ЖИВАЯ СТАЛЬ - новый динамичный боевик студии DreamWorks SKG, разворачивающийся в недалеком будущем. Режиссер-Шон Леви. Сценарий-Джон Гейтинс, по мотивам повести Ричарда Мэтисона «Сталь». Исполнительный продюсер-Роберт Земекис, Джек Рапке, Стив Старки, Стивен Спилберг. Продюсеры-Дон Мерфи, Сьюзан Монтфорд, Шон Леви. В ролях-Хью Джекман, Эванджелин Лилли, Дакота Гойо, Кевин Дюран, Энтони Маки.
Если пересказать сюжет фильма в трех предложениях, то это сформулировано так: "главный герой Чарли Кентон (Хью Джекман) - бывший боксер, списанный по причине объявления бокса излишне кровавым, а потому запрещенным контактным видом спорта. Место живых бойцов на ринге заняли трехметровые стальные роботы. Лишившись возможности выходить на ринг, Чарли чувствует себя чужим на новом празднике жизни и подрабатывает скромным промоутером на провинциальных «стальных» боях. Ему с трудом удается сводить концы с концами, чтобы чинить списанных в утиль роботов и переезжать от одной арены к другой, соглашаясь на любую, даже самую мизерную награду за победу. Когда дела становятся хуже некуда, Чарли узнает, что у него есть десятилетний сын Макс (Дакота Гойо)..."
Перед зрителем прохожит история возрождения трех потерянных и забытых душ. «Главными героями истории становятся трое - отец, сын и машина. Каждый из них чувствует себя потерянным и никому не нужным. Суть истории в том, что это трио получает шанс оказаться на пике славы» (режиссер Шон Леви).
Сценарий ЖИВОЙ СТАЛИ написал Джон Гэйтинс, основываясь на истории Дэна Гилроя и Джереми Левина, в основу которой лег рассказ легендарного писателя-фантаста Ричарда Мэтисона «Сталь», который уже был экранизирован в 1963 году, в одной из серий сериала «Сумеречная зона», с Ли Марвином в главной роли. Мэтисон - весьма плодовитый автор, и многие его романы и рассказы были перенесены на экран, в том числе - «Я - легенда», «Дуэль», «Куда приводят мечты». В 2010 году имя Мэтисона было занесено в Зал славы научной фантастики.
Представьте себе, что в недалёком будущем (году примерно в 2020-м) фанатам бокса надоест смотреть, как люди колотят друг друга. Публика станет так кровожадна и ненасытна, что простые смертные уже не смогут утолить её аппетиты. Бокс эволюционирует до такой степени, что боксёры окажутся не нужны - их заменят роботы. Грация и мастерство настоящих атлетов останутся в прошлом. Бои будут идти по новым правилам: нечеловеческая мощь, смертельные удары и полное разрушение соперника.
Шон Леви с детства любит не только бокс, но и фильмы о боксёрах, вроде «Бешеного пса» или «Рокки». «Даже не самые удачные фильмы в этом жанре смотрятся на ура: как правило, это история о неудачнике, за которого страшно переживаешь; хочется, чтобы он вернулся и одержал окончательную победу», - рассказывает режиссёр. - ЖИВАЯ СТАЛЬ - это мой поклон тем замечательным фильмам, которые мы с братьями смотрели раз по пятьдесят...Мне кажется, боксёрские поединки так популярны, потому что в них исход ясен и очевиден: вот победитель, вот проигравший. Всё очень просто, а чем проще, тем интереснее. А если на ринг выходит великий боец, Али или Шугар Рэй Леонард, всё вокруг начинает искрить. Мне кажется, такого нет ни в одном виде спорта».
«Я уверен, что мало сделать просто большой, красивый и громкий фильм», – говорит Леви. – «Это не оригинально. В сценарии был стержень, в него была вложена душа, так что у нас получился интересный гибрид агрессивного экшна и искренней, тёплой истории о людях, ищущих дорогу к свету».
Бывший боксер вынужден зарабатывать на жизнь на тех самых машинах, которые оставили его без работы. Он ненавидит роботов, но теперь он без них никуда: они его кормят».
Чарли встречает своего давно брошенного сына Макса и вскоре понимает, что, кроме взаимной неприязни, у них есть ещё одна общая черта: страсть к робобоксу. Постепенно, осторожно, шаг за шагом, они начинают нащупывать подход друг к другу. Они находят на помойке старого робота и решают сделать из него бойца, и с этого начинается их сближение. Боксёр-неудачник, робот из металлолома и трудный подросток, знающий наизусть всю статистику ВЛР, оказываются выигрышной комбинацией, и Чарли получает шанс не только победить, но и искупить грехи.
Хью Джекмана («Люди Икс», «Престиж») привлекло в проекте ровно то же, что подкупило режиссёра и студию DreamWorks: «Мне больше всего понравилась сюжетная линия отца и сына. Там есть хороший посыл: даже те, кто натворил за свою жизнь ошибок, кому стыдно вспоминать о прошлом, могут получить второй шанс и перемениться к лучшему». Кроме того, Джекмана затянуло в мир, в котором происходит действие. «Мне понравилось, что это будущее, но не очень далёкое. Мы вполне можем до него дожить», - говорит актёр. - «К тому же я - фанат бокса, и мне захотелось посмотреть, как будут выглядеть роботы на ринге. Ну и потом, тут очень симпатичный герой - человек, которому сопереживаешь и который будет биться до победного конца. Это хороший фильм, совершенно не похожий на всё, что я делал раньше. Оказалось, что с Шоном Леви работать очень просто. Он всегда весел, полон энергии и оптимизма».
Дакота Гойо пробовался на роль Макса четыре раза: дважды присылал отснятые материалы и дважды сам приезжал в Лос-Анджелес. Там он впервые встретился с Хью Джекманом и говорит об этом так: «Я не боялся, потому что Хью очень клёвый. Он вёл себя со мной уважительно и всегда был готов к работе. Он необыкновенный, и мне очень нравится с ним работать».
Роль Бэйли досталась звезде телесериала «Остаться в живых» Эванджелин Лилли. Шон Леви признаётся, что давно был её поклонником и очень обрадовался, когда она согласилась сниматься. «Я не перестаю ей поражаться», – говорит режиссёр. – «В «Живой стали» она работает в полную силу не только в драматических сценах с Дакотой или Хью, но и в массовке, среди тысячной толпы, следящей за боями на ринге. Даже если она попадает в кадр на доли секунды, всё равно от неё идёт волна энергии. Она одна могла нам заменить целый зал зрителей».
РОБОТЫ:
Исполнительный продюсер Стивен Спилберг принимал активное участие в работе над внешним видом роботов. Он сразу сказал Шону Леви, что одной «цифрой» тут не обойдёшься, хотя технологии это позволяют. Спилберг говорит: «В цифровом кино актёры разговаривают и взаимодействуют с пустотой. Когда же перед ними есть предметное воплощение какого-то персонажа или события, когда актёр может к нему прикоснуться, посмотреть в глаза - сразу идёт живая реакция, появляются новые краски. Вот это и был мой единственный совет Шону: если будет возможность, строй роботов в полную величину».
Чтобы разработать дизайн роботов, создатели фильма обратились в коллектив талантливых и изобретательных творцов из студии Legacy Effects. Ими была создана целая небольшая армия роботов-боксёров, причём у каждого была своя внешность и свои особые способности. Создатели фильма хотели, чтобы роботы отличались не только раскраской, но и характерами, и манерой поведения. Ростом они от 220 до 260 см, внешне похожи на людей: две руки, две ноги, туловище и голова (хотя у Твин Ситиз – две головы). Но они способны вытворять такое, чего люди не могут. Работа над характерами роботов оказалась трудной, но интересной творческой задачей для дизайнеров и создателей фильма.
Кроме всего прочего, Леви хотел, чтобы у каждого робота был свой специфический набор издаваемых звуков. Во-первых, удары, наносимые в бою, рождают разные звуки, в зависимости от фактуры материала, строения, структуры и массы робота. Во-вторых, есть ещё звуки, которые робот издаёт при движении: жужжание, свист, гудение двигателя или компьютерный шум. Звукоинженер Крейг Хениган увлечённо работал над созданием звуков, которых нет ни в одной звукотеке. Он ходил на свалки и записывал, как ломают машины, как металл бьётся об металл и т.д.; потом обрабатывал записи, прокручивал их задом наперёд или изменял их диапазон.
Многие роботы выделяются красотой дизайна и яркостью красок, но Атом, робот-герой, сделан из металлолома и не скрывает своих вмятин и царапин. Да, он не король красоты, но его голубые светодиодные глаза блестят и полны решимости. У Атома есть необычная функция, позволяющая ему копировать любые движения, которые он видит. Когда Чарли тренирует его, Атом перенимает его пластику, его технику и приёмы и начинает боксировать с грацией и изяществом, давно уже забытыми на ринге.
Что же делает Атом особенным на фоне остальных роботов? Над этим вопросом сценарист, режиссёр и продюсеры сломали немало копий. Кто он, просто железка с программным обеспечением, или же у него есть какое-то подобие самосознания?
"ЧЕМПИОНАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ – ИХ СОБИРАЮТ":
В ЖИВОЙ СТАЛИ Чарли Кентон и его роботы-боксёры пытаются выбиться из опасного мира подпольных турниров в большой турнир ВЛР, где победителя ждёт слава и большой призовой фонд.
За яркими, блестящими, могучими, дорогостоящими роботами-боксёрами Лиги стоят целые команды людей: инженеры-разработчики, владельцы и операторы. У каждого робота своя индивидуальность, своя окраска, свой боевой стиль.
АТОМ: может быть, он не самый блестящий и большой робот, зато самый необычный. Это - робот-герой. ЗЕВС: чемпион по техногенному боксу. Он описывается, как ходячая «Звезда Смерти». Его цвет - черный металлик. В его руках скрывается поршневой механизм, позволяющий наносить мощные кулачные удары. Он никогда не проигрывал на ринге. Мало того - ни один робот не выживал в схватке с этим монстром дольше одного раунда. МАЙДАС: в выборе цвета предпочитает красную краску и золото. Своеобразный индеец на ринге. Вспыльчив, ненавидит следовать правилам. Готов использовать любые средства, чтобы выиграть бой. НОЙЗИ БОЙ: этот робот - бывший представитель Лиги. Когда он начал проигрывать бои, был в качестве выставочного экспоната сослан ездить по выставкам в Латинской Америке и Азии. Вернулся на ринг, но уже не как член Лиги, поэтому дерется по законам улиц и не гнушается запрещенных приемов. ЭМБУШ: низкопробный робот с цепной передачей. Единственный противник, которого Эмбуш может победить в честном бою - копна сена. ТВИНСИТИЗ: победоносный двухголовый робот с мощным торсом. АКСЕЛЬРОД: одна рука Аксельрода выкрашена в зеленый цвет, другая - в синий. Учитывая то, что его руки еще и по размеру отличаются, Аксельрод похож на робота, которого мог бы создать профессор Франкенштейн.
В начале фильма мы находимся в недалёком будущем (точнее, в 2020 году), и ВЛР существует уже 7 лет. Её история началась в 2013-м, когда по телевидению был показан первый бой между роботами. Рейтинги были ошеломительными, и вскоре после этого была создана Лига. С 2014 года начал развиваться и подпольный робобокс. С 2016 года бокс роботов распространился по всему миру. В 2018 году на арену вышел ЗЕВС, робот-боксёр нового поколения, крупнее и мощнее всех остальных. Он был создан, чтобы крушить и побеждать. Его единственная цель - полное уничтожение соперника. В 2020 году ЗЕВС - непобедимый чемпион мира, а ВЛР - мир глобальных телетрансляций, спонсорских денег, славы и популярности. Невезучий промоутер Чарли Кентон хочет пробиться в этот мир - и сделает для этого всё, что в его силах.
В ЖИВОЙ СТАЛИ есть два боксёрских мира, и между ними проложена чёткая граница. Есть два уровня спорта. Есть ВЛР (Всемирная лига робобокса), эквивалент NASCAR или NBA. Это мир больших денег, официальных турниров и строгих правил. На другом полюсе - жадный мир подпольных турниров, где нет ни правил, ни ограничений. Там дерутся грязно, беспощадно, до полного разрушения.
БОКС
Шон Леви просмотрел немало боксёрских матчей, изучая хореографию бойцов, и понял, что каждый бой должен быть особенным. То, что участвуют в них не люди, а роботы, тоже многое меняет. «Они не устают. Не теряют темпа», - говорит Леви.- «И возможности для хореографии открываются огромные. Гарретт Уоррен занимался постановкой боёв и благодаря ему каждая схватка неповторима». «Бои под патронажем лиги подчиняются правилам обычного бокса, а вот подпольные схватки больше похожи на бои без правил», - объясняет Леви. - «Разрешается всё: удушения, захваты, удары коленями и локтями. У каждого боя своя хореография и своя драматургия: сначала побеждает один, потом наступает момент перелома и всё меняется на глазах, так что каждый бой - это готовый рассказ».
Продюсеры пригласили Шугара Рэя Леонарда, одного из самых знаменитых боксёров мира и чемпиона в пяти разных весовых категориях, в качестве консультанта и персонального тренера Хью Джекмана. Продюсер Дон Мёрфи объясняет: «Нам хотелось, чтобы бокс в нашем фильме был не только реалистичным, но и убедительным, поэтому мы пригласили Рэя Леонарда, чтобы он не только научил правильно двигаться актёров в маркерных костюмах, но и режиссёра с постановщиками трюков обучил некоторым тонкостям мастерства. Он добился того, что бои у нас как настоящие: роботы не просто стоят и тупо дубасят друг друга».
Когда Леонард появился на площадке, Хью Джекман радовался больше всех: его отец в молодости был неплохим боксёром и в армии заработал чемпионский титул. Джекман говорит: «Когда я сказал отцу, что я работаю на съёмках с Шугаром Рэем Леонардом… наверное, таким обалдевшим от радости я его никогда не видел. Он сказал, что из всех людей, когда-либо выходивших на ринг, Шугар Рэй Леонард - единственный настоящий чемпион. Конечно, были и другие чемпионы, но вряд ли кто-то пользуется таким же уважением. И это сразу понятно, стоит только его увидеть. Он очень бодр, кипуч, всегда готов помочь и поделиться своими знаниями. И сам очень уважительно относится к людям». Несмотря на жестокость этого спорта, знатоки утверждают, что бокс – это упражнение не только для мышц, но и для ума. Леонард согласен: «Если ты можешь просчитать соперника, один-два раунда точно твои. К чемпионству во многом приводит умение трезво мыслить. Для меня спорт - это вид искусства. Перед каждым боем я прокручиваю в голове его сценарий, и в девяти случаях из десяти всё проходит именно так, как я себе представлял».
Леонард уверен, что боксёрами рождаются, а не становятся. И всё-таки он помог Хью Джекману выглядеть убедительно в роли боксёра. «Я уже много лет наблюдаю за Хью. Он мог бы стать боксёром: у него правильное тело и правильная сила. Он был отличным учеником. Внимательно слушал, всё впитывал, переваривал и потом делал сам». Джекман и сам увлекался боксом, тем интереснее ему были советы одного из величайших боксёров мира. Леонард научил его правильно защищаться, наносить хук правой и не забывать прикрываться свободной рукой во время удара. «На самом деле, я лишь кое-где слегка его подправил», - говорит Леонард. - «В конце концов, он спортсмен и в прекрасной форме. Он всё ловит на лету». Достоверность - это главное, чего добивался Леонард. По сценарию герой Джекмана почти всё время проводит в углу ринга, на котором бьётся его подопечный, робот-боксёр Атом. Леонард многое рассказал Джекману о связи между тренером и боксёром и о том, как важно, чтобы во время боя в углу находился правильный человек. «Мой персонаж - тренер, а не боксёр», - объясняет Джекман. - «Я -хозяин этих роботов, я ими управляю, я организую бои, я нахожусь в углу во время схватки. Этот момент мы с Шугаром Рэем обсуждали очень интенсивно. Он всё говорил, что я не понимаю, насколько важен такой человек во время боя».
«Даже если на ринге роботы, всё равно от тебя должна исходить сила и уверенность. Ты могуч как скала. Шугар Рэй говорил, что нанимал Анджело Данди примерно за две-три недели до боя, потому что только Анджело знал, как надо правильно с ним разговаривать во время схватки. Самое страшное, когда в углу сидит человек, который не может в нужный момент сказать нужные слова. Я должен чувствовать, когда надо подбодрить бойца, а когда лучше промолчать. Связь между тренером и боксёром не должна прерываться ни на миг. Раньше я об этом не думал, и тут Леонард мне очень помог».
Технология Съемок
Режиссёр Шон Леви не любит присваивать чужие заслуги и говорит, что удивительные технологии, использованные в «Живой стали» «во многом были позаимствованы у Джеймса Кэмерона и «Аватара»: «Это новое поколение спецэффектов. Проще говоря, вместо того, чтобы снимать по старинке: оставлять в кадре пустоту, куда потом компьютерные аниматоры врисуют робота, - мы делали motion capture и снимали настоящую схватку между боксёрами в маркерных костюмах, а Гаррет Уоррен и Шугар Рэй Леонард ставили им движения. Все их телодвижения были записаны, оцифрованы, сложены в архив. Затем, несколько месяцев спустя, мы приходили на съёмочную площадку, выстраивали кадр и при помощи камеры Simul-Cam B вставляли эту записанную заранее схватку в реальный мир».
«Эта технология была изобретена на «Аватаре», но мы применяем её несколько иначе. В «Аватаре» записывали движения актёров в motion capture и вставляли в виртуальный мир. А мы используем их в мире настоящем»: «Вот как это происходит», - говорит он. - «Мы одеваем боксёров в маркерные комбинезоны и выводим на ринг. Они ведут бой. Все их движения записываются и синхронно транслируются на экран, где вместо людей движутся нарисованные роботы. Потом мы приезжаем в интерьер, настраиваем камеру на пустой ринг, и технология позволяет вывести на монитор бой, записанный полгода назад, но только теперь он проходит на этом самом ринге, перед которым ты сидишь. Это и называется Simul-Cam B».
Поскольку создатели фильма имели дело с роботами, над движениями пришлось поработать. Леви объясняет: «Нельзя было использовать записанные движения как есть. У роботов получилась бы слишком человеческая пластика. Поэтому мы замедлили скорость до 89%. Это многое изменило. Роботы не могут двигаться со скоростью человека. А чуть замедлишь скорость - и сразу создаётся иллюзия большой массы. Была ещё одна проблема: иногда Атом был слишком хорош, и мы делали его чуть скованнее, тяжелее и неповоротливее».
ОБРАЗ БУДУЩЕГО
И, последнее о фильме - это Образ будущего в ЖИВОЙ СТАЛИ. Художник-постановщик Том Мейер («Дитя тьмы», «Джона Хекс») постарался создать будущее, максимально похожее на наше настоящее, но при этом наделённое чертами прошлого. Шон Леви назвал этот стиль «ретро-будущее». «Это такой своеобразный коллаж из классических образов старой Америки и образов будущего, в котором может существовать такой вид спорта.. и - это не такое будущее, каким его обычно показывают в кино - стальное, бесцветное, металлическое. Нет, у нас очень много красок, палитра насыщенная, при этом освещение всегда выглядит естественным. В этом мире нет кричащей вычурности».
Фильм снимался в штате Мичиган, в основном в Детройте, и никаких декораций построено не было. Съёмки велись на уже существующих объектах, спортивных аренах и старых автомобильных фабриках. Леви хотел, чтобы мир фильма, при всей его красоте, выглядел сурово. Оператор Мауро Фиоре, обладатель «Оскара» за «Аватар», сделал именно то, что было нужно. Леви вспоминает, как доносил Фиоре свои идеи: «Я сказал ему, что мне нравится «Аватар», но нужен мне «Тренировочный день» (который тоже снимал Фиоре)».
Формула «ретро-будущее» определила многие составляющие ЖИВОЙ СТАЛИ. Художник по костюмам Марлен Стюарт сделала всё, чтобы её цех помог режиссёру и актёрам донести такое видение персонажей. Режиссёр Шон Леви: «Я надеюсь, что люди в кино будут впечатлены и тронуты. Надеюсь, им не будет скучно. Надеюсь, они будут смеяться и болеть за «своих». Я хотел, чтобы фильм получился и зрелищным, и пронзительным. Надеюсь, что зрители почувствуют и то, и другое».
Продюсер Дон Мёрфи: «Я думаю, что каждый найдёт в ЖИВОЙ СТАЛИ что-нибудь для себя. Для мужчин тут есть бокс, для мальчишек - роботы, для женщин - Хью Джекман, и для всех - семейные ценности». Продюсер Сьюзен Монтфорд: «Это красивая, очень зрелищная история с оригинальным сюжетом. Я думаю, в ней есть всё, что нужно...».
И я, которая уже посмотрела этот фильм с удовольствием, могу только добавить, что и женщина может найти в этом фильме... БОКС! Да здравствует спорт, зрелище, адреналин от схваток на ринге и замирание сердца от минутной нежности мужчины и женщины, что расстаются для того, чтобы встретиться заново, набело, как в первую встречу:))))) Фильм ЖИВАЯ СТАЛЬ, правда, понравился незамысловатым сюжетом и искренностью чувств. Остальное Вы уже прочитали. Самое время - пойти в кино! Билеты уже в продаже - в кинотеатре Кристалл Палас!
В РОССИЙСКИЙ ПРОКАТ ФИЛЬМ DREAMWORKS STUDIOS SKG «ЖИВАЯ СТАЛЬ» ВЫХОДИТ 6 ОКТЯБРЯ 2011.