Посвящение Дмитрию Виноградову. Рождение фарфора «из земли российской»

C 5 декабря 2020 года по 4 апреля 2021 года в Государственном Эрмитаже проходит выставка «Посвящение Дмитрию Виноградову. Рождение фарфора “из земли российской”». 12+

4 декабря 2020 года в рамках Дней Эрмитажа - 2020 состоялось торжественное открытие выставки «Посвящение Дмитрию Виноградову. Рождение фарфора “из земли российской”». Экспозиция к 300-летию со дня рождения создателя русского фарфора Дмитрия Ивановича Виноградова (1720–1758) представляет уникальные произведения из собрания Государственного Эрмитажа, исполненные первым фарфористом России и являющиеся ценнейшими образцами отечественного искусства 1740-1760-х годов.

Торжественная церемония открытия в онлай-формате началась с видеообращения Михаила Борисовича Пиотровского, Генерального директора Государственного Эрмитажа:

«Фарфор - это одна из любимых тем Эрмитажа. У нас есть Музей Императорского фарфорового завода. С заводом нас связывает давняя дружба. Мы не могли пройти мимо чудесной даты - 300 лет со дня рождения Дмитрия Виноградова - изобретателя русского фарфора. Дмитрий Виноградов открыл секрет русского фарфора. Это было грандиозное событие: предмет роскоши, предмет престижа стал производиться в России, это произошло при Елизавете Петровне. Дмитрий Виноградов не только создал фарфор, но и стиль, который мы легко узнаем».

Выставку в Арапском зале Зимнего дворца в онлайн-формате открыл Вячеслав Анатольевич Федоров, заведующий Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа: «С именем Дмитрия Виноградова связано не только изобретение фарфора, но и развитие самого фарфорового производства, основанного Елизаветой Петровной, как Невская порцелиновая мануфактура, ставшая потом «Императорским фарфоровым заводом», далее «Ленинградским» и снова «Императорским фарфоровым заводом». История фарфорового производства была сложной и неоднозначной, сегодня оно активно развивается и является гордостью Санкт-Петербурга и нашей страны».

Визитной карточкой виноградовского фарфора в Государственном Эрмитаже является представленная на выставке уникальная чаша с рельефной виноградной лозой, отмеченная личным синим подглазурным клеймом мастера «W» и датой: «1749».

Виноградная лоза сопоставляется с именем русского мастера, а стилистически - с оформлением мейсенского фарфора, на который тогда ориентировалось петербургское производство.

Любопытная деталь: экспозиция выставки, если ее можно было посмотреть сверху, организаторы составили также в виде латинской буквы «W», отдавая дать уважения и любви к мастеру!

Дмитрий Иванович Виноградов родился в городе Суздаль в 1720 году. Он обучался в Славяно-греко-латинской академии (Спасские школы) на территории московского Заиконоспасского монастыря, где познакомился с М.В. Ломоносовым. В 1735 году Дмитрий Виноградов и Михаил Ломоносов в числе других учеников были отправлены в Санкт-Петербург для продолжения образования в Академии наук. Затем в 1736 году Дмитрий Виноградов изучал химию, историю, физику и другие науки в университете Марбурга и в центре горнорудной промышленности во Фрейберге, а также совершил поездку по Германии для ознакомления с горными и заводскими предприятиями.Возвратившись в Санкт-Петербург в 1744 году, он успешно сдал экзамены и получил звание бергмейстера (горного инженера). Основанная императрицей Елизаветой Петровной в Санкт-Петербурге в том же 1744 году Невская порцелиновая мануфактура1765 - Императорский фарфоровый завод) положила начало фарфоровому делу в России.

Елизаветинской маркой на фарфоре стал герб Российской империи в виде двуглавого орла, подчеркивающий государственную значимость производства. По предписанию Высочайшего двора надпись на пробной чашке из отечественного фарфора должна была начинаться словами: «Первое в России и из земли российской».

К ранней продукции Невской порцелиновой мануфактуры относятся пасхальные яйца с вертикальными отверстиями для подвешивания на ленте. Подобные символичные подарки были традиционными вплоть до начала XX века, их получали на Пасху придворные и приближенные к Императорскому двору. На выставке можно увидеть редкий экземпляр виноградовского периода - Яйцо пасхальное с цветочной росписью (1750-е годы) - произведение входит в тройку известных на сегодня маркированных яиц петербургского производства времени Елизаветы Петровны.


Особого мастерства изготовления требовали фарфоровые скульптуры, к которым относятся экспонируемые тонко проработанные шахматные фигуры (1750-е годы). В ассортимент изделий Невской порцелиновой мануфактуры входили коробочки-бонбоньерки, кувшины и кружки, чайницы, чашки «разных манеров», ложки и черенки для приборов, флакончики, десертные и столовые тарелки, рюмочные и бутылочные передачи, декоративные вазочки. Именной елизаветинский фарфор украшался монограммами владельцев и геральдическими изображениями, в частности родовыми гербами. В этих изделиях отразились все направления рокайльно-барочного искусства второй половины XVIII века.

К основным темам относились орнаментальные и растительные композиции, голландские и китайские сюжеты, портреты и баталии, мифы и аллегории, пасторали и пейзажи, птицы из энциклопедических печатных собраний. В живописи предметов преобладала цветочная роспись, «шинуазри», «амуры в облаках», «штофный» декор. В то же время в русском фарфоре появляются первые опыты «картинной» живописи: миниатюрные реплики «малых голландцев». В декоре фарфоровых изделий выделяются лепные гирлянды из роз, украшающие основания корзинок, мисок, солонок.. С особой тщательностью оформлялись чайные и кофейные сервизы, выпуск которых увеличился со второй половины 1750-х годов.

На выставке представлены предметы из пышного Собственного чайного сервиза императрицы Елизаветы Петровны с росписью свисающих цветочных гирлянд из незабудок и роз на золоченом фоне (1759-1762). Так, в составе экспозиции: предметы из Собственного столового и десертного сервиза Елизаветы Петровны - первого сервиза из отечественного фарфора. Одним из уникальных предметов этого фарфорового ансамбля является ажурная корзинка, декорированная цветочками с голубыми лепестками, - фарфоровый раритет, который Государственный Эрмитаж приобрел в свою музейную коллекцию в 2020 году.

Сквозным орнаментом стала популярная в середине XVIII века трельяжная «решетка» (сетка), отчего сервиз обрел еще одно название: «Собственный решетчатый». Места пересечений позолоченных линий отмечены на изделиях столовой части пурпурными незабудками.

В XVIII веке фарфор слыл роскошью и был востребован как раритетный материал, секрет которого долго оберегался Востоком. Долгожданное открытие тайны «чистого порцелина» произошло именно благодаря таланту и усердию Д.И. Виноградова. В своем научном труде «Обстоятельное описание чистого порцелина как оной в России при Санкт-Петербурге делается купно с показанием всех к тому принадлежащих работ» (1752) Дмитрий Виноградов впервые в европейской практике описал технологию производства фарфора. Первые удачные изделия, вышедшие из под руки Д.И. Виноградова, заложили основу для будущего успешного производства фарфора в России. Изделия из отечественного фарфора органично вписывались в великосветский быт XVIII столетия.

В личном обиходе дам и кавалеров появлялись фарфоровые табакерки, их коллекционировали, дарили друг другу. Формы изделий отличались разнообразием: туфелька, барабан, морская раковина, виноград, яблоко и другие, для заказов частным лицам предлагались «пакетовые» табакерки - плоские коробочки в виде запечатанного конверта с надписями, воспроизводящими факсимильный почерк владельца, и имитацией сургучной печати. На выставке экспонируется «пакетовая» табакерка на высочайшее имя основательницы российского производства, с надписью: «Еѣ Iмператорскому Величеству Елисаветѣ Петровнѣ Самодержицѣ Всероссiйской Г~дрнѣ Всемилостивѣйшей» (1753).

В честь юбилея изобретателя русского фарфора Государственный Эрмитаж совместно с Императорским фарфоровым заводом провели художественную акцию - «Образ Дмитрия Виноградова». Ее итогом стало создание фарфоровой скульптуры - поэтизированного образа первооткрывателя национального фарфора. За основу была взята белая бисквитная фигура, созданная в 2005 году по модели советского мастера Глеба Садикова (1968).

Сведений о внешности ученого почти не сохранилось, известно только, что он был высокого роста с темно-каштановыми волосами. Хранители и эксперты Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа предоставили исторические материалы по отечественной истории живописи, костюма, мебели, фарфора XVIII века, следуя которым Нелли Петрова, Главный художник АО «Императорский фарфоровый завод», расписала белую фигуру, внеся свой художественный стиль в «лицечертание» первого русского фарфориста.

На выставке демонстрируется фильм, который посвящен юбиляру и выставке в его честь:

«Когда Эрмитаж обратился к нам с предложением о сотрудничестве к выставочному проекту, посвященному Д.И. Виноградову, мы с большой радостью поддержали его.

Нелли Петрова, главный художник завода, на основе материалов предоставленных научными сотрудниками Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа исполнила роспись фарфоровой фигурки “Дмитрий Виноградов”», - отметила в послании, зачитанном в ходе церемонии открытия, Татьяна Александровна Тылевич, генеральный директор Императорского фарфорового завода.

Скульптура «Дмитрий Виноградов», которую можно увидеть на выставке, стала даром в коллекцию музея и напоминанием о многолетних дружественных связях между Государственным Эрмитажем и Императорским фарфоровым заводом. На фигуре рядом с маркой современного производства, воспроизводящей елизаветинского двуглавого орла, размещены юбилейные надписи: «1720–2020/ Дмитрий Виноградов/300 лет».

После торжественного представления Ирина Багдасарова, куратор выставки провела онлайн-прогулку по новой экспозиции, трансляцию которой можно было увидеть в социальных сетях музея.

Выставка подготовлена Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа (заведующий В.А. Фёдоров). Автор концепции, куратор выставки - Ирина Багдасарова, старший научный сотрудник и хранитель фарфора Отдела истории русской культуры, кандидат искусствоведения.

К выставке сотрудниками Государственного Эрмитажа подготовлены: одноименный фильм, автор сценария - Анна Маслова; и научное иллюстрированное издание «Посвящение Дмитрию Виноградову. Рождение фарфора “из земли российской”» (Издательство Государственного Эрмитажа, 2020), автор текста - Ирина Багдасарова, дизайн - Ирина Далёкая).

Выставку в Арапском зале Зимнего дворца можно посетить в часы работы музея по входным билетам в Главный музейный комплекс по маршруту № 2 (вход с Церковной лестницы).

Напоминаем посетителям, что выставку можно посетить с 5 декабря 2020 года по 4 апреля 2021 года.

 

 

 

Источник материалов и фотографий: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/2020/vinogradovporcelain/?lng=ru

Использованы также - фотографии Наталии Кириловой и Анатолия Оношко.

Материал подготовлен ИА «Вольный остров».

Источник: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/2020/vinogradovporcelain/?lng=ru