13 февраля 2014 года в российский прокат выходит фантастический боевик РОБОКОП.
Metro-Goldwyn-Mayer Pictures и Columbia Pictures представляют фильм производства студии Strike Entertainment РОБОКОП, - ремейк оригинального блокбастера 1980 года.
Человек и машина вновь оказываются в одном "теле" в фантастическом боевике РОБОКОП режиссера Жозе Падилья.
2028 год. Любящий муж, заботливый отец и честный полицейский Алекс Мерфи (Юэль Киннаман) по мере сил пытается искоренить преступность и коррупцию в Детройте. Во время одного из заданий он получает серьезное ранение. Для компании OmniCorp, мирового лидера в области робототехники, появляется шикарная возможность получить миллиардные инвестиции. Специалисты компании собирают полицейского будущего - наполовину человека, наполовину робота. OmniCorp предлагает внедрить РобоКопов в каждом городе и не остановится ни перед чем, чтобы добиться успеха. Бездушная корпорация не учитывает один немаловажный факт: внутри машины по-прежнему живет человек.
В главных ролях: Юэль Киннаман, Гари Олдман, Майкл Китон, Эбби Корниш, Джеки Эрл Хейли, Майкл К. Уильямс, Дженнифер Или, Джей Барушель, Марианн Жан-Батист и Сэмюэл Л. Джексон. Режиссер: Жозе Падилья. Сценаристы: Джошуа Зитумер, Эдвард Ноймайер и Майкл Майнер. Продюсеры: Марк Абрахам и Эрик Ньюман. Исполнительные продюсеры: Билл Карраро и Роджер Бернбаум. Оператор: Лула Карвальо. Художник-постановщик: Мартин Уист. Монтажеры: Дэниэл Резенде и Питер МакНалти. Дизайнер костюмов: Эйприл Ферри. Супервайзер по спецэффектам: Джеймс Е. Прайс. Композитор: Педро Бромфман.
Человек и/или Робот
Офицер Алекс Мерфи становится ключевым предметом интереса корпорации OmniCorp, мирового лидера в области охранной робототехники. Детройт захлестнула волна преступности, и OmniCorp предлагает выпустить на улицы идеального копа - робота, который может отчистить город от скверны, не подвергая риску жизни других полицейских. Беда в том, что робот, держащий палец на спусковом крючке огнестрельного оружия, заставляет многих понервничать. OmniCorp находит компромисс: пусть это будет не робот, а киборг…
Получив смертельное ранение во время выполнения задания, Мерфи приходит в себя на больничной койке. Впрочем, от него прежнего в нем осталась лишь малая толика. По большей части он теперь - машина. И он по-прежнему сотрудник полиции...
Делаем паузу: когда я смотрела эпизод, где очнувшийся офицер, не понимая, что с ним происходит, просит доктора показать, что на нем "находится" и в зеркале видит, как "слой за слоем" - уходит вниз одна часть "тела" за другой, обнажая страшную реальность, где от человека остался лишь один только …мозг (да, и то - небольшая часть мозга), - у меня невольно перехватило дыхание и я вспомнила из Прошлого: да, тот самый известный фантастический приключенческий роман "Голова профессора Доуэля" русского советского писателя-фантаста Александра Беляева…Только теперь эта "голова" уже не просто говорит и мыслит, но и двигается, как человек… - перед нами киберг. Что/кто в итоге победит: человек сам себя - превратит "остатки" человека в робота или киберг сохранит себя человеком? Перед нами, зрителями пройдет драматическая история борьбы мозга одного человека и компьютерной программы, которую в свою очередь создал другой мозг другого человека. Фильм демонстрирует политического обозревателя, который в режиме онлайн активно…рекламирует интересы корпорации (правда, нам сегодня это очень знакомо?!), где главной целью стал лозунг: "На нем мы неплохо заработаем"…Но, это - только один сюжет фильма. Впереди - самое захватывающее..
Итак, главный герой - полицейский Мерфи, которого гений медицины превратил в киборга, открывает компании OmniCorp практически безграничные возможности. «Он представляется продуктом, который корпорация хочет выпустить на рынок, - объясняет режиссер фильма Падилья. - Он, - всего лишь прототип. РобоКоп был разработан, как какой-нибудь новый напиток в исследовательской лаборатории компании, занимающейся производством газировки. Сотрудники OmniCorp пытаются найти идеальный дизайн робота, чтобы продать его полицейскому управлению. Для компании это может означать миллиардную прибыль, поэтому об этике воротилы бизнеса особо не задумываются. Они забывают об одной детали - внутри машины по-прежнему живет человек. Это не просто бездушный агрегат, это вполне одушевленная личность. Разрабатывая РобоКопа, спецы из OmniCorp наивно полагали, что смогут контролировать свое детище. Что ж, они выбрали не того полицейского. Мерфи оказался слишком хорош для этой роли, и он намерен воспользоваться своим вторым шансом для того, чтобы вершить правосудие».
«Идея OmniCorp заключается в том, что внутри робота обязательно должен жить человек, - говорит Юэль Киннаман, звезда телевизионного сериала «Убийство», сыгравший роль Мерфи. - Человек, способный принимать решения, чтобы компании было в кого ткнуть пальцем, если что-то пойдет не по намеченному плану. РобоКопу оставили базовые эмоции для повседневной жизни. Когда же он сталкивается с угрозой или становится свидетелем совершающегося преступления, контроль берет на себя компьютер. Когда в OmniCorp понимают, что эмоции делают систему РобоКопа уязвимой, их отключают вовсе. Но когда Алекс встречается со своей семьей, эмоции находят обходной путь к его сознанию и возвращают контроль. Он вновь получает возможность принимать решения самостоятельно».
Киннаман утверждает, что роль Алекса Мерфи заинтересовала его после встречи с режиссером: «Жозе описал свое видение проекта - философские и политические аспекты, которые могли бы вызвать жаркие споры. Он хотел снять динамичный развлекательный боевик, в котором бы рассматривались философские дилеммы, с коими мы непременно столкнемся в ближайшем обозримом будущем. Разумеется, я захотел поучаствовать в таком проекте».
«В 80-е идея киборга могла относиться только к какому-то отдаленному будущему, - говорит Падилья. - Но сейчас это происходит на самом деле. Протезы, дроны, самодвижущиеся автомобили - идея стала частью нашей повседневной жизни. Мы же в своем фильме затрагиваем многие этические и правовые вопросы, которые неизбежно появляются по мере развития технологий. Алекс Мерфи терзается вопросом - что происходит с человеком, когда он оказывается внутри машины?»
Падилья утверждает, что начал работать над проектом по чистой случайности: «У меня была встреча с представителями MGM - мы обсуждали, какой фильм я мог бы снять. Там на стене висел постер оригинального РОБОКОПА, и я между делом сказал, что хотел бы снять этот фильм. Это - замечательная картина, нестареющая классика жанра. Я начал развивать эту идею, и мне сказали: «Давай сделаем это». Это было счастливое стечение событий - студия с внушительной производственной базой, фанатичный парень вроде меня и постер».
Продюсер Ньютон: «Вопросы, поднимаемые в фильме РОБОКОП, настолько же актуальны, насколько были в 80-х. Жозе хотел снять фильм, который бы работал в двух направлениях. С одной стороны, это должен был быть зрелищный экшн с различными захватывающими сценами, которых кинозрители еще никогда не видели. С другой стороны, он должен был давать почву для размышлений об устройстве современного мира».
Режиссер Жозе Падилья: «Вопросы, поднимаемые в картине, сегодня актуальны, как никогда. Как скоро военные действия будут полностью автоматизированы? Когда роботы заменят солдат и полицейских. Сейчас ведутся жаркие дебаты по поводу дронов, которые не полностью автономны - ими по-прежнему управляют операторы, наблюдают и принимают решение, когда имеет смысл применить силу. Но что будет, если за принятие таких решений будет отвечать компьютерный чип или программа? Все, что описано в нашем фильме, в самое ближайшее время будет реализовано учеными. И я предвосхищаю не менее жаркие дискуссии по поводу каждого из новшеств. Мне было очень интересно поработать над этим проектом спустя многие годы после выхода оригинального фильма. Имея куда более широкие познания в области современной технологии, чем были у моих коллег в 80-е, я попробовал спроецировать ситуацию на современность, однако сохранить философские базисные вопросы, которыми терзается главный герой».
Тема кибернетических организмов ставила перед авторами фильма вопросы не только этические и моральные, но и практические. «Предположим, вы купили самодвижущийся автомобиль, в котором внезапно отказало управление, и вы куда-нибудь врезались, - объясняет Падилья. - Чья это вина? На кого подавать в суд? На вас или на компанию, которая выпустила эту машину? По аналогии, допустим, что полицейский допускает ошибку и убивает не того, кого нужно. Сегодня ответственность за это преступление целиком и полностью лежит на плечах самого полицейского, а не УВД. А что было бы, если бы полицейский был роботом? Все эти вопросы, которые возникают при появлении новых технологий, мы ставили перед зрителем в фильме РОБОКОП».
Алекса Мерфи политические вопросы не интересуют, для него это - личное: «Зрители должны поверить в то, что машина помнит, каково это - быть человеком, - говорит Падилья. - Только в этом случае Алекс Мерфи может сохранить здравый рассудок. У него сохранились все человеческие эмоции. У него остались какие-то воспоминания. У него по-прежнему прослеживаются некоторые когнитивные способности. Однако он не может взять сына на руки и не может заняться любовью со своей женой. Быть РобоКопом - настоящий кошмар. Главный вопрос, которым задается главный герой - как я буду дальше жить в таком виде? Стал ли Алекс машиной или остался человеком?»
Немного - о персонажах фильма
В фильме мы увидим: актера Гари Олдмана (в роли доктора Деннетта Нортона, главы фонда Omni, создателя РобоКопа), Майкла Китона (в роли Реймонда Селларса, генерального директора OmniCorp), Эбби Корниш (в роли Клары Мерфи, супруги Алекса), Джеки Эрл Хейли (в роли Мэттокса, который тренировал Мерфи после его возрождения), Майкла К. Уильямс (в роли офицера Джека Льюиса, напарника Мерфи), Дженнифер Или (в роли Лиз Клайн, юрисконсульта компании OmniCorp), Джей Барушеля (в роли Тома Поупа, руководителя отдела маркетинга компании OmniCorp), Марианн Жан-Батист (в роли Кэрен Дин, начальницы полицейского управления Детройта) и Сэмюэля Л. Джексона (в роли Пэта Новака, телевизионного обозревателя).
Особый интерес у Киннамана вызвало изучение процесса возвращения Мерфи к человечности после того, как его безжалостно лишили всех эмоций: «Во второй половине фильма Алекс, по идее, должен быть абсолютно бесстрастен - доктор Нортон снизил уровень дофамина до нуля. У него есть доступ ко всем камерам скрытого видеонаблюдения, установленным на улицах города еще за 20 лет до описываемых событий. Алекс начинает просматривать записи в поисках изображений сына, жены, его самого, чтобы вспомнить, кто же он есть на самом деле. В этот момент эмоциональность начинает возвращаться к нему. Алекс вспоминает о том, как покушались на его жизнь, и начинает расследование собственной смерти. Все это в сочетании возвращает его к жизни - он пробуждает человека, которого заточили в недра машины. Именно благодаря семье он вновь становится тем, как был до перерождения - личностью».
Киннаман: «Моя броня весила около 20 килограмм. В ней постоянно ощущался жуткий дискомфорт, не было никакой терморегуляции - было то слишком холодно, то слишком жарко. Но именно это и помогало. Насколько бы неловко я себя ни чувствовал, я понимал, что по сравнению с муками Алекса мои были мизерны. Я чувствовал себя незащищенным и голым, в буквальном и переносном смысле - одежда под броней уже не помещалась. Но Алекс должен был переживать те же эмоции, только в сто раз хуже. Такое подспорье в работе было бесценно».
Несмотря на физический дискомфорт, Киннаман пытался передать движениями своего героя, что РобоКоп является самым знаменательным достижением в области робототехники. Дни громыхающих и неуклюжих роботов остались в прошлом. «Робототехники добились впечатляющих результатов в копировании движений человекоподобных роботов, - утверждает актер. - Например, в Японии изобретены роботы-няньки, которые умеют делать расслабляющий массаж людям преклонного возраста, содержащихся в домах для престарелых. Создавая РобоКопа, мы решили, что он должен двигаться, как человек: его механическое тело должно было работать точно так же, как и человеческое. Ходит он очень плавно, практически идеально». Однако кинематографисты не смогли удержаться от искушения напомнить зрителям о классическом фильме. «Нам также хотелось оставить в движениях РобоКопа что-то, что напомнило бы зрителям о движениях Питера Уэллера. Например, во время ходьбы я сначала поворачивал голову, а потом доворачивал плечи».
Перед тем, как взяться за роль, Киннаман провел тщательное исследование своего персонажа: «Алекс Мерфи - опытный полицейский специального назначения, он много чего знает и умеет. Чтобы выглядеть правдоподобно в этой роли, мне тоже пришлось кое-чему подучиться. В частности, мне пришлось отточить навыки работы с огнестрельным оружием, с которым я уже раньше имел дело. Для некоторых из моих прошлых ролей я обращался за помощью к ребятам из ОПОНа Швеции. В этот раз мне вновь пришлось просить их о помощи - я тренировался на протяжении двух недель. Кроме того, много чего мне рассказал один коп из Лос-Анджелеса, за спиной которого 25 лет в лос-анджелесской подземке и 10 лет в ОПОНе».
Во многом фильм строится на взаимоотношениях между Алексом Мерфи и доктором Нортоном, ученым, который создал РобоКопа. «Отношения Алекса и доктора Нортона очень непростые, в каком-то смысле герои напоминают доктора Франкенштейна и его монстра, - говорит Киннаман. - Сначала - доверие, потом доверие утрачивается, а затем - обретается вновь. Отношения настолько напряженные, как у отцов и детей».
«Отношения наших героев можно было бы сравнить с отношениями отца и сына, - вторит коллеге номинант на премию «Оскар»® Гари Олдман, сыгравший роль Нортона: Алекс - результат эксперимента, к которому Нортон прикипел душой и сердцем. Одержимый своим делом Нортон просто не может на этот результат смотреть свысока. В жизни каждого родителя рано или поздно наступает момент, когда дети его разочаровывают. Именно это чувство вызывает у Нортона обновленный Алекс».
«Нортон - биоинженер, ученый, нейрохирург, сидящий на стероидах, - говорит о своем герое Олдман. - Он очень умен, может быть, даже слишком умен на свое счастье. Он - пионер в области разработки технологий для калек и ветеранов. Он дает им второй шанс вернуться к нормальной жизни». Ключевым поворотом в карьере доктора становится появление Алекса Мерфи. «Нортона постоянно подгоняют, чтобы РобоКоп как можно скорее вышел на улицы города, даже несмотря на то, что киборг пока не прошел все тесты, - рассказывает Олдман. - Нортону приходится поступать наперекор всем докторским заповедям и обетам. Именно в этот момент начинают проявляться этические и моральные проблемы, обсуждаемые в фильме».
Майкл Китон играет Реймонда Селларса, директора компании OmniCorp. По словам режиссера, он хотел показать полноценного персонажа со своими мотивами. Того, кто был бы почти прав, хотя по фильму, разумеется, является негодяем. «Использование роботов в военных действиях или в полицейской работе вполне оправдано, - считает Падилья. - Роботам не ведома коррупция, они не устают, не терзаются муками предубежденности, не различают людей по расовой принадлежности. Селларс все это понимает и решает воспользоваться этими преимуществами. Он не похож на среднестатистического мерзавца - его мысли и поступки негативны, но вполне обоснованны».
«Реймонд Селларс хочет внести свою лепту в изменение мира, - говорит Китон, - поэтому он становится главным локомотивом проекта. Он не задумывается о том, будет ли использование новейших технологий правильным или неправильным, этичным или аморальным. Он умный парень с невероятными амбициями, мыслитель, новатор, но при этом он еще и практик. Он манипулирует Нортоном, но не потому, что зол или лжив. Он поставил определенную цель, к которой стремится. Он ставит перед Нортоном вполне конкретные задачи и требует, чтобы Нортон их решил. Селларс свято убежден в своей правоте».
Китон серьезно готовился к роли, изучая мир высоких технологий вдоль и поперек. «Чтобы выглядеть правдоподобно в своей роли, мне нужно было вжиться в мир, в котором существовал Селлерс, - объясняет актер. - Я много общался с робототехниками из Массачусетского университета. Кроме того, у меня есть друг, который написал книгу о роботах; мы дружим уже лет двадцать. Невероятно, насколько многофункциональными могут быть роботы. Еще более невероятен тот мир, в котором мы все вскоре будем жить. Одним из моих собеседников был скалолаз, который много лет назад попал в лавину и отморозил ноги. Конечности пришлось ампутировать. Что ж, он по сей день лазает по горам. И именно он изобрел технологию, позволившую ему не отказываться от опасного хобби. Мозг посылает сигнал искусственному нерву, и протез повинуется так, словно это - настоящая нога. Я поговорил с ветераном, у которого был такой протез - по его словам, он воспринимает его, как часть себя. Жозе сам очень любил покопаться, разбираясь в высоких технологиях - области, в которой больше вопросов, чем ответов».
И, последний персонаж, о котором я хочу Вам рассказать - это политический обозреватель Пэт Новак, которого сыграл номинант на премию «Оскар»® Сэмюэл Л. Джексон. «Сэм Джексон говорит, что его персонаж похож на Раша Шарптона, - смеется актер Киннаман. - Он очень самоуверен, с благосклонностью относится к робототехнике и хвалит OmniCorp». «Сэмюэл Л. Джексон - величайший актер нашего времени, - считает Падилья. - Он невероятно талантлив и харизматичен. Но больше всего меня поразило то, насколько хорошо он подготовился к роли. Мы давали ему очень длинные монологи. Он запоминал их моментально. Мы снимали сцены с первого дубля, без единой оговорки».
Съемки: роботы, оружие, транспорт и декорации.
Футуристическим дизайном фильма РОБОКОП занимался художник-постановщик Мартин Уист. Основной задачей художника-постановщика является работа над декорациями. Однако сфера деятельности Уиста распространялась и на многое другое, включая костюмы РобоКопа, мотоциклы и машины, арсенал и созданных на компьютере роботов, ED-209 и EM-208. «Я впервые разрабатывал элементы, которые впоследствии были созданы в виртуальной среде, - говорит он. - На этом новом для меня поприще были определенные сложности, но в целом работа мне понравилась: все, начиная с машин и байков и заканчивая вооружением. Не говоря уже о том, что в фильме будет множество созданных мною декораций».
Уист добавляет, что смог справиться с таким большим объемом работ только благодаря своей профессиональной команде. «Конечно, один в поле не воин, - говорит художник. - Вместе со мной работали замечательные дизайнеры, профессионалы в своей области: одна группа занималась оружием, два парня работали с роботами. Я полностью полагался на их талант и мастерство. Я, скорее, был отладчиком, чем создателем. Эксперты работали в своих областях, и мы позволили им творить практически без каких бы то ни было ограничений. Я со своей стороны лишь направлял и исправлял».
Различные вариации костюма РобоКопа, а также дизайн роботов ED-209 и EM-208 разрабатывал художник-постановщик Мартин Уист. По его словам, насколько бы фантастическими ни были различные наработки, все они подкреплялись реально существующими технологиями. «Всякий раз когда мы придумывали для РобоКопа новую способность, выяснялось, что разработки в этой области уже ведутся, а иногда эта технология уже была изобретена, - рассказывает Уист. - Например, уже сегодня существуют подопытные, в мозг которых имплантированы сенсоры. Они могут управлять механической рукой при помощи мысли. Наш робот вооружен мощным Шокером. Мы выяснили, что он уже изобретен и с успехом используется. Все в нашем фильме основано на реальности».
Для РобоКопа было создано два независимых и кардинально отличающихся друг от друга костюма. «Первый костюм был создан специально, чтобы напомнить об оригинальном фильме, - объясняет Уист. - Мне хотелось оставить ту же цветовую гамму, окрасив доспехи в серебро. Но, как и в первом фильме, мы немного украсили костюм, добавив другие оттенки, в частности малиновый и темно-синий. Костюм получился простеньким, массивным и неповоротливым. Однако его нужно было показать, чтобы зрители увидели, насколько выгодно по сравнению с оригинальным костюмом выглядят новые доспехи РобоКопа».
Робота ED-209 в оригинальном фильме кинематографисты «оживляли» методом покадровой анимации. Для ремейка было решено воспользоваться визуальными эффектами. «Первое знакомство с ED-209 в первом фильме было достаточно запоминающимся для всех нас, - говорит супервайзер по спецэффектам Джеймс Е. Прайс. - Учитывая тип съемок, операторы были во многом ограничены, в частности в ракурсах съемок и композициях кадра. Теперь же, используя новейшие технологии, мы смогли добиться куда большей подвижности. Мы смогли имплантировать сложнейших роботов прямо в сцену с живыми героями. Это было очень уместно, учитывая стиль съемок, которого придерживается Жозе - у него камера очень подвижная, словно живая. Нам не пришлось фиксировать камеру, мы могли вставлять эффекты именно там и тогда, когда это было нужно режиссеру».
О доспехах РобоКопа Уист говорит, что дизайнерам пришлось изрядно потрудиться над вторым, черным костюмом: «Вторая броня была выполнена в черном цвете. Она была более элегантной, агрессивной и технически продуманной». Разрабатывать костюм РобоКопа Уисту помогали специалисты компании Legacy Effects, одной из ведущих голливудских студий по созданию визуальных эффектов. Дизайнеры компании разрабатывали костюм Железного Человека и многие другие впечатляющие геройские гардеробы.
Арсенал РобоКопа состоял из двух стволов: мощный Шокер в кобуре, которая скрыта в бедре (еще один флэшбэк к оригинальному фильму), и пистолет, спрятанный в предплечье. По словам Уиста, особое внимание он уделял правдоподобности, несмотря на то, что работал с фантастическим оборудованием: «Когда мы начали работать над Шокером, я хотел, чтобы все детали