3 ноября 2011 года на экраны российских кинотеатров выходит удивительная картина гения американского кино, Стивена Спилберга, - ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТИНТИНА: ТАЙНА ЕДИНОРОГА (3D).
Прокатчик: Sony Pictures. Студия: Columbia Pictures и Paramount Pictures. Режиссер: Стивен Спилберг («Трансформеры: Месть падших»). В ролях: Джеми Белл («Телепорт», «Кинг Конг»), Дэниэл Крэйг («Казино Рояль», «Квант милосердия»), Энди Серкис («Властелин колец 2, 3»), Саймон Пегг («Ледниковый период 3: Эра динозавров», «Звездный путь»), Ник Фрост («Рок-волна»), Гад Элмале («Роковая красотка»), Тоби Джонс («Разрисованная вуаль») и Маккензи Крук («Пираты Карибского моря 2, 3»). Продюсеры: Питер Джексон («Район №9»). Монтаж и саундтрек Спилберг доверил своим давним друзьям и коллегам Майклу Кану и Джону Уильямсу (соответственно). Жанр: анимационное приключения в формате 3D motion capture
«С тех самых пор, как мне в руки попал первый комикс о нем, Тинтин никогда не покидал мое сердце и мысли. Я знал, что нам суждено поработать вместе, так или иначе. Это плодотворное сотрудничество вылилось в увлекательное приключение». (Стивен Спилберг, режиссер)
Оскароносный режиссер Стивен Спилберг и не менее оскароносный продюсер Питер Джексон - одни из наиболее выразительных и уважаемых кинематографистов нашего времени, предлагают зрителям отправиться в увлекательное, полное загадок и тайн путешествие по 3D-миру вокруг Земного шара. По пути вы сразитесь с безжалостными преступниками, разгадаете множество древних загадок и тайн, а быть может, откроете и тайники с сокровищами. Именно такое приключение лежит в основе динамичной и смешной сказки ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТИНТИНА: ТАЙНА ЕДИНОРОГА, завоевавшей сердца миллионов поклонников по всему миру.
Первый фильм вероятной франшизы звездного творческого тандема Стивена Спилберга и Питера Джексона в формате 3D на основе всемирно известных комиксов расскажет о том, как молодой журналист-детектив по имени Тинтин и его пес, терьер Сноу, отправляются в путешествие навстречу увлекательным приключениям.
Полюбившиеся многим герои перекочевали на большой экран со страниц популярных комиксов художника под псевдонимом Эрже. Сюжет фильма таков: юный пытливый журналист Тинтин (Джейми Белл) и его верный пес Снежок находят древний артефакт, который не понятно кем и зачем был искусно припрятан в модели корабля. Увлеченный своим открытием Тинтин вскоре понимает, что находка заинтересовала не его одного - некий Иван Иванович Сахарин (Дэниэл Крэйг) считает, что репортер похитил бесценное сокровище, принадлежавшее некогда отчаянному пирату Красному Ракхаму. Тинтину приходится заручиться поддержкой друзей - как новых, так и проверенных временем. Помимо верного Снежка юному авантюристу помогает настоящий морской волк капитан Хэддок (Энди Серкис). На его сторону становятся и неуклюжие детективы Дюпон и Дюпонн (Саймон Пегг и Ник Фрост). В этой разношерстой компании Тинтину предстоит пересечь полмира и использовать всю дарованную природой находчивость и смекалку, чтобы одолеть врагов. Но усилия того стоят, ведь в конце опасного пути авантюристов ожидает последнее пристанище «Единорога» - корабля, трюмы которого ломятся от несметных богатств. Герои пока не знают, что на сокровище наложено древнее защищающее проклятие…
Вместе с искателями приключений вы пересечете океан и окажетесь в безжалостных песках Северной Африки. Каждый новый поворот сюжета заставит вас крепче сжать подлокотники кресла. Но в конечном итоге герои докажут, что если ты решил поставить на карту все, то тебя уже ничто не удержит.
Серия комиксов, описывающих головокружительные приключения Тинтина, стали в свое время всемирной сенсацией. Неугомонный репортер со смешным чубчиком и изрядным мужеством всегда ухитрялся находить выход даже из, казалось бы, безнадежных ситуаций. Довольно скоро Тинтин стал кумиром множества юных читателей и объектом вдохновения для других художников. Главного героя, которого рисовал Жорж Реми под псевдонимом Эрже, не могли остановить ни разнообразие культур, ни возрастной ценз, ни военное время. Универсальные издания были переведены на 80 языков. С момента выхода первой серии было продано более 350 миллионов экземпляров комиксов…, и это число продолжает увеличиваться.
За свою «карьеру» Тинтин успел побывать во многих экзотических странах - от Перу до Тибета. Единственное место, которое он пока не успел обследовать - современный кинематограф. Это досадное упущение в корне исправит фильм ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТИНТИНА: ТАЙНА ЕДИНОРОГА Аудитория не просто встретится с полюбившимся героем в кинозале - Тинтин предстанет в новом образе, полностью соответствующим высоким требованиям современной аудитории. При этом авторы стремились сохранить оригинальный нестареющий облик классического героя Эрже.
Неугасающий интерес к похождениям Тинтина отчасти можно объяснить очарованием персонажей, путешествующих в экзотические страны, и жаркими схватками, в которые вступает главный герой, защищая своих друзей и единомышленников. Многих этот интерес связал неразрывными узами дружбы и взаимопонимания.
«Тинтин - амбициозный журналист, случайная находка которого ведет к цепи самых невероятных событий, - рассказывает Спилберг. - Столь привлекательным героя делает неутомимость в погоне за истиной, хотя подобная одержимость частенько ставит его в затруднительное положение. Иногда кажется, что очередной переплет может стать для него последним. И каждый раз Тинтин все же находит способ выкрутиться...» (Стивен Спилберг, режиссер)
Питер Джексон вырос на комиксах о Тинтине. Самым запоминающимся проектом кинематографиста стала сказочная трилогия ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ. Задолго до начала своей карьеры Джексон скупал все выходившие серии комиксов о Тинтине, включая французские издания. «В молодости было не трудно представить, что я сам отправляюсь в описанные на страницах комиксов приключения, - говорит Джексон. - Они пробуждали авантюрную струнку, которая присутствует в каждом из нас».
«Комиксы Эрже больше похожи на превосходно сделанную раскадровку, - говорит партнер Спилберга Кэтлин Кеннеди, которая, не задумываясь, взялась продюсировать фильм вместе с Джексоном. - Рисунки были интуитивно понятными и удивительно четкими с повествовательной точки зрения».
Впервые Спилберг связался с Эрже в 1983 году. Выяснилось, что бельгийский художник сам мечтал передать своего героя в заботливые руки кинематографистов. Однако долгое время кинематографист и художник не могли договориться об условиях контракта. К сожалению, Эрже скончался, так и не дождавшись консенсуса. Права на экранизацию Спилбергу передала вдова художника Фанни Родвелл. Эрже попросил ее об этом перед смертью... «Эрже посчитал, что Стивен – единственный режиссер, которому он готов доверить свое детище, - вспоминает Сперри. - В свою очередь Стивен всегда относился к этому выбору с уважением и благодарностью».
«Нам было очень важно почтить память об Эрже и сделать героев настолько похожими на оригиналы, насколько возможно, - говорит Спилберг. - Разумеется, в пределах наших возможностей. В каждом герое, в каждой сцене чувствовалась скрытая кинетическая энергия. Словно художник пытался сжать 24 кадра в один скриншот, и у него это получалось. В этом, как мне кажется, и состояла его гениальность. В каждой описанной им истории таится потенциал для отличного фильма. И мы доказали это на практике». ..
Сам Эрже однажды сказал: «Я расцениваю все свои истории, как киносценарии»!» Чтобы познакомить зрителей с большинством друзей и врагов Тинтина, кинематографисты решили объединить в единую сюжетную линию три книги о приключениях отважного журналиста - «Краб с золотыми клешнями», «Тайна Единорога» и «Сокровища Красного Ракхама».
Комиксы стали своеобразным ориентиром для сценаристов. «Истории Эрже увлекают читателей в мир красочных приключений, − объясняет Корниш, - но многое в них заложено между строк - моральные принципы, непередаваемое чувство путешествий в экзотические места. Все эти «ингредиенты» подаются «под соусом» величия мироздания и важности научных изысканий. Наверное, отчасти поэтому комиксы Эрже будоражили воображение не одного миллиона мальчишек и девчонок по всему миру. Мы старались сохранить оригинальные посылы автора в сценарии». Сценаристы руководствовались концепцией, которую избрали Спилберг и Джексон - действие должно было развиваться в темной гамме хичкоковского триллера. При этом красочные спецэффекты должны были усилить динамичность сюжетной линии. По словам Спилберга, в результате получился «отчасти мистическое, отчасти детективное, но, безусловно, увлекательное приключение, основанное на дружбе, верности и взаимном доверии, которые возникли между Тинтином и капитаном Хэддоком».
Компании Sony Pictures Entertainment и Paramount Pictures выпустят фильм ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТИНТИНА: ТАЙНА ЕДИНОРОГА в мировой прокат в форматах RealD 3D и IMAX 3D.
CОЗДАНИЕ МИРА ТИНТИНА
Стивена Спилберга и Питера Джексона объединяло не только богатое воображение, но и желание поэкспериментировать с различными локациями. За долгие годы их фантазия рисовала героев и миры столь невероятные, что их абсолютно невозможно себе представить за пределами кинотеатров. И, тем не менее, ни один из них до этого никак себя не проявил в жанре 3D-анимации.
«Эта история могла произойти в 30-е, 50-е, 80-е; она могла произойти и в наше время, - замечает Спилберг. - Это очарование независимости от исторического периода мы также старались уловить и передать. Мы не хотели, чтобы в нашем фильме появлялись сотовые телефоны, плазменные панели и современные автомобили. Элементы дизайна мы заимствовали из творений Эрже, а не из какой-то конкретной эпохи или культуры».
«Нам хотелось, чтобы стилистика фильма в чем-то была похожа на старые детективные драмы, - добавляет Джексон. - Это касается не самого Тинтина, а того мира, в котором он существует. В истории много детективных элементов, и мы решили, что вполне логично будет ввести персонажей в плащах свободного покроя, по полям шляп которых щелкали дождевые капли, а свет уличных фонарей отбрасывал бы неровные тени на мокрый асфальт… Таким будет мир, в который мы отправили Тинтина».
По словам совладельца студии Weta Workshop, дизайнера и супервайзера по спецэффектам Ричарда Тейлора, «несмотря на то, что комиксы рисовались десятки лет назад, они сами просились в третье измерение»: «Когда вы смотрите на рисунки Эрже, выполненные черной ручкой и акварелью, достаточно закрыть глаза и представить мир Тинтина. Сами того не замечая, вы представите его в 3D».
Это действительно работало, потому что Эрже отошел от привычного, традиционного отображения реальности и начал описывать приключения Тинтина от первого лица. «Мы перебрали множество самых различных архитектурных стилей и узоров, характерных для Северной Африки, - вспоминает декоратор Ребекка Тиш, - и при воссоздании Багхара использовали самые фантастические формы и краски.
Ведущий декоратор Крис Гиз воспользовался приглашением Фанни и Ника Родвелл и приехал в Брюссель, чтобы окунуться в атмосферу, в которой появился Тинтин. Он посетил дом неутомимого репортера на улице Лабрадора, 26, и увидел очертания усадьбы Шато Молинзар, обители капитана Хэддока. «Крис целиком и полностью погрузился в придуманный Эрже мир, - вспоминает Ричард Тейлор. - Он изучил многочисленные наброски художника и вернулся, переполненный образов того, как должен выглядеть новый анимационный мир».
Художник-постановщик по визуальным эффектам Ким Синклер всесторонне изучал появлявшиеся на страницах комиксов средства транспорта, включая автомобиль «Форд» 1937 года. «Художник уделял большое внимание средствам транспорта, таким как «Форды» и гидропланы, - говорит Синклер. - Мы без труда определили модели и годы выпуска. Мы даже нашли идентичные цвета в оригинальных палитрах производителей».
Однако наиболее скрупулезному изучению и последующему воспроизведению подверглись описанные Эрже персонажи. Смешные позы Хэддока; развевающийся на ветру чубчик Тинтина; усы детективов Дюпона и Дюпонна; отражающиеся на морде Снежка эмоции - каждый нюанс подолгу обсуждался, появлялись наброски, потом новые наброски, до тех пор, пока образы не были окончательно сформированы.
Чтобы не утомлять читателя описанием персонажей фильма Приключений: от отважного героя до коварного злодея, - я хочу предложить Вам то, что интересовало, я уверена, не только меня: как из "живых актеров" сделали такую фантастическую анимацию?
За каждым тщательно прорисованным персонажем скрывается филигранная актерская игра. Многих актеров привлекло очарование неподражаемых персонажей Эрже, каждый из которых отличается по характеру ярко выраженными сильными и слабыми сторонами.
Известно, что подготовительный период фильма занял два долгих года - исследования, разработка дизайна, написание сценария и подбор актеров. Затем в мир Эрже погрузились актеры и съемочная группа, включавшая более 200 специалистов в различных областях - началась работа в павильоне Performance Capture, оборудованном для использования технологии performance capture. Плацдармом для съемок послужил павильон Playa Vista на территории калифорнийской киностудии Giant Studios. Находясь на площадке, Стивен Спилберг постоянно придумывал какие-то новые ходы и варианты съемок различных сцен, сопоставляя возможности высоких технологий и собственные кинематографические инстинкты. Более того, к процессу творческого поиска была подключена вся съемочная группа - нетрадиционные решения различных задач только приветствовались.
Закончилось все тем, что Спилберг и Джексон совершили небольшую революцию в революционной системе, продублировав виртуальную камеру обычной. Режиссер получил возможность общаться с актерами в более традиционном ключе, видя на мониторе и полностью анимированный трехмерный мир, и саму площадку с живыми актерами. «Мне не хотелось лишать себя тех элементов инстинктивного творческого поиска, которые возникают на обычных съемочных площадках, - говорит Спилберг. - Поэтому мы нашли новый, менее болезненный способ трансформации реального мира в виртуальный».
Съемки велись в необычном павильоне, в котором была установлена система performance capture под названием Volume. По периметру потолка было вмонтировано около 100 камер, которые фиксировали происходящее в диапазоне 360° и записывали информацию в соответствии с положением каждого предмета и актера в пространстве. Работавшие в павильоне Volume актеры надевали специальные костюмы, «украшенные» многочисленными зеркальными маркерами, которые улавливались камерами. Полученная информация переводилась в трехмерный виртуальный мир. Подобными маркерами были снабжены также использовавшиеся в сценах реквизит и декорации. Кроме того восемь HD-камер снимали сцены в режиме «as is», то есть непосредственно самих актеров. Эти материалы впоследствии использовались аниматорами для того, чтобы ни одна гримаса, улыбка, вздрагивание и прочие эмоции и мимические нюансы не остались без внимания.
Спилберг управлял виртуальной камерой при помощи пульта дистанционного управления, по размеру немногим превышающего игровой джойстик. Режиссер мог «пройтись» по периметру павильона Volume, понаблюдать за тем, как актеры взаимодействуют друг с другом, и скомпоновать понравившиеся кадры в режиме реального времени. Актеры также могли следить за происходящим (в студии по кругу были установлены специальные мониторы) и, сообразно увиденному, варьировать свое поведение.
В дополнение к технологии performance capture, использовалась также и технология записи мимики играющего роль актера, фиксирующая эмоции по искажению лицевых линий. Благодаря этой технологии были созданы такие потрясающие персонажи, как Голлум во ВЛАСТЕЛИНЕ КОЛЕЦ и пандорианцы в АВАТАРЕ Джеймса Кэмерона. При помощи этой технологии Спилберг добился реалистичности героев фильма ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТИНТИНА: ТАЙНА ЕДИНОРОГА.
Актер надевал шлем, похожий на футбольный. Необычный головной убор украшала миниатюрная видеокамера, направленная актеру в лицо. Она фиксировала малейшие движения глаз, губ и ключевых лицевых мышц. Так Спилберг получал материал, на который делал ключевую ставку - абсолютную реалистичность эмоций героев фильма.
«Каждый персонаж, появляющийся в фильме ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТИНТИНА: ТАЙНА ЕДИНОРОГА, соответствует тому или иному актеру с его неподражаемой аутентичной манерой игры, - объясняет режиссер. - Их нетрудно узнать по характерным мимическим признакам. Мы хотели, чтобы созданные Эрже образы ожили в настоящих актерах, чувствительных и душевных. Эффект получился удивительный!» Для многих актеров непривычным показался необычный распорядок дня. Каждое утро перед съемками все должны были пройти два этапа сканирования - снимались отдельно лицо и все тело. После того, как сканирование было завершено, камеры начинали идентифицировать актера, попавшего в Volume, и переводить схематику его движений в движущийся виртуальный костяк. Впоследствии, на этапе монтажа на этот костяк «натягивалась» виртуальная кожа и одежда и получался полноценный персонаж.
Джейми Беллу Volume показался скорее миниатюрной театральной сценой, нежели съемочной площадкой. Хотя, по словам актера, эта аналогия только помогала ему в работе. «Мне было очень интересно работать, потому что всю съемочную площадку я держал в памяти, - говорит актер. - Мы фокусировались на том, чтобы оживить своих героев, вдохнуть в них жизнь. Затем мы видели, как наши персонажи оживали в трехмерном анимационном мире. Несмотря на то, что они были нарисованными, в них чувствовались наши сердца, наши души. Это было незабываемое ощущение». Беллу приходилось сниматься в сценах со Снежком из проволочного каркаса, набивным Снежком для трюков и шарнирным Снежком на колесиках. Все модели собаки управлялись мастером-кукловодом Брэдом Эллиотом, опытным профессионалом из компании Джима Хенсона.
Спилберг целенаправленно создал такую атмосферу, в которой на площадке могло произойти все, что угодно. Иногда в Volume заходили все актеры, выполняли трюки, садились в каркасы, которые камеры воспринимали, как самолеты, машины и корабли, и, конечно, импровизировали.
После того, как съемки в павильоне Volume были завершены, аниматоры студии Weta приступили к кропотливому процессу очистки, ретуши и детализации каждого из 1240 планов фильма. Лишь спустя полтора года начался финальный рендеринг фильма. За это время кинематографисты с различными визуальными схемами, попробовали наложить различное освещение на каждую отдельную сцену и довели картинку до совершенства. Оживлявшие мир Тинтина аниматоры брали за шаблонную основу стилизованный мир, созданный Эрже. «Все, что рисовал Эрже, имеет уникальный форму и цвет, - убежден Джо Леттери. - В его оригинальных работах уже чувствуется анимация, несмотря на статичную картинку. Кажется, что рисунки того и гляди оживут»....«Для нас отснятый при помощи performance capture материал является своеобразным сырцом», - уточняет Берд. Ни Джейми Белл, ни Энди Серкис, ни другие актеры не были точными копиями своих персонажей. Поэтому Берд и Стори принялись накладывать изображения со съемок в павильоне performance captured на цифровые «модели» героев, выстроенные командой студии Weta.
При анимировании ТИНТИНА многое зависело и от того, насколько качественно актер выступил на «подмостках» студии performance capture. «То, что наших героев сыграли живые актеры, вывело фильм на новый качественный уровень, которым могут похвастаться лишь единицы, - продолжает Леттери. - Актерская игра, лежащая в основании всей анимации, сформировала прочный фундамент для фильма, сделала сюжетную линию неразрывной. В традиционной анимации мы это называем «удерживать персонажа в границах модели». В случае с ТИНТИНОМ, сами актеры стали теми, кто удерживал персонажа в границах модели.
После того, как Кан закончил монтаж фильма, Спилберг показал получившуюся версию Джексону, а затем и маэстро Джону Уильямсу – подлинному виртуозу, который писал музыку ко всем фильмам Спилберга (кроме одного). Музыка Уильямса стала заключительным крещендо в работе над фильмом ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТИНТИНА: ТАЙНА ЕДИНОРОГА. Саундтрек тесно связал реальных актеров и цифровых героев в их невероятном приключении.
НАСЛЕДИЕ ЭРЖЕ
В 1929 году молодой бельгийский художник Жорж Реми выпускает новый комикс о юном журналисте и его белом фокстерьере, которые попадают в Советский Союз. Он подписывал свои работы псевдонимом Эрже, в котором заложено произношение его инициалов. Комикс под названием «Тинтин» мгновенно становится бестселлером, однако Эрже не мог даже представить, что его персонаж сможет прожить столь долгую и яркую жизнь. За пятьдесят лет было выпущено две дюжины комиксов о приключениях Тинтина. Герой завоевал миллионы сердец, не взирая на возрастной ценз и государственные границы. Он стал кумиром для детей в Европе и Азии, а чуть позднее – и в Соединенных Штатах.
В чем же секрет долголетия Тинтина, граничащего с бессмертием? Многие считают, что секрет кроется в комбинации интуитивно понятного сюжета и сложных взаимоотношений запоминающихся персонажей. Его герои мучаются всевозможными фобиями; они попадают в различные передряги с элементами политического триллера, мистики и фантастики. При этом герои путешествуют по удивительно красивым и красочны