4 февраля 2023 года посетила в галерее Инны Шакулиной «У Родины» на Итальянской улице, вернисаж моей подруги: художник и журналист Ирина Дудина на этот раз презентовала свои «коврики» и комиксы про Спайдермаусов. Выставка носила актуальное название «Конец атлантизма». 16+
Стены галереи преобразовались во что-то, похожее на Окна РОСТа 1920-х годов, излучая энергию и цвета, и смыслов. Коллажи из ситцев покрывали почти все стены, в небольшом закутке безобразничали «Спайдермаусы», - существа, похожие на «Человека-Паука», и - на «Микки Мауса», одновременно.
Чуть позже мне удалось поговорить с автором выставки, Ириной Дудиной - диалог перед вами, друзья:
- Ирина, расскажите, что за вспышка авангарда под боком у кинотеатра «Родина»?
И.Д.: «На мой взгляд, нынешние времена после начала СВО, во многом рифмуются с событиями столетней давности. На наших глазах рушится однополярный мир, когда США и НАТО, «глобанато» навязывало всему миру свои правила, свои ценности, которые шли вразрез с национальными интересами стран. Первая такая «стычка» с Атлантическим Союзом произошла, когда во время Гражданской войны страны Антанты были приглашены Белой армией и пришли на нашу территорию, как жестокие интервенты.
Страны Атлантического союза, затаив дыхание, смотрели, как фашисты «терзали» СССР, пока не поняли, что лучше с нами дружить. Сейчас происходит третий «наезд», и, мы, пытаясь выгнать бандеровскую «нечисть» с прорусской части Украины, пожелавшей на референдуме войти в состав РФ, воюем коллективным Западом. Поэтому, мой «нео-авангард» вполне уместен, перекликаясь отчасти со стилистикой 1920-х».
- А откуда у вас такой интерес к политике, столь редкий у современных художников?
И.Д: «Я занимаюсь социально-политическим плакатом в виде коллажей из тканей с 2008 года, когда на наших глазах снесли историческое здание на углу Невского и Восстания, устроив там вместо музея отечественной журналистики глобалистический «Жругр» под названием «Стокманн». А там была редакция «Сатирикона», и все писатели-классики там «кучковались», а теперь, после санкций, - где все те фирмы, ради которых сносили нашу историю?!
Я очень сильно разозлилась и сделала в виде плаката-коллажа штук десять работ на актуальные темы. Но актуальные темы стучались в моё сердце, и поэтому - сделала еще сорок работ, и, «пошло-поехало»...
С тех пор у меня было много выставок в России и за рубежом, так как темы, которые я затрагиваю, оказывались одинаково актуальными как в России, так и в Германии, Финляндии, США. Везде простой трудящийся народ страдает от капиталистической глобализации, которая выдавливает производства из стран, лишая местное население труда и национальных особенностей в виде национальных товаров и пищи. Меня даже как-то обнимала жена еврокомиссара в Хельсинки, увидев работу «Банковские тайны», где банкир удушал петлей людей, отжимая из них деньги в мешок.
- Наверное, вас должны любить политические партии и использовать ваши работы для предвыборной агитации?
И.Д.: «С моей стороны попытки были подружиться и с Жириновским, и с Зюгановым, и с Захаром Прилепиным. Для последнего я даже делала как куратор выставку питерских художников «Труд» в галерее «Мастер». Но мне кажется, современные политики консервативны и плохо ориентируются в современном искусстве, мечтая о работах «холст-масло-реализм».
И современное по форме российское искусство полностью обслуживает тех, кто - «крым не наш», а ныне тех, кого называют «пятой колонной» и «ждунами».
Началась война с коллективным западом, но все громкие выставочные площадки остались за «западниками», где процветает русофобия и антисоветизм, который логично рано или поздно соединяется с фашизмом. Ибо фашизм победила Красная Армия под знаменами социально справедливого строя. А вся «диссидентщина» рано или поздно льнет к «власовцам».
- Наверное, трудно находить площадки для подобных выставок?
И.Д.: «Трудно. «Эрарта» и «Винзавод», «Севкабель» и «Молотов» со своими масштабными пространствами, которые мне нужны, к себе меня не пускают, - «чужака» чувствуют.
Неожиданно персональную выставку мне сделали в «Союзе художников» и приняли в свои ряды в 2012 году в секцию плаката, так как почувствовали, что им не хватает в экспозициях дыхания сегодняшнего ветра.
А так большая часть двухсот выставок, в которых я принимала участие, это - частные галереи Петербурга, Красноярска, Красногорска, Москвы, это - площадки проекта Заренкова «Писатели-художники», в котором я многократно выставлялась».
- У вас выставка называется «Конец атлантизма», в чем вы его видите?
И.Д.: «Я сделала агит-платье «Донбасс - трещина мира». С 2014 года народ Донбасса восстал против Мирового зла, «спаучившегося» в жестокости украинской армии, пришедшей бомбить мирное население за то, что те не хотят отказаться от русского языка.
С 23 февраля 2022 года я испытываю как боль и тревогу, так и изумление от той скорости, с которой меняется и оздоравливается наша страна.
Восстанавливаются национальные заводы, производства, дороги. Восстанавливается человеческая нормальность. Стало можно вслух говорить «фи» пропагандистам однополой любви, так как выяснилось, что кроме ее лоббистов на ТВ, в театрах и литературе в России большинство людей, простой народ за традиционные ценности.
Повыскакивали из страны «оголтелые» русофобы, что тоже приятно и неслыханно. Хотя в стране правят бал «Магниты» и «Пятерочки», чьи хозяева сидят в США и Голландии, и «глобанат-товар» так и «прёт», несмотря на санкции, но количество русской продукции увеличилось.
Особенно радуют успехи в легкой промышленности. В городе появилось много магазинов с хорошей стильной одеждой, изготовленной нашими производителями. Возникло ощущение, что коррупционеры «нажрались» или их - «поприжали», и деньги из казны реально попадают на дела благоустроительства.
На глазах хорошеют города России, засеваются поросшие кустами поля… Перестали, наконец, в автобусах и электричках по-английски называть остановки. Это было - крайне унизительно, будто мы - «колония папуасов», и все тут - «для белых господ».
В «Теремке» звучит балалайка. Вот, в Китае ни одного английского слова на вывесках не встретишь, и ни в одной таверне их мяуканье не услышишь…
Но это - только начало работы адовой, как говорил Маяковский… Над ним издеваются «декоммунизаторы», но выход разрушенной и «убитой» в 90-е страны - реально дело страшно трудное, кровавое, а иначе - никак…
- На вернисаже много посетителей. Кто поклонники вашего творчества?
И.Д.: «Это - мои друзья. А, вообще, мои работы обычно вызывают интерес у простого народа: люди подолгу останавливаются у работ, начинают высказываться, спорить друг с другом, обсуждать увиденное, исписывать книгу отзывов на 80 процентов восторженными репликами, а на 20 - резко отрицательными. Главное, что никто не остается равнодушным.
На выставке «Арт Сибирь» красноярские художники так вдохновились, что предложили мне сделать коврики, чьи изображения можно было бы растянуть на стены многоэтажек, чтобы оживить новостройки…
Дополнительный интерес у зрителя возникает от рассматривания тканей, из которых сделаны работы: это, ведь, - история отечественного текстиля, который когда-то процветал как до революции, так и - при СССР; гляньте, какие цветочки и горошки, какая фантазия и вкус! Ныне производство тканей у нас «убито», народ одет поголовно в черное. Но я надеюсь на возрождение этой отрасли.
Как хочется, чтобы, в никому не нужном пространстве «Текстильщики» или в руинах «Красного веретена» на Обводном, застучали снова ткацкие станки, а наши девушки-художницы из Мухинского училища стали бы реализовывать свои восхитительные проекты тканей не на лоскутках, а на километрах отечественного хлопка и трикотажа».
- Мне очень понравились «спайдермаусы»…
И.Д.: «Это - наброски к книге комиксов. Через этих «товарищей» легко передавать смыслы проблем, главная из которых, - колоссальная дегуманизация, расчеловечивание человека. Эти - искусственно созданные существа со своей антиморалью, это - не расчеловечивание врага, а призыв ко всем нам, к самим себе: как бы не стать «спайдермаусом».
В него легко превратиться, но путь обратный («Баранкин, стань человеком!», - самая актуальная ныне сказка и призыв), - возможен. Хотя, и - труден...
- Вы затрагиваете острые, даже трагические темы, но цвета у работ жизнерадостные, жизнеутверждающие…
И.Д.: «Думаю, что это - русский стиль в крови кипит, мы никогда не были черно-белыми. Периоды черно-белого разделения обязательно должны сменяться цветущей сложностью».
Выставка «Конец атлантизма» Иры Дудиной работает до 23 февраля по адресу: Санкт-Петербург, ул.Итальянская, 33. Вход – свободный.
Благодарим за предоставленные материалы и фотографии работ – автора, художника Ирину Дудину.
Материал подготовлен ИА «Вольный остров».