“Учености Плоды”.

С 21 октября 2021 года в российский прокат выходит драма “Учености Плоды”. 12+

Накануне, в Санкт-Петербурге состоялся предпоказ “военно-исторической драмы” Игоря Угольникова “Учености Плоды”.

Выход картины “Учености Плоды” Игоря Угольникова, известного многим по юмористической телевизионной передаче “Оба-на!”, а также в качестве жюри высшей лиги КВН, можно смело назвать важным событием в мире отечественного кинематографа

“Плоды” наглядно показали, что в техническом плане наши «киношники» вышли на абсолютно новый уровень. Работа съемочной группы (оператор-постановщик Андрей Гуркин), в данном фильме - выше всяческих похвал: прекрасные пейзажи Псковской области, съемка с помощью дронов, ненавязчивые спецэффекты (к сожалению, свою привычку использовать “рапид” по поводу и без, - они «побороть» так и не смогли).


И, казалось бы, надо радоваться выходу красивой отечественной картины, но не все так просто. Как бы прискорбно это не звучало, одними пейзажами сыт не будешь и, хотя “картинка” сделана на 5 с плюсом, - того же нельзя сказать об остальных аспектах фильма.

Сюжет повествует о нелегкой судьбе музея-усадьбы Пушкина в годы немецкой оккупации. Главная специалистка третьего рейха по Пушкину и, по совместительству, якобы правнучка Шиллера - приезжает, чтобы надзирать за музеем и культурно просвещать как немецких солдат, так и местных крестьян насчет творчества Александра Сергеевича.

Увы, но с ее позицией не согласны практически все стороны конфликта: местному немецкому командованию гораздо интересней воровать березовые гарнитуры из музея, полицаи слишком заняты охотой на партизан и исполнением роли безусловного и немотивированного зла,

упомянутые уже партизаны вместе с героем Бондарчука гораздо больше озабочены сокращением числа немецкоговорящих обитателей Пушкиногорья, а главный герой, в лице героя Безрукова всего Пушкина и так знает наизусть.

Между госпожой Шиллер и Трофимовым (С.Безруков) вспыхивает запретный роман, который изначально был обозначен как любовный треугольник, хотя “барон Дантес” (и это не шутка) принимает в нем исключительно символическое участие.

Актерский состав пестрит известными именами, здесь вам и Сергей Безруков (сельский «левша» Сергей Трофимов), и Федор Бондарчук (командир местного партизанского отряда), и Настасья Кребенген (фрау Шиллер (хотя, ее замужество ни разу не упоминается, так что, правильней было бы звать её фройляйн) и даже сам режиссер Игорь Угольников, сыгравший роль музейного смотрителя Антипова, Анастасия Мельникова (Людмила, жена Антипова), Микаэль Эпп (майор Занглер), Анастасия Буткова (Анисья, жительница села), Андрей Горбачев (Юпатов), Андрей Некрасов (Воронин), Константин Фисенко (партизан Дёма), Алексей Нестеров (Амель), Игорь Савочкин (партизан Егор), Дмитрий Соломыкин (адъютант Занглера) и другие.

Однако, как известно «слава - не панацея», и даже самый известный и дорогой актер не может хорошо сыграть по плохо написанному сценарию. Сам по себе сюжет не вызывает особых претензий (за исключением излишней драматичности).

Первое, что видит зритель, пришедший на “Учености Плоды” когда начинается фильм - хорошо знакомую российскому кинолюбителю надпись “фильм основан на реальных событиях”: эту формулировку в нашем кино любят вставлять везде, где только можно и, как правило, её появление означает, что сюжет фильма имеет с реальным историческим событием примерно столько же общего, как у сюжета Игры Престолов с войной белой и алой розы.

К сожалению, это правило можно применить и к данной картине: “Учености Плоды”, несмотря на свои претензии на историчность, целиком и полностью являются художественным вымыслом, а для того, чтобы это выяснить, - достаточно прочитать статью об истории музея на его собственном сайте: https://pushkinland.ru/ 


Но, если сочинение собственной истории по мотивам реальных событий нельзя назвать кино преступлением, то бездарно прописанных персонажей и отсутствие каких либо логических связей в сюжетной линии, без сомнений можно. Характеры персонажей либо настолько плоские, что ты вообще забываешь, что это за люди, (как в случае с персонажем Бондарчука, лишь изредка мелькающем в кадре), либо - ежесекундно меняются в зависимости от обстоятельств (как например, характеры главных героев: Фрау Шиллер и Сергея Трофимова). Мотивация персонажей скупа и условна, большинство из них даже не могут находиться в более чем двух состояниях (безразличие и истерика). У них нет истории, есть только краткая биография, из которой ровным счетом ничего не понятно и с персонажем она никак не сближает.

Сам Игорь Угольников не раз говорил, что фильм должен стать “проникновенным”, вызвать у зрителя “желание почитать Пушкина”. Но, если отсидеть все 2 часа 47 минут, которые длится фильм, то “желание почитать Пушкина” не то, что не появится, оно - отпадает начисто.

Стихи Александра Сергеевича здесь декларируют почти все персонажи, иногда к месту, иногда, видимо, просто, - чтобы заполнить вакуум на экране, который создают черные дыры в сюжете.

Отдельного упоминания заслуживает «юмор»: картина изобилует невероятно похабными шутками и прибауткам (в основном, в исполнении персонажа С.Безрукова), по большей части направленных на унижение женского достоинства или являющихся намеками на половой акт. О последнем: единственной, по-настоящему смешной сценой в этом фильме, является кульминация романтических отношений Сергея Трофимова и фрау Шиллер: немецкая красавица в бежевой униформе попивает коньяк из фляжки на фоне закатного солнца, пока растолстевший главный герой в «майке-алкоголичке» закапывает труп утонувшего немецкого солдата в поле за её спиной, после чего ей, разумеется, ничего не остается кроме как, - «отдаться» ему).

В целом, о достоинствах и недостатках картины “Учености Плоды” можно рассуждать довольно долго…

“Учености Плоды” можно охарактеризовать, как - очень спорный фильм, который привлекает зрителя прекрасной картинкой и, параллельно, шокирует своим смысловым наполнением. Вряд ли “Учености Плоды” будут пользоваться особым успехом у зрителя, особенно у ценителей советской военной классики.

 

Александр Егоров, кинокритик.

 

 

Использованы матералы и фотографии - кадры из фильма, предоставленные прокатчком: https://b2b.sonypictures.ru/now/00457/

Кроме того, использованы фотографии Валерия Карпова с премьеры фильма в Петербурге.

Материал подготовлен ИА «Вольный остров».

Источник: https://b2b.sonypictures.ru/now/00457/