РУССКИЕ СЕЗОНЫ НАВСЕГДА.

22 мая 2022 года в Санкт-Петербурге на закрытии Книжного Салона-22 в павильоне F прошла презентация Российской Национальной библиотеки на тему: «Русские сезоны навсегда», - творческая встреча, посвященная 150-летию со дня рождения Сергея Дягилева.  10+

В презентации мультимедийной выставки «Русские сезоны навсегда» принимали участие: Станислав Голубцов, заместитель председателя РНБ, Елена Андреевна Михайлова, специалист отдела рукописей РНБ, Полина-Тереза Давыдова, кандидат искусствоведения, советник генерального директора РНБ, Федор Юрьевич Коркин, экскурсовод в РНБ и Ольга Погодина-Кузмина, писатель, драматург:

И, если, как мы знаем, Пётр Великий для России «прорубил окно в Европу», то сегодня мы с полным правом можем сказать, что в России в начале 20 века был человек, который точно для Европы «открыл Россию» («прорубил окно в Россию»): это был Сергей Дягилев! Надо сказать, что и сам Сергей Павлович сравнивал себя с Петром Первым, но не в масштабе геополитики, а - в культуре.


Мы вспоминаем Сергея Павловича Дягилева, автора и мецената (с позиции современности, - продюсера), директора «Русских cезонов» не случайно: не просто с его 150-летним юбилеем. Идея создать мультимедийный проект «Русские сезоны навсегда» к юбилею Сергея Дягилева возник в Российской национальной библиотеке еще осенью 2021 года потому, что один лишь «Указатель» архивного наследия Дягилева в РНБ насчитывает около 300 единиц страниц хранения:

Давайте немного заглянем в историю. Кто такой Сергей Дягилев и как он попал в водоворот российской культуры? Уверена, что читатель знает, где и когда родился Сергей Дягилев, - мы же откроем его «страницу жизни», начиная с конца 19 века: его «старт», как продюсера состоялся 1898 год.

В 1898 году при поддержке меценатов Марии Тенишевой и Саввы Мамонтова вышел первый номер журнала «Мир искусства», редакторами которого были Сергей Дягилев и художник Александр Бенуа: «Искусство, чистое и свободное» - таков был девиз журнала и одноименного творческого объединения, в которое входили Исаак Левитан, Лев Бакст, Валентин Серов, Илья Репин и другие именитые художники. В литературно-критическом разделе издания печатались известные писатели и публицисты: Дмитрий Философов, Дмитрий Мережковский, Василий Розанов, Лев Шестов, Зинаида Гиппиус. 

Первым «Русским сезоном» Дягилева стала выставка «Два века русской живописи и скульптуры». Она открылась 16 октября 1906 года в выставочном центре Гран Пале, где Дягилев арендовал 10 залов. Специально для выставки Лев Бакст и Александр Бенуа оформили большой, подробно иллюстрированный каталог. Для экспозиции отобрали произведения русского искусства XVIII - первой половины XIX века, а также новейших направлений, в основном символистов и модернистов. В числе представленных работ старых мастеров были картины Карла Брюллова, Дмитрия Левицкого, Александра Венецианова, среди новых - Николая Рериха, Константина Коровина, Виктора Борисова-Мусатова, Игоря Грабаря, Михаила Врубеля, Исаака Левитана, Льва Бакста, Александра Бенуа, Сергея Судейкина, Михаила Ларионова.

Отзывы художественной критики оказались более чем благоприятными, а для большинства парижан русская живопись стала настоящим открытием. Автор биографии импресарио, писательница Наталия Чернышова-Мельник, в книге «Дягилев» цитирует рецензии парижской прессы: «Но могли ли мы подозревать о существовании величавого поэта - несчастного Врубеля?.. Вот Коровин, Петровичев, Рерих, Юон - пейзажисты, ищущие острых ощущений и выражающие их с редкой гармоничностью <…> Серов и Кустодиев - глубокие и значительные портретисты; вот Анисфельд и Рылов - пейзажисты очень ценные…».

Наследие Дягилева до сих пор питает как искусство наших, так и зарубежных художников. Дягилев задал движение современного, авангардного искусства.

На презентации проекта Елена Андреевна Михайлова, специалист отдела рукописей РНБ, подробно рассказала, опираясь на архивные материалы, как Сергей Дягилев готовил свои программы «Русских сезонов»:

Первый европейский успех Дягилева только раззадорил, и он взялся за музыку. В 1907 году он организовал серию из пяти «Исторических русских концертов», которые прошли на сцене парижской Гранд-опера. Дягилев тщательно подошел к отбору репертуара: со сцены звучали произведения Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского, Александра Бородина, Александра Скрябина.

Как и в случае с выставкой 1906 года, Дягилев ответственно подошел и к сопроводительным материалам: печатные программки концертов рассказывали короткие биографии русских композиторов. Концерты были так же успешны, как и первая русская выставка, и именно выступление с партией князя Игоря в «Исторических русских концертах» прославило Федора Шаляпина. Из композиторов парижская публика особенно тепло приняла Мусоргского, на которого с этого времени во Франции пошла большая мода.

Убедившись, что русская музыка вызывает у европейцев живейший интерес, для третьего «Русского сезона» 1908 года Дягилев выбрал оперу «Борис Годунов» Мусоргского. Готовясь к постановке, импресарио лично изучил авторский клавир, заметив, что в постановке оперы под редакцией Римского-Корсакова были удалены две сцены, важные, как он посчитал, для общей драматургии. В Париже Дягилев представил оперу в новой редакции, которую с тех пор используют многие современные постановщики. Дягилев вообще не стеснялся адаптировать исходный материал, подстраиваясь под публику, зрительские привычки которой отлично знал. Поэтому, например, в его «Годунове» финальной стала сцена смерти Бориса - для усиления драматического эффекта. То же касалось и хронометража спектаклей: Дягилев считал, что они не должны длиться дольше трех с половиной часов, а смену декораций и порядок мизансцен он рассчитывал вплоть до секунд. Успех парижской версии «Бориса Годунова» только подтвердил авторитет Дягилева и как режиссера.

«Вселенная» наследия Сергея Дягилева поражает размахом своим эпистолярным собранием: огромная переписка, дневники, счета, мемуары, журналы, нотные здания, - все это позволяет составить истинное положение, в котором находился неутомимый Сергей Дягилев: вечная нехватка денег на постановки, бесконечное сопротивление установленным традициям в классическом искусстве, бесконечные капризы звезд оперной балетной сцены.


Ольга Погодина-Кузмина, автор прозы «Солнце Нижинского», по которой поставили спектакль «Сердце Нежинского», что идет сегодня в разных театрах России, рассказала на встрече с читателями о своем опыте погружения в творческое наследие Сергея Дягилева: источником пьесы стали дневник Нижинского, воспоминания его сестры, обширная переписка Дягилева с артистами.

Идея привезти за границу балет появилась у импресарио в 1907 году. Тогда в Мариинском театре он увидел постановку Михаила Фокина «Павильон Армиды», балет на музыку Николая Черепнина с декорациями Александра Бенуа. В то время в среде молодых танцовщиков и хореографов наметилась определенная оппозиция по отношению к классическим традициям, которые, как говорил Дягилев, «ревниво оберегал» Мариус Петипа. «Тогда я задумался о новых коротеньких балетах», - писал Дягилев позже в своих воспоминаниях, - «Которые были бы самодовлеющими явлениями искусства и в которых три фактора балета - музыка, рисунок и хореография - были бы слиты значительно теснее, чем это наблюдалось до сих пор». С этими мыслями он и приступил к подготовке четвертого «Русского сезона», гастроли которого были запланированы на 1909 год.

В конце 1908 года импресарио подписал контракты с ведущими артистами балета из Петербурга и Москвы: Анной Павловой, Тамарой Карсавиной, Вацлавом Нижинским, Михаилом Фокиным, Идой Рубинштейн, Верой Каралли и другими. Кроме балета, в программе четвертого «Русского сезона» появились оперные спектакли: Дягилев пригласил выступить Федора Шаляпина, Лидию Липковскую, Елизавету Петренко и Дмитрия Смирнова. При финансовой поддержке своей подруги, известной светской дамы Миси Серт, Дягилев арендовал старый парижский театр «Шатле». Интерьер театра специально для премьеры русских спектаклей переделали, чтобы увеличить площадь сцены.

В Париж труппа Дягилева прибыла в конце апреля 1909 года. В репертуаре нового Сезона были заявлены балеты «Павильон Армиды», «Клеопатра» и «Сильфиды», а также «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина.

Репетиции проходили в напряженной обстановке: под стук молотков и визг пил во время реконструкции «Шатле». Михаил Фокин, главный хореограф постановок, не раз устраивал по этому поводу скандалы. Премьера четвертого «Русского сезона» состоялась 19 мая 1909 года. Большинство зрителей и критиков не оценили новаторскую хореографию балетов, но все были в восторге от декораций и костюмов Льва Бакста, Александра Бенуа и Николая Рериха, а также - от танцовщиков, особенно от Анны Павловой и Тамары Карсавиной. После этого Дягилев целиком сосредоточился на балетной антрепризе и существенно обновил репертуар, включив в программу «Сезонов» «Шехеразаду» на музыку Николая Римского-Корсакова и балет по мотивам русских народных сказок «Жар-птица». Музыку к последнему антрепренер попросил написать Анатолия Лядова, но тот не справился - и заказ перешел к молодому композитору Игорю Стравинскому. С этого момента началось его многолетнее плодотворное сотрудничество с Дягилевым.

Прошлый успех балетов позволил импресарио представить спектакли нового сезона уже в Гранд-опера: премьера пятых «Русских сезонов» состоялась в мае 1910 года. Лев Бакст, традиционно участвовавший в создании костюмов и декораций, вспоминал: «Сумасшедший успех «Шехеразады» (весь Париж переоделся по-восточному!)».

Премьера «Жар-птицы» прошла 25 июня. В переполненном зале Гранд-опера собралась художественная элита Парижа, в том числе Марсель Пруст («Русские сезоны» не раз упоминаются на страницах его семитомной эпопеи «В поисках утраченного времени»). Неординарность видения Дягилева проявилась в знаменитом эпизоде с живыми лошадями, которые должны были появиться на сцене во время спектакля. Игорь Стравинский вспоминал про этот случай: «…Бедные животные вышли, как предполагалось, по очереди, но начали ржать и приплясывать, а одна из них выказала себя скорее критиком, нежели актером, оставив дурно пахнущую визитную карточку… Но эпизод этот был потом забыт в пылу общих оваций по адресу нового балета». Михаил Фокин объединил в постановке пантомиму, гротеск и классический танец. Все это гармонично сочеталось с декорациями Александра Головина и музыкой Стравинского. «Жар-птица», как отмечал парижский критик Анри Геон, была «чудом восхитительнейшего равновесия между движениями, звуками и формами…».

В 1911 году Сергей Дягилев закрепил постоянное место проведения своего Ballets Russes («Русского балета») в - Монте-Карло. В апреле того года в «Театре Монте-Карло» новые «Русские сезоны» открылись премьерой балета «Призрак Розы» в постановке Михаила Фокина. В ней публику поразили прыжки Вацлава Нижинского. Позднее в Париже Дягилев представил «Петрушку» на музыку Стравинского, который стал главным хитом этого сезона…

Станислав Бронславович Голубцов, заместитель председателя РНБ, на презентации обратил внимание, что главное в проекте «Русские сезоны навсегда» - мультимедийная выставка посвящается 150-летию со дня рождения театрального и художественного деятеля Сергея Дягилева (1872-1929), сыгравшего одну из ролей в популяризации русского искусства в Европе и мире на рубеже XIX-XX веков. В Российской национальной библиотеке решили сделать выставку необычной, потому что необычна сама фигура Дягилева, совершившего прорыв русского искусства в Европу:

Дягилевские «сезоны» продолжались более 20 лет! Последним громким успехом дягилевской труппы стала постановка Леонида Мясина 1928 года «Аполлон Мусагет» с музыкой Игоря Стравинского и костюмами Коко Шанель.


«Русские сезоны» еще 12 лет после 1917 года в Париже («в сердце Европы») «открывали» для европейцев искусство России: музыку, изобразительное искусство, танец, балет, музыкальный театр, костюмы, да, просто, - моду на все русское!

Русский мир резко изменился после Октябрьской революции, но «Русские сезоны» Дягилева продолжались в Европе, вплоть до самой смерти Сергея Павловича, до 1929 года…

В своих воспоминаниях Игорь Стравинский, говоря о новых тенденциях в балете ХХ века, отметил: «…возникли ли бы эти тенденции без Дягилева? Не думаю».


Коркин Фёдор Юрьевич, экскурсовод в РНБ, рассказал на презентации, как можно будет посещать мультимедийную выставку, - есть возможность заказать экскурсию и тогда посетителю откроется многое из того, что организаторы выставки «засекретили» светом, декорациями, перфомансами, стараясь «следовать» течению творческих замыслов Сергея Дягилева:

На презентации «Русские сезоны навсегда!» были показаны уникальные печатные и рукописные материалы из фондов Российской национальной библиотеки, которые были собрана в ходе подготовки выставочного проекта «Русские сезоны навсегда», посвященного 150-летию со дня рождения С. П. Дягилева.


Полный видео плейлист встречи смотрите здесь:

По окончании презентации и ответов на вопросы, для всех присутствующих в шатре организаторы встречи предложили игру: викторину на знание истории РНБ.

Все пять победителей викторины получили призы от библиотеки:

Видео плейлист встречи смотрите также на наших ресурсах: https://vk.com/video3608869_456241302 и https://rutube.ru/video/4d2622311ec90e4389275794c8f2a40a/)


Фотоальбомы события расположены на наших социальных площадках, в социальных сетях: https://ok.ru/natasha.kirilova3/album/939443203666 и https://vk.com/album3608869_284568674

Мультимедийная выставка «Русские сезоны навсегда» в РНБ реализована с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

 

 

Фото и видео - Наталии Кириловой.

Материал подготовлен ИА «Вольный остров».

Источник: https://rutube.ru/video/4d2622311ec90e4389275794c8f2a40a