пролетающих снарядов.
- Здорово наши бьют, - с восторгом говорили мы с Фидлером.
- Это не наши, - ответил один из офицеров. - Это немец бьет по нашей батарее... Он услышал ваш концерт и решил прекратить его. Музыка заглушалась все больше и больше.
Нам предложили прервать выступление, так как это становилось по-настоящему опасным, но мы отказались. Концерт был закончен, несмотря на непрерывный обстрел. Как оказалось, мы родились под счастливой звездой. Она берегла нас всю трехмесячную поездку на фронт».
(Из книги Татьяны Вечесловой «Я - балерина»).
Спектакль «Жить полным вдохом» продолжался более часа и так заворожил зрителей, что они ещё долго не хотели расходиться...
Рядом со мной сидела женщина, которая во время спектакля иногда склонялась так, что мне казалось, что ей нездоровится. На мой вопрос: «Нужна ли ей помощь?», - она ответила: «Помощь сегодня нужна нашим юным читателям, чтобы они могли понять, какова была настоящая реальность с фронтовыми концертами!!!
Конечно, молодые люди сегодня должны посмотреть, услышать этот спектакль, прочитать книги Татьяны Вечесловой и воспоминания ее сына, Андрея Кузнецова».
Постановщик спектакля актриса БДТ Александра Куликова в своём интервью отметила самое главное: как по-разному принимают этот спектакль у нас в больших городах и на Донбассе, где и сегодня молодежь, буквально переживающая сходные трагические ситуации, жадно внимает каждому слову!
Интереснейшая судьба балерины, красивой женщины, уникальной личности Татьяны Вечесловой была насыщена встречами, совместной творческой работой и дружбой с самыми яркими представителями своего времени: А. Вагановой, Г. Улановой, Ф. Раневской, А. Ахматовой, А. Хачатуряном и другими деятелями искусства.
Истинная дружба Татьяны Вечесловой и Анны Ахматовой была «незримым камертоном» настроений советских до и послевоенных лет.
Из мемуаров сына Андрея Кузнецова «Я иду по ковру»:
«Я не знаю точно, как и когда они познакомились, какая спираль, какой вираж судьбы свел в одной из ленинградских, подернутых краснодеревым петербургским маревом, гостиных мою маму и поэта, чьи стихи на голос я помнил с детства. Знаю только, что это Фаина Раневская познакомила Татьяну Вечеслову с Анной Ахматовой.
Вскоре после знакомства Анна Ахматова пригласила Вечеслову в гости. У нее собирались друзья. Состав собравшихся, мать, вспоминая, не уточняла, но круг можно себе представить: он и тогда был не широк. Вечеслова волновалась, поскольку хозяйка давно уже была легендой, а то время имело свойство резонатора легенд. Вот у нее и случился, как это назвали бы актеры, зажим номер восемь.
На столе стояли замечательные хрустальные александровские бокалы. По нынешним ценам они для труженика культуры просто неподъемны, но и тогда стоили каких-то денег, хотя ценны были не этим…
Если представить себе, кто наливал в эти бокалы шипящее Клико, играющее ореолом ароматных, щекочущих подставленную ладонь брызг, взлетающих над тонким их краем, чьи ловкие пальцы опасно поигрывали ими в паузе между акмеистическими таинствами… Если только представить, - голова идет кругом...».
«И вот в объятиях зажима Татьяна Вечеслова, пригубив шампанского, легким движением ставит бокал на стол - и он, будь нелегок, выждав секунду, слетает со своей хрустальной ноги с мелодичным звоном.
Милое оживление за столом, и предположения вроде: «Друзья, кажется, бить посуду еще не время!», - несколько смягчили неожиданный вандализм. Но смущение и неловкость ситуации только усиливают зажим: «Анна Андреевна, миленькая, да я же (берет в руку бокал), да, я же просто взяла и поставила, вот!». Ставит. Бокал, выждав секунду, слетает со своей ноги с легким мелодичным звоном.
За столом наступает тишина. «Да нет, ну как?! - матушка в нокдауне. - Я же просто…» «Милая, не нужно», осторожно пробует остановить течение фатума Фаина Георгиевна. «Да нет! повышает голос на судьбу мать. - Я просто взяла (берет, тишина становится липкой) и поставила…» Секунда - третий бокал слетает с ноги с легким мелодичным звоном. Как писал Марк Твен, опустим занавес милосердия над концом этой сцены…»
Важнейшей частью композиции являются живые воспоминания балерины о начале войны, эвакуации Кировского театра в Пермь и работе в одной из первых фронтовых бригад в Ленинграде.
В спектакле звучат и замечательные стихи самой прима-балерины и стихотворение Анны Ахматовой, посвящённое Татьяне Вечесловой:
«В один из вечеров мать танцевала в Дон Кихоте. Кто видел этот балет, помнит, что роль Китри в классическом репертуаре, - одна из самых победительно женских. На спектакле была Ахматова; она сидела в директорской ложе, справа от сцены, вплотную к ней. Вечеслова вспоминала, что весь спектакль видела пристально следящие за ней глаза. Позже, в ночь, раздался звонок: «Я написала о вас стихи!» Последовавший разговор с требованием прочесть немедленно, с просьбой потерпеть, пока стихи улягутся и т. д., был, сам по себе, не важен. Важно было неуклонное приближение персонажа только что рожденного стиха/мифа к прообразу - вот сейчас замкнет, закоротит, две неслиянные реальности сольются. Миф, прорвав плотину действительности, повернет поток жизни в русло истории и воспоминаний»...
«Надпись на портрете
Т. В-ой
Дымное исчадье полнолунья,
Белый мрамор в сумраке аллей,
Роковая девочка, плясунья,
Лучшая из всех камей.
От таких и погибали люди,
За такой Чингиз послал посла,
И такая на кровавом блюде
Голову Крестителя несла».
Спектакль сопровождает музыка русских композиторов: Грибоедова, Чайковского, Глинки, Глазунова, Рахманинова, Вильбоа.
Премьера литературно-музыкальной композиции состоялась в международный День Театра, 27 марта 2023 года в Луганской Государственной Академии культуры и искусств им. М. Матусовского. Зал был переполнен студентами, преподавателями, луганчанами разных возрастов и профессий и горячо воспринял эту художественную работу.
ТАТЬЯНА ВЕЧЕСЛОВА
***
«Пусть кто-нибудь сказать посмеет,
Что жизнь моя не удалась.
Пусть кто-нибудь как я сумеет
жить полным вдохом, не скупясь.
Мне жизнь дала такое право
уметь мечтать, уметь творить.
Брать жизнь не нотой, а – октавой.
И коль любить, так уж любить».
***
Теперь «Жить полным вдохом» можно увидеть и в Петербурге.
«Следуя заветам наших героических предшественников - деятелей искусства, воинов, всего нашего народа, мы и сегодня, верим в литературу, в культуру как высшие сферы жизни человеческого духа, как в источники огромной энергии, помогающие нам жить и побеждать в настоящем!», - утверждает Елена Юрьевна Ястребова.
Спектакль «Жить полным вдохом» убеждает в справедливости этих слов.
Источники текста: из книги «Я иду по ковру» и «Я - балерина», любезно предоставленные Андреем Кузнецовым.
Использованы также фотографии и видео – Наталии Кириловой.
Материал подготовлен ИА «Вольный остров».