С 9 по 20 октября 2012 года проходит XXII Международный театральный фестиваль «Балтийский дом»
По оценке международных экспертов, фестиваль «Балтийский дом» сегодня входит в высшую группу Международных театральных фестивалей, наравне с такими признанными форумами, как Эдинбургский и Авиньонский.
В день открытия театрального праздника «Балтийский дом» с журналистами встречались организаторы и участники фестиваля: А.Е Ловягин - Президент фестиваля «Балтийский дом», С.Г. Шуб - Генеральный директор Театра-фестиваля «Балтийский дом» и Руководитель фестиваля, Э. Някрошюс - режиссер, Ю.А. Левченко - Заместитель руководителя Северо-Западного регионального центра - старший вице-президент ОАО Банк ВТБ, А. Жолдак - режиссер.
М.А. Беляева, Арт-директор фестиваля открыла эту пресс-конференцию, представила участников встречи и передала микрофон г-ну А.Е Ловягину: "Мы каждый год говорим о том, чем этот фестиваль отличается от других фестивалей и очень важно понять, что корни фестиваля находились в андеграунде 30-х годов - поэтому наш фестиваль - не смотр достижений и не ярмарка тщеславия, а это - творческая лаборатория, в которой каждый раз пытаются найти что-то новое, пытаются каким-то образом развивать театральную эстетику и что-то новое вносить в этот мир! Это важно не только с точки зрения Эстетики, но и с точки зрения Политики. Потому что еще Шекспир говорил, - что если Искусство не имеет отношение к Политике, - оно не имеет смысла!" Итак, в чем же -политическое значение 22 фестиваля?:-)
Во многом благодаря Фестивалю российская публика познакомилась с творчеством ведущих мастеров европейского театра: Эймунтаса Някрошюса, Римаса Туминаса, Оскараса Коршуноваса, Алвиса Херманиса, Эльмо Нюганена, Люка Персеваля, Томаса Остермайера, Кристофа Марталера, Кристиана Смедса, Гжегожа Яжыны, Кшиштофа Варликовски и многих других. За годы своего существования «Балтийский дом» представил более 100 европейских театров.
Двадцать два года назад фестиваль …был другим. Что означает "ВОЗРАСТ" для культурного события и пространства, каким является театральный фестиваль «Балтийский дом»? - именно об этом говорил Сергей Григорьевич Шуб - Генеральный директор Театра-фестиваля «Балтийский дом» и Руководитель фестиваля:
Сергей Григорьевич Шуб: "…Мне кажется, что с каждым годом фестиваль все больше становится ПОСТУПКОМ - поступком не только художественным, но и общегражданским, общечеловеческим - как бы эти слова не казались банальными, высокопарными. Поэтому, и программа фестиваля сформирована во многом, исходя из нашего понимания Миссии современного Театра."
Программу фестиваля 2012 года составляют спектакли по русской и мировой классике: на театральном фестивале представлены - новый спектакль Эймунтаса Някрошюса поставлен по «Божественной комедии» Данте, премьерный показ коопродукции театра «Мено Фортас» (Вильнюс, Литва) и «Балтийского дома» откроет Фестиваль.
Передаем слово режиссеру Эймунтасу Някрошюсу:
Э. Някрошюс: - "…Те же самые теплые ощущения, встречи и я очень благодарен, что нас еще приглашают;…мы очень рады, что еще нужны фестивалю и самое главное - это встреча с петербургской публикой..")
Чеховские мотивы прозвучат в спектаклях «Дядя Ваня» (Театр КЛОКРИКЕ, Хельсинки, Финляндия) режиссера Андрея Жолдака, «Вишневый сад» в постановке Люка Персеваля (Театр Талия, Гамбург, Германия) и «Невидимые миру слезы» режиссера Эльмо Нюганена (Таллинский Городской Театр, Эстония).
На встрече присутствовал украинский режиссер Андрей Жолдак и, разумеется, микрофон передан ему: что ждет зрителя на чеховской классике «Дядя Ваня»?
Андрей Жолдак: - "…Я хочу быть очень спокойным - таким получился спектакль - кто его видел - они называют его "реалистичным" спектаклем,… - это не типичный спектакль для меня: это спокойный спектакль - много Чехова текста… - я отдыхал на этом спектакле после тяжелой шведской битвы..)
Время - для вопросов и первый - литовскому мастеру Э. Някрошюсу: о спектакле «Божественной комедии» и о том, есть ли в постановке своя драматургия?
Это удивительно, НО - Э. Някрошюс: "….Пьесы спектакля по роману нет, - я не умею писать и не писал ни сценария, ни пьесы - прямо работаем с книги, так работаем..)
В 2013 году театральный мир будет отмечать 150-летний юбилей Константина Сергеевича Станиславского, основателя МХТ (первоначальное название которого - Московский художественный общедоступный театр). Организаторы XXII международного фестиваля «Балтийский дом» решили посвятить его родоначальнику русского репертуарного театра. Девиз фестиваля этого года: Художественный? Общедоступный?
Именно этот девиз/слоган вызвал наиболее живой интерес среди журналистов северной столицы:) Слово для ответа взяла Арт-директор фестиваля Марина Беляева:
Марина Беляева: - "…Мы любим провокации - на самом деле здесь нет никакой провокации: в дополнительной программе есть конференция "Станиславский - за и против". Дело в том, что в 2013 году будет - это вы знете лучше меня - Станиславскому Константину Сергеевичу исполняется 150 лет. И, поскольку, мы всегда привыкли предвосхищать какие-то события, - решили в этом году, что нужно начать чуть раньше праздновать: мы приучили, что у нас всегда есть какие-то девизы фестиваля и нужен Девиз - вот, так и сложилось все очень просто и помог опять Константин Сергеевич Станиславский: когда-то их театр назывался "художественный, общедоступный" и потом они от этого очень быстро отказались; и у них слово "общедоступный" имело не тот смысл, который мы сейчас вкладываем в тот вопросительный знак в наш Девиз, поэтому, собственно, отталкиваясь от этого, мы решили, что сегодня у нас стоит такой вопрос: что же нам делать? быть художественным или общедоступным? или можно это соединить? И возможен ли театр, который является и общедоступным, и художественным? Нам показалось, что эта тема или вернее эти два слова - с вопросительными знаками, с восклицательными знаками, с многоточиями - так или иначе, - существуют во всем процессе современного театра. Поэтому нам тоже хочется, что, может, кто-то поможет и ответит на вопрос: каким же ему быть этому самому современному театру?…. Не всегда "художественность" определяется количеством зрителей в зрительном зале, но количество зрителей в зрительном зале, к сожалению определяет - на что ставить, чтобы была "художественность":-) Поэтому эти вопросы для нас важны - мы хотели на эту тему поговорить, порассуждать и подумать - вот почему "художественный" (вопросительный знак) и - "общедоступный" (вопросительный знак)!)
В дискуссию про художественность и общедоступность вступает С.Г. Шуб - Генеральный директор Театра-фестиваля «Балтийский дом» и Руководитель фестиваля:
С.Г. Шуб: - "Трудности - они не существуют вне Времени, вне Контекста, поэтому мне кажется, что критерий "художественности", применимый к театру начала 20-го века, естественно подлежит некой ревизии и "общедоступность театра" - тоже сегодня является понятием, существующем в разных контекстах: например, если бы спектакль Жолдака был бы показан в 1898 году, - вряд ли Жолдак вышел бы "живым" после премьеры своего спектакля:-) Таким образом: понятие "художественности" путешествует по Времени, меняется и ПРОГРАММА фестиваля сегодня - предъявляет разные понятия этого термина; тоже касается и понятия "общедоступность" - поэтому контекст ВРЕМЕНИ для нас - очень важен!)
Возвращаемся к Программе: в афише фестиваля еще два спектакля по мотивам пьес Шекспира: в преддверии российско-голландского года культуры один из самых интересных экспериментальных театров Нидерландов Dood Paard (Амстердам Голландия) покажет спектакль «Отелло. (Bye, bye)», а театр ОКТ (Вильнюс, Литва) представит новую работу Оскараса Коршуноваса по пьесе «Буря» – «Миранда».
Классик польского авангарда Кшиштоф Ясиньский представит свой взгляд на шекспировское наследие. В главной роли «Короля Лира» (Театр Сцена СТУ, Краков, Польша) легенда мирового театра и кино Даниэль Ольбрыхский.
Спектакль «После битвы» (Театр Эмилиа Романья, Модена, Италия) впервые в Петербурге представит творчество лауреата Европейской театральной Премии - режиссера, актера и драматурга Пиппо Дельбоно. «Балтийский дом» продолжает открывать новые театральные имена Балтийского региона. В Петербурге будет представлен спектакль «Легионеры» молодого театра из Риги, впервые принимающего участие в фестивале - Театр с улицы Гертрудес.
Пользуясь случаем задать вопрос "классику литовского театра", режиссеру Э. Някрошюсу, - спрашиваю его о том, что сегодня увидит зритель (а, скорее, этот вопрос - для тех, кто не сможет посетить этот спектакль, так как все билеты давно проданы!): есть ли сюрпризы для зрителя, и - так же будет длительным этот спектакль, как и все предыдущие?
Э. Някрошюс: "…Желание меняться, желание бороться со своими привычками и начинать новую жизеь, НО - мне это не удается; я - в старой колее..- как-будто, - ничего нового, все по-старому..)
Андрей Жолдак: - "…Я понимаю вопрос с точки зрения гуманности, но с точки зрения продюсера: если продюсер вкладывает в большие проекты - он хочет, чтобы публика шла и это было общедоступно, но мировая культура, которая существует очень давно, и показывает нам в разные периоды, что существует очень элитное, сложное искусство для общедоступности и - как соединить это - каждый театр и каждый продюсер, и режиссер решают самостоятельно; да, и - ВРЕМЯ! Время - решает.."
ВРЕМЯ… Неожиданно свой вопрос журналистам задает сам режиссер Андрей Жолдак: "здесь живут много гениев в вашем городе…Вопрос: вот, такой режиссер, как я, как Вы считает в 2013 году - что востребовано? Я бы хотел сделать ТОТАЛЬНО РАДИКАЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ, просто - как СУДОРОГА"…
Андрей Жолдак: - "…Если отбросить все ощущения: что важно? что совсем сносит башку? Или - сделать хороший спектакль, человеческий?" Из зала слышны реплики: "хороший!", "а я - за радикальный!" С.Шуб тут же, как рефери комментирует "счет": 1-1. Мы слышим вопрос: "А, нельзя - радикально-хороший?" Все улыбаются пауза… Сергей Григорьевич Шуб усиливает интригу и переадресует этот вопрос Андрею Ловягину, который когда-то сам дал первый Грант Андрею Жолдаку на постановку в БалтДоме : "вот, пусть тот, кто заказывает музыку" и - скажет:-)…Отвечает Андрей Ловягин: - "..Если бы я был снова был способом, как при первом спектакле Андрея, то…""
Как считает Андрей Ловягин, - "…это СМУТНОЕ ВРЕМЯ - очень полезно и впереди нас ждет - Борьба двух Нравственных систем!) Далее, цитирую: - "…если мы возьмем политический срез - у нас есть оппозиция, которая говорит об радикальном изменении Общества, у нас есть та Элита, которая находится у Власти, которая настаивает на своей системе консервативности и эти две системы сейчас расходятся, как титанические плиты!":
Андрей Жолдак: - "…То, что происходит сейчас в России - это Вызов ВРЕМЕНИ! Искусство сегодня тоже должно быть и красивым - есть прекрасные художники, как Додин, как Васильев, как Някрошюс - он не будет менять стили - он, как фламандская живопись.. НО - подождите: вам нужно - лучше мы будем убивать на сцене, чем в жизни!? А, у Вас убивают на улицах в Петербурге, а на сцене вы хотите видеть Дюймовочку, - как все красиво..Почему Театр должен быть такой нафталинный, спокойный?"
Вопросы-вопросы… - нет нет им числа, как и точных рецептов… Открывает двери театральный фестиваль «Балтийский дом»: входи, зритель! Тебя ждет и дополнительная программа «Балтийского дома», которая в этом году включает большое количество мероприятий: ярмарку новых театральных проектов города «Петербургский кейс. Новые имена», проект «Современная балтийская драма», презентацию европейских театральных школ «Театральный фреш», научно-практическую конференцию «Станиславский: за и против».
Фоторепортаж с пресс-конференции - можно посмотреть здесь:
Не пропустите, театралы: с 9 по 20 октября 2012 года в Петербурге проходит XXII Международный театральный фестиваль «Балтийский дом».
Перечисленными здесь событиями, - программа «Балтийского дома» не ограничивается. Организаторы фестиваля готовят еще много сюрпризов для тех, кто хочет найти ответ на вопрос: Художественный? Общедоступный? Подробнее - на сайте организатора театрального фестиваля - Театра-фестиваля «Балтийский дом»: www.baltic-house.ru.
Видео с пресс-конференции: Наталии Кириловой
Фотографии: Наталии Кириловой и пресс-центра Театра-фестиваля «Балтийский дом»