Страница ПАМЯТИ. День прорыва блокады Ленинграда.

18 января 1943 года - День прорыва блокады Ленинграда - памятная дата для многих ленинградцев, переживших один из самых трагических эпизодов Второй мировой войны.

Прорыв блокады принес им надежду на выживание. К этому моменту в городе оставалось лишь около 800 тысяч из почти трехмиллионного довоенного населения Ленинграда и его пригородов. 1,5 миллиона человек - такую цифру приводят многие источники, говоря о количестве жертв голода и обстрелов среди мирных жителей.

Блокада Ленинграда, мужество жителей и защитников осаждённого города, находившегося в кольце врага с 8 сентября 1941 года – страна с болью следила за тем, что происходит в блокадном Ленинграде.

О том, каким запомнили день прорыва блокады очевидцы, смотрите в подборке воспоминаний, подготовленной видеоархиво«Блокада.Голоса».

На сегодняшний день собрание видеоархива включает более 230 интервью ленинградцев, остававшихся в городе в самые тяжелые дни блокадной эпопеи.

Из воспоминаний участников прорыва блокады Ленинграда: «Поздно вечером мы узнали о том, что войска двух фронтов соединились, что теперь мы будем связаны со страной не только по воде или по льду, но и по земле. И хотя и в тот день фашисты по-прежнему стояли невдалеке от Московской заставы и от Кировского завода, и город подвергался артиллерийскому обстрелу – не было границ нашей радости и восторгу, мы все гордились этой исторической победой», – вспоминал события 18 января 1943 года Матвей Фролов, журналист и основатель корреспондентского пункта Всесоюзного радио в осаждённом городе.


Участник прорыва блокады Ленинграда, инженер-строитель, полный кавалер ордена Славы, фронтовой разведчик Иван Баранов рассказывал: «Гитлеровцы создали сильные укреплённые рубежи с разветвлённой системой ДОТов (долговременных огневых точек), ДЗОТов (деревоземляных огневых точек), минными полями, противотанковыми препятствиями. Предстояло форсировать Неву шириной до 800 метров, под огнём противника преодолевать крутой и высокий обледеневший берег, но ничто не могло остановить наступательный дух пехотинцев и сапёров, артиллеристов и лётчиков. Наша гвардейская дивизия с Невского пятачка принимала самое активное участие в горячих боях. 

18 января после семидневных боёв войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда». Иван Баранов вспоминал, что победа была одержана благодаря сотрудникам заводов и фабрик, обеспечивавших действующую армию оружием и боеприпасами, помощи, которую оказывала вся страна, а также воинам, показавшим «беспримерную стойкость, мужество и настоящее ратное мастерство». С разрывом блокадного кольца началось снабжение города продуктами и необходимыми вещами. Уже 5 февраля 1943 года начала действовать «Дорога победы» - временная железнодорожная линия Поляны - Шлиссельбург, служившая для доставки грузов в Ленинград.

О запуске первого после прорыва блокады поезда с продовольствием и боеприпасами - воспоминания ветерана-железнодорожника, машиниста Георгия Федорова: «Теперь трудно даже представить, что в такой короткий срок можно было построить тридцатикилометровую магистраль и мосты через Неву. Первый поезд из Волхова прибыл в Ленинград 7 февраля. Для всех ленинградцев это был огромный праздник - наконец, город получил прямую связь с Большой землёй. В тот же день отправился поезд из Ленинграда», – вспоминает Георгий Фёдоров.

До полного снятия блокады оставалось около года…

 

Благодарим за предоставленные материалы и фото Президентскую библиотеку: https://www.prlib.ru/ а, также – проекты в сети: «Блокада.Голоса» - https://www.youtube.com/watch?v=J_SQPy4Ca8I и «Голос России» -https://www.youtube.com/watch?v=vAPOlL2z3hw

Материал подготовлен ИА «Вольный остров».

Источник: https://www.prlib.ru/