С 3 по 5 апреля 2015 года в Санкт-Петербурге «Иноекино» представляет УИК-ЭНД ФРАНСУА ТРЮФФО, который проходит в кинотеатре «Родина».
В первый уик-энд апреля в кинотеатре «Родина» покажут три классических картины выдающегося французского режиссера Франсуа Трюффо - «400 ударов», «Жюль и Джим» и «Стреляйте в пианиста». Редчайшая возможность увидеть знаковые фильмы «французской новой волны» на большом экране. Наряду с Жаном-Люком Годаром, Франсуа Трюффо является самым ярким представителем этого важнейшего в кинематографе направления. Он всегда стойко хранил верность этико-психологической проблематике и остался в истории кино несравненным выразителем лирического начала в фильмах новой волны.
«Я делаю фильмы, которые хотел бы посмотреть сам, когда был молодым. Для меня кино -искусство прозаическое. Абсолютно. Надо снимать прекрасное, но как бы ненароком, просто так. Я люблю кинематограф за его прозаизм, за то, что это искусство намека, оно неоткровенно и таит от нас не меньше, чем показывает», - Франсуа Трюффо
3 апреля. Начало сеанса в 19:10.
400 УДАРОВ (Les quatre cents coups). Франция. 1959 /Многоголосый закадровый перевод/. В главных ролях: Жан_Пьер Лео, Клер Морье, Альбер Реми, Ги Декомбль и др.
Полноценным режиссерским дебютом Франсуа Трюффо в полнометражном кино стал фильм «Четыреста ударов» (1959), который принес ему мировую известность. Картина имела огромный успех и ознаменовала собой начало «новой волны» французского кинематографа.
Фильм о событиях, происходящих в жизни мальчика, о несправедливости, боли, выпавших на его долю. Трюффо относится к Антуану с теплом и состраданием; как к ребенку, вынужденному жить в предлагаемых обстоятельствах. Изящество и совершенство картины позволили ей стать мерилом в числе фильмов, посвященных проблемам юности. Следует отметить очень поэтичную черно-белую операторскую работу Анри Деке.
Как явствует уже из названия - «Четыреста ударов» (Quatre cents coups) - идиоматическое выражение, соответствующее русскому «Тридцать три несчастья».. Фильм Трюффо - это история злоключений главного героя, «трудного подростка» Антуана Дюанеля (Жан-Пьер Лео). Они начинаются неприятностями в школе и дома, а заканчиваются полицейским участком и колонией для несовершеннолетних преступников. Радостей в жизни Антуана, прямо скажем, немного. Однако это один из самых эйфорических фильмов в истории кино.
Неуютный мир муштры, семейных дрязг, а главное - отупляющей скуки, в котором существует герой, вовсе не является тотальным. В нем есть масса лазеек. Периодически камера демонстрирует нам действительную широту и простор этого мира, поднимаясь высоко вверх. С такого расстояния все беды кажутся мелкими и преходящими. Существующее положение вещей нельзя изменить, ему трудно напрямую противостоять, но от него всегда можно убежать, чтобы как следует оттянуться на воле. Что периодически и делает герой: прогуливает уроки, убегает из дому, а потом и из колонии. Конечно, его снова и снова ловят и водворяют на место, но Антуан Дюанель неутомим в своем эскапизме. Стоп-кадр, которым завершается фильм, показывает его именно таким - непойманным.
Когда фильм Трюффо вышел на экраны, он был воспринят как манифест «новой волны» французского кино, обеспечивший этому направлению интернациональную славу. Антуан Дюанель - первый из целого ряда героев-эскапистов в кинематографе начала 60-х годов. Чтобы передать дух той эпохи, следовало бы смонтировать финальный эпизод этого фильма (побег Антуана Дюанеля) с бегущим из последних сил Мишелем Пуакаром, одиноким бегуном Тони Ричардсона и перебегающими через мост Жюлем и Джимом (фильмы «На последнем дыхании» Жана-Люка Годара (1959) и «Одиночество бегуна на длинную дистанцию» Тони Ричардсона (1962) и «Жюль и Джим» Франсуа Трюффо (1961). Недаром Бертолуччи процитировал одну из таких сцен в своих ностальгических «Мечтателях» - фильме, название которого адресовано всему поколению «шестидесятников»: а, именно - знаменитую сцену «пробега» через залы Лувра из «Банды аутсайдеров» Годара (1964).
Существуют две альтернативные точки зрения на «новую волну». Одни видят в ней торжество поэтической непосредственности, своего рода новый кинематографический импрессионизм, свободный - или освободившийся - от эстетических канонов и культурной памяти. Другие, напротив, рассматривают его как явление «сверхкультурное», до предела насыщенное цитатами и аллюзиями, как первый образчик постмодернистской эклектики. Ссылаются при этом на огромную «насмотренность» представителей «новой волны», которая у Трюффо сочетается с опытом работы в качестве кинокритика. «400 ударов» называют едва ли не римейком «Ноля за поведение» Жана Виго. При желании можно найти и другие отсылки: скажем, один из лучших эпизодов фильма, снятый в кукольном театре и показывающий лица детей, реагирующих на представление, очень близок аналогичной сцене в «Человеке с киноаппаратом» Дзиги Вертова, где дети наблюдают выступление фокусника.
И все же, выбирая между этими двумя толкованиями, то противоречие между ними - сугубо умозрительное. Такие качества, как легкость и непринужденность, традиционно ассоциируемые с молодостью, в искусстве, - да, и в жизни - часто являются показателями зрелости. Только созрев эстетически, кинематограф смог помолодеть. Только набравшись опыта, он смог обнаружить в себе способность к непосредственности и раскованности. «400 ударов» можно считать главным произведением «новой волны» в том числе из-за возраста главного героя. Что же до «аллюзий», то они не только не противоречат данной точке зрения - напротив, подтверждают ее. Нигде нет такого количества «цитат», как в разговорной речи - она практически сплошь состоит из них. Если начать к ним прислушиваться, потеряешь из виду самое важное - интонацию, общий рисунок, не говоря уже о содержании реплик. Важно то, что Трюффо добивается ощущения свободного, импровизированного и вдохновенного монолога. И не столь уж важно, что в монологе этом задействованы несколько фраз и выражений, которые мы где-то уже слышали. Равно как и то, что рассказчик долго и упорно упражнялся в своем искусстве говорить непринужденно.
В этом смысле «400 ударов» отличается редким единством формы и содержания. Термины, приходящие в голову по отношению к первой, столь же уместны по отношению ко второму. Импрессионистическая фрагментарность, свободная композиция полностью соответствуют витальной философии Трюффо и всей ранней «новой волны». Обычно понятие «витальность» вызывает ассоциации с какими-то экспансивными силами, по-носорожьи сметающими все на своем пути, с волей к власти, бурным темпераментом, цветущим здоровьем и хорошим аппетитом. К фильму Трюффо эти стереотипы «избытка жизненных сил» отношения не имеют. Вероятно, он вполне мог бы подписаться под афоризмами «Дао дэ цзин» насчет того, что человек рождается на свет слабым, а умирает сильным; что слабость есть признак жизни, а сила - смерти и т. д. Жизнь для Трюффо - вещь хрупкая, уязвимая и в то же время, благодаря своей пластичности, обладающая ни с чем не сравнимой силой. Никакие дисциплинарные структуры (бытовые, институциональные, ментальные) не могут вместить и удержать ее. Она - как росток, который можно переломить двумя пальцами, но который в своем росте расщепляет бетон, воспользовавшись ничтожной трещиной в его твердой и неподатливой толще.
«400 ударов» - произведение, далекое от концепции ангажированного искусства и все же в некотором смысле революционное. Благодаря этому фильму плоские лозунги типа «Запрещено запрещать» - oдин из лозунгов мая 1968 года, - приобретают осмысленность. Недаром фильм заканчивается на морском берегу: в нем есть то ощущение свободы как далекой, ничем не загроможденной, перспективы, которое и дает возможность отряхнуть с ног прах старого мира.
4 апреля. Начало сеанса в 17.30.
ЖЮЛЬ И ДЖИМ (Jules et Jim). Франция. 1962 /Многоголосый закадровый перевод/. В главных ролях: Оскар Вернер, Анри Серр, Жанна Моро, Ванна Урбино и др.
Фильм снят по мотивам полуавтобиографического романа Анри-Пьера Роше - «Жюль и Джим» (Jules et Jim, 1953). Съёмки фильма прошли довольно быстро - в период с 10 апреля по 28 июня 1961 года в Париже, на Лазурном берегу Франции и в Эльзасе.
В начале ХХ века в Париже дружили два товарища - австриец Жюль и француз Джим. Гуляли, разговаривали, разминались в спортзале, обсуждали знакомых девушек, с которыми сентиментальному белокурому Жюлю везло меньше, чем Джиму, а счастья хотелось обоим. А потом в их жизнь вошла роковая женщина - Катрин. Жюль влюбляется и просит Джима не быть помехой его роману с девушкой. Но не все так просто. Катрин ведет себя так, будто в ее груди бьются два сердца, и одним она пламенно любит Жюля, а вторым - с не меньшей страстью Джима.
Автор за кадром рассказывает историю любви: зритель видит "классический треугольник", в котором нет места истинной любви, но очень сочно/точно поданы индивидуальности каждого героя, его/ее устремления и потому трагический финал этой истории - закономерен…. Можно представить себе бурю негодования буржуазной публики 60-х, когда и сегодня поступки героев истории вряд ли найдут доброжелательный отзыв от "блюстителей морали"…
Это произведение, став одним из ключевых для «новой волны», этапных вообще для французского и всего мирового кино 60-х годов, оказало большое влияние на режиссёров разных стран, покоряя своей нежностью, деликатностью и изяществом в анализе интимных человеческих чувств.
5 апреля. Начало сеанса в 17.15.
СТРЕЛЯЙТЕ В ПИАНИСТА (Tirez sur le pianiste). Франция. 1960 /Многоголосый закадровый перевод/. В главных ролях: Шарль Азнавур, Мари Дюбуа, Николь Берже, Мишель Мерсье и др.
О своем фильме Трюффо говорит: "Идея фильма "Стреляйте в пианиста" состояла в том, чтобы сделать картину без темы, выразить все, что я хотел сказать о славе, успехе, падении, неудаче, женщинах и любви в форме детективной истории". Выбор на главную роль Азнавура оказался гениальным, так как актер сочетает в себе и способности пианиста из кафе, и профессионализм классического исполнителя. Он создал образ человека, который потерял все, что любил, кроме музыки.
Вуди Аллен о Франсуа Трюффо: «Оригинальность и свежесть картин Франсуа Трюффо состояла в том, что они несли в себе печать его личности. Мы не видели раньше в США фильмов с ярко выраженной индивидуальностью. Только коммерческое кино, предназначенное для широкой публики. У его лент другая аудитория, пусть немногочисленная, но самая верная»
Билеты в кассах кинотеатра «Родина» (СПб, Караванная, 12). Бронирование билетов по тел.: 314-2827. Стоимость билета на каждый сеанс - 300 рублей.
Черно-белое кино. Казалось бы - все в прошлом…Но, - человеческая натура по-прежнему неизменна: погоня за славой, деньгами, успехом, - как бесконечный бег по кругу… Кто следующий?!